Социометрическая проба «День рождения»
(Методика М. Панфиловой)
Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.
Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.
Инструкция. «Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим — звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки — снежинку.)
Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке — порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных...
Их располагаем в порядке называния или усаживаем на стульчики», которые предлагает ребенок.
После четвертого выбора можно предложить повторяющий - вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)
Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».
Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.
Анализ результатов
1. Потребность в общении:
а) желает общаться в широком кругу — используются все «стульчики» или добавляются новые;
б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу — «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;
в) несформированная потребность в общении — выбор игрушек, предметов, животных.
2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения — люди располагаются рядом с «именинником».
3. Значимость социальных окружений:
· количественное преобладание взрослых, детей, предметов — наличие опыта общения с ними;
· преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т.д.) — значимая среда в общении;
· половое преобладание в общении — наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.
Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул »). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимую информацию, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.
Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др.).
Методика игры «Секрет».
Подготовка исследования: подготовить переводные картинки по 3 штуки на каждого ребёнка и 6-8 запасных.
Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3-7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется два раза в год (в октябре – ноябре, в апреле – мае). Каждого ребёнку «по-секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. Её можно провести в раздевальной комнате. Перед началом эксперимента ребёнку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют, и их нет в детском саду». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем ребятам, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть».
После того, как ребёнок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты решил подарить картинки именно этим ребятам?» Затем говорят:»Если бы у тебя было много-много картинок и только трём детям из группы не хватило, кому бы ты тогда не стал дарить картинки и почему?» Все ответы записываются, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.
Обработка данных:
подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносятся в таблицу. Положительный выбор обозначают +, отрицательный - . Взаимный выбор .
Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребёнка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:
1. «Предпочитаемые» - 6-7 выборов.
2. «Принятые» - 3-5 выборов.
3. «Не принятые» - 1-2 выбора.
4. «Изолированные» - не получившие ни одного выбора».
(Встречается и несколько другое название групп «Лидеры», «Предпочитаемые», «Терпимые», «Изолированные»).
Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе. Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов.