Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения
Автор: Ю. Я. Киселев.
№ | Содержание | Балл | |
Поведение | |||
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность | |||
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую деятельность | |||
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат | |||
Частая смена настроений, суетливость | |||
Мимика, пантомимика | |||
Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты | |||
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных | |||
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре | |||
Мимика напряженная, челюсти сжаты, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция | |||
Движения | |||
Движения замедленные, вялые | |||
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно | |||
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет | |||
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела | |||
Статические позы | |||
Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения | |||
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами | |||
Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене | |||
Позы неудобные, частая их смена | |||
Речь | |||
Замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос | |||
Обычная | |||
Более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно | |||
Частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса | |||
Вегетативные сдвиги | |||
Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их | |||
Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный | |||
Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен | |||
Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены | |||
В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу нарастания внешнего проявления эмоционального возбуждения:
· оценка 2 балла соответствует обычному — фоновому — эмоциональному состоянию, свойственному в спокойной обстановке;
· 1 балл — недостаточному эмоциональному возбуждению (например, апатия);
· 3 балла — повышенному по сравнению с обычным уровню эмоционального возбуждения;
- 4 балла — чрезмерная интенсивность эмоционального состояния.
Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения
Внешние признаки эмоционального возбуждения | Условная оценка | ||
Оптимальный уровень эмоционального возбуждения | Чрезмерное эмоциональное возбуждение | Недостаточное эмоциональное возбуждение | |
Поведение | |||
Мимика, пантомимика | |||
Движения | |||
Статические позы | |||
Речь | |||
Вегетативные сдвиги | |||
Сумма баллов |
Методика «Паровозик»
Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПО) психического состояния. Она применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
В качестве стимульного материала используются: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.»
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных, полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.
Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
Два балла присваивается, если ребенок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую позицию; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное.
При 4—6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС не); при 7-9 баллах — как НПО средней степени;
Больше 9 баллов — НПС высокой степени.
Наряду с получением индивидуальных результатов можно определить и общий психологический климат в группе детского сада.
Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.
а-б
* 100%
количество детей
70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
42-69 % — средняя сБПК;
26—41,9 % — незначительная сБПК;
0 до 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
1 до -25% - средняя сНПК;
-26% и ниже – сильняя сНПК.