Интерпретация 2 (интегративно-оценочная).
Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.
Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10 х 15 см. Инструкция: «Нарисуй свой портрет».
· Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими
художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.
· Схематичное изображение — в виде лица, схемы тела, бюста,
нарисованного в профиль или анфас, — интеллектуальный склад
ума. Изображение соответствует синтетическому когнитивному
стилю с тенденцией к обобщению.
· Реалистическое изображение — выполнено с более тщательны
ми подробностями, т. е. с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи,
одежды — это люди, отличающиеся большой педантичностью,
склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.
· Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде
какого-то предмета, например, чайника. Это люди художественного
склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностями; чувством юмора.
· В интерьере — лица, обладающие способностью к сюжетному
описанию, направлена на внешнее предметное окружение.
· Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-
либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его — лица, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственные состояния. Причем изображаемая эмоция может
быть противоположна настоящей.
· Изображение позы или движения — свойственно людям с выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. д.
· Изображение со спины — вместо лица рисуют затылок. Это свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, исследователю и т. д., либо при нежелании рисовать лицо.
№ | Выделенный показатель | Оценка | |
Изображение в виде одного лица | |||
В виде бюста | |||
В полный рост | |||
Профиль | |||
Анфас | |||
Схематичное изображение | |||
Реалистическое | |||
Метафорическое | |||
В интерьере | |||
Более 1 изображения: 2, 3 и т. д. | |||
На фоне пейзажа | |||
В декоративной рамке | |||
В эмоциональном состоянии | |||
В виде литературного персонажа | |||
Выполняется в виде движущегося изображения | |||
С предметом в руках | |||
Размер изображения в кв. сантиметрах | |||
Высота изображения | |||
Степень сходства изображения с оригиналом (1, 2, 3 балла) | |||
Степень нажима, толщины линии (1 , 2 балла) | |||
Наличие штриховки (1 , 2, 3 балла) | |||
Эмоциональная выразительность изображения (1, 2, 3 балла) | |||
Степень прорисовки лица (1 , 2, 3 балла) | |||
Наличие глаз носа рта бровей ресниц и т. д. | |||
Вид:
· Перечисляющий — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт.
· Органический — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т. д. — мыслительный интроверт.
· Гаптический — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» — сенсорный интроверт.
· Эмфатический — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт.
· Декоративный — изображение портрета в явно приукрашенном виде в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — сенсорный экстраверт.
· Имажинарный — изучение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт.
· Ритмический — изображение, в котором подчеркивается движение, т. е. изображение движущегося человека — идущего, бегущего по лестнице и т. д. — интуитивный экстраверт.
· Структурный рисунок — изображение себя как есть — интуитивный интроверт.
Тест «Страхи в домиках»
В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т.д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.
Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов, у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А.И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом — черный дом».
Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют, а ключ — выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.
Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...? Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.
В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?
Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).
Страхи:
1. дома один;
2. нападение бандитов;
3. заболеть, заразиться; когда остаешься
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. боязнь каких-то людей;
7. мамы или папы;
8. того, что они тебя накажут;
9. сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
10. опоздать в детский сад;
11. перед тем, как заснуть;
12. страшных снов;
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющиеся нормативным (по А.И. Захарову) показывает следующая таблица.
Возраст | Число страхов | |
Мальчики | Девочки | |
7 (дошкольники) | ||
7 (школьники) |
Возрастные особенности проявления страхов:
· 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;
· 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов;
· после 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;
· 2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов;
Младший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи:
· боязнь сказочных персонажей;
· уколов;
· боли;
· крови;
· высоты;
· неожиданных звуков;
· типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства;
Старший дошкольный возраст — могут присутствовать страхи:
· смерти;
· смерти родителей;
· животных;
· сказочных персонажей;
· глубины;
· страшных снов;
· огня;
· пожара;
· нападения;
· войны;
· у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.
Младший школьный возраст
· страх опоздания в школу
· порицания
· сделать что-нибудь не так
· страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст
· страх смерти родителей
· страх войны.
Тест «Два домика».
Начинается исследование со вступления в контакт с ребёнком и обсуждения с ним дома, в котором он живёт.
Далее экспериментатор говорит: «А теперь давай построим для тебя прекрасный, красивый, красный дом».
Нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность.
«Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили».
Около дома записывается имя ребёнка.
«Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой. Поселяй, кого хочешь!» Около дома записываются имена будущих обитателей. Нейтральным тоном спрашивается: А кто это?»
Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом – чёрный, но никак не характеризуя его: «Это просто другой дом». «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить. Кого туда поселим?» Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?»
Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется не упомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить».
При анализе учитывается:
а) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой.
б) качественные показатели: куда вселяет родителей, родных, куда поселяет воспитателей, куда поселяет сверстников, учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др.), а также словесные реакции.