Положение рисунка на странице.

Склонность к тщательной центровке рисунка — проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и неумения приспособиться, адаптироваться к среде, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде.

Если рисунок размещен в левом верхнем углу страницы — таким испытуемым свойственно проявлять тревожность или регрессию (реакцию избежания), что отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое.

Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное поведение и (или) негативное неприятие инструкций, наблюдается тенденция к частой смене положения рисуночной формы или повороте листа.

Если же рисунок соприкасается с краем (несколькими краями) листа, это всегда является значимым фактором. Случай срезания краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома или проживающими там людьми; срезание макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска ее в реальности; случаи срезания элементов рисунка человека, по-видимому, выражают переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности.

По отношению ко времени срез левого края рисунка обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; срез правого края рисунка свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого.

Контакт рисунка с верхним краем страницы означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения. Использование нижнего края страницы вместо линий основания рисунка означает: более или менее генерализованную незащищенность, депрессивно окрашенное настроение. Также установлено, что в рисунке дерева или дома использование места слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа — как выражение преобладания сферы интеллектуальной.

Способ изображения. Психолог должен обратить внимание на два момента: применение нетипичных способов штриховки, применение реалистичного и правдоподобного изображения. Нормальная штриховка наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.

Еще одним из параметров оценки выступает время, затраченное на выполнение задания. Предполагается, что, определив количество времени, затраченного испытуемым, и продуктивность его использования в процессе рисования и последующего опроса, психолог может узнать, насколько значим для испытуемого данный рисунок в целом и составляющие его части.

Необходимо обратить внимание на отношение общего количества затраченного времени к качеству рисунков. Если качество рисунка высокое, нет нужды задаваться вопросом о степени психической интеграции личности испытуемого, даже если было затрачено много времени. Исследователь должен решить оправданно ли затраченное время количеством деталей и способом их изображения. Паузу в процессе рисования продолжительностью более 5 секунд можно расценивать как достаточное доказательство конфликта, при отсутствии оснований для утверждения обратного. Ключ к пониманию причины конфликта обычно дает та или иная часть рисунка, во время, перед или после выполнения которой испытуемый делает паузу.

Качество линий — один из важнейших параметров, используемых при интерпретации.

Жирные линии в рисунке испытуемого, не имеющего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности неопределенного характера. Если такие линии использованы в изображении определенных де талей рисунка, это может означать фиксацию на этой детали и (или) враждебность, подавленную или открытую. Если контур дома или человека нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить внутриличностный баланс. Если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, вероятно, означает, что испытуемый старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии. Очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни. Жирные линии контура крыши дома означают (если рассматривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.

Тип линии. Психолог должен определить следующие характеристики линий: линии прерывистые или непрерывные; линии всегда (почти всегда) твердые и прямые или всегда (почти всегда) плавные и изогнутые. Постоянное использование эскизных, прерывистых линий, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезности, а в отдельных случаях указывает на состояние напряжения и тревожности. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ригидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия — здоровый признак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии условностей и ограничений.

Выделяют также такой параметр, как самокритичность. Считается, что самокритичное отношение хорошо интегрированного индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя рисунками.

Ниже мы приведем основные моменты, на которые следует обратить внимание при интерпретации детского рисунка.

Характерное качество Проявление в рисунке
Незащищенность Ребенок помещает весь рисунок в центре листа; непропорциональные части тела человека; длинные руки, широко расставленные ноги; много второстепенных деталей
Тревожность Большое количество облаков, сильное выделение отдельных деталей, ограничение пространства рамкой, штриховка, линии с сильным нажимом, многими стираниями, толстая линия фундамента дома, интенсивное закрашивание волос
Недоверие Слабая линия рисунка, расположение дома на краю листа, слабая линия ствола дерева, очень маленькая дверь дома, прикрывание рисунка рукой в самом процессе
Чувство неполноценности Очень маленький размер рисунка, отсутствие рук и ног, очень маленькие руки человека, узкие плечи
Враждебность Отсутствие окон дома, пустые глазницы, острые пальцы, очень большие деревья, агрессивная позиция человека
Конфликтность Прорисовывание другого объекта, отказ рисовать заданные объекты, отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома
Трудность общения Отсутствие дверей (или очень маленькая), в излишне закрытые окна, отсутствие основных деталей лица; человек нарисован схематично — палочками, оборонительная позиция рук, дверь без ручки
Депрессивность Помещение рисунка в самом низу листа, расположение дерева и дома сверху, присутствие линии основания, идущей вниз, очень маленький размер рисунка  

Вариант интерпретации

«Дом».

1.1 Дом старый, развалившийся. Иногда субъект, таким образом, может выразить отношение к самому себе.

1.2 Дом вдали. Чувство отвергнутости (отверженности).

1.3 Дом вблизи – открытость, доступность (или) чувство теплоты и гостеприимства.

1.4 Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

1.5 Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интер-персональных отношениях.

1.6 Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценки реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения).

1.7 Задняя стена, изображённая с другой стороны необычно выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям; но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

1.8 Контур задней стены значительно толще(ярче) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

1.9 Стена, отсутствие её основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещён внизу).

1.10 Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

1.11 Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

1.12 Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

1.13 Стена: контуры линии слишком акцентуированы – сознательное стремление сохранить контроль.

1.14 Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьёзные тенденции к отчуждению и оппозиции.

1.15 Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

1.16 Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения, прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

1.17 Двери. Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении открыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

1.13 Двери (одни или несколько), задние или боковые – отрешённость, отступление, избегание.

1.14 Двери (одни или несколько) парадные – первый признак откровенности, достижимости.

1.15 Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

1.16 Двери боковые (одни или несколько) – отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.

1.17 Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

1. 18 Двери очень маленькие – нежелание впускать в своё «я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

1.19 Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

1.20 Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

1.21 Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

1.22 Окна сильно открытые – субъект ведёт себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

1.23 Окна сильно закрытые (занавешенные) – озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

1.24 Окна без стёкол – враждебность, отчуждённость.

1.25 Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчуждённость.

1.26 Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхнем этаже – «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Крыша – сфера фантазии.

1.27 Крыша и труба, сорванные ветром – символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

1. 28 Крыша, жирный контур несвойственный всему рисунку – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождённая тревогой.

1. 29 Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

1. 30 Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (её обузданием).

1.31 Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

1.32 Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены – усилена защитная установка.

1. 33 Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

1.34 Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

1.35 Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

ДОПОЛНЕНИЯ

Кусты – хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать её.

Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким.

Солнце – символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

ЦВЕТ

Обычное его использование.

Зелёный – для крыши.

Коричневый – для стен.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделённый человек обычно использует не меньше 2 или не больше 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет – боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета.Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Черный – застенчивость, пугливость.

Зелёный – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение не важно при использовании зелёного цвета для ветвей деревьев или крыши дома.

Оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.

Пурпурный – сильная потребность власти.

Красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Жёлтый – сильные признаки враждебности.

Штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Размещение рисунка.

1.1 Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

а) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели;

б) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряжённость);

в) субъект склонен держаться в стороне.

1.2 Размещение рисунка точно в центре листа – незащищённость и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

1.3 Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

а) субъект чувствует себя не безопасно и неудобно и что это создаёт у него депрессивное настроение;

б) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

1.4 Размещение рисунка на левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность.

1.5 Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или в фантазии.

1.6 Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

1.7 Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущем. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями. Стремление сохранить жёсткий контроль.

1.8 Рисунок выходит за верхний край листа – фиксирование на фантазиях как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

1.9 Контуры очень прямые – ригидность.

1.10 Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем указание на неспособность к чёткой позиции.

«Человек»

2.1 Голова – сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

2.2 Голова большая – неосознанное подчёркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

2.3 Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

2.4 Нечёткая голова – застенчивость, робость.

2.5 Подчёркнутая шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

2. 6 Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

2.7 Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям.

2.8 Плечи и их размеры – признак физической силы или потребности во власти.

2.9 Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

2.10 Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

2.11 Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

2.12 Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

2.13 Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

ТУЛОВИЩЕ

2.14 Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

2.15 Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворённых, остро осознаваемых субъектом потребностей.

2.16 Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

2.17 Лицо подчёркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

2.18 Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать.

2.19 Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

2.20 Уши слишком подчёркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике.

2.21 Уши маленькие – стремление не принимать никакой критике, заглушить её.

2.22 Глаза закрыты – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

2.23 Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

2.24 Глаза выпучены – грубость, чёрствость.

2.25 Глаза маленькие – погружённость в себя.

2.26 Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

2.27 Полные губы на лице мужчины – женственность.

2.28 Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

2.29 Рот впалый – пассивная зависимость

2.30 Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

2.31 Ноздри – примитивная агрессия

2.32 Зубы чётко нарисованы – агрессивность.

2.33 Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

2.34 Выражение лица подобострастное – незащищённость

2.35 Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчуждённости.

2. 36 Брови редкие, короткие – презрение, изощрённость.

2.37 Волосы – признак мужественности, храбрости, силы.

2. 38 Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с воображением.

2. 39 Волосы не заштрихованы – субъектом управляют враждебные чувства.

КОНЕЧНОСТИ

2.40 Широкие руки – интенсивное стремление к действию.

2.41 Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивности.

2.42 Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

2.43 Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.

2.44 Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как компенсации.

2.45 Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

2.46 Руки напряжены и прижаты к телу – ригидность.

2.47 Руки очень короткие – отсутствие стремлений.

2.48 Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.

2.49 Руки изображены близко к телу – напряжение.

2.50 Большие руки и ноги у мужчины – грубость, чёрствость.

2.51 Сужающиеся руки и ноги – женственность.

2.52 Руки длинные – желание чего – то достигнуть.

2.53 Руки длинные и слабые – зависимость, потребность в опеке.

2.54 Руки, повёрнутые в стороны – зависимость, желание любви, привязанности.

2.55 Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных, страх перед агрессивными выпадами.

2.56 Рука, как боксёрская перчатка – вытесненная агрессия.

2.57 Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

2.58 Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.

2.59 Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

2.60 Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

2.61 Большие пальцы – грубость, чёрствость.

2.62 Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

2.63 Пальцы без ладоней - грубость, чёрствость, агрессия.

2.64 Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

2.65 Пальцы длинные – открытая агрессия.

2.66 Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

2.67 Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

2.68 Кулаки далеко от тела – открытый протест.

2.69 Пальцы крупные – враждебность.

2.70 Ноги непропорционально длинные – сильная потребность к независимости и стремление к ней.

2.71 Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

2.72 Рисунок начат со ступней ног – боязливость.

2.73 Ступни не изображены – замкнутость, робость.

2.74 Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищённость).

2.75 Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.

2.76 Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

2.77 Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

2.78 Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.

2.79 Голова в профиль, тело – анфас – тревога, вызванная социальным окружением, потребность в общении.

2.80 Человек изображённый в беге – желание убежать, скрыться от кого – либо.

2.81 Человек без определённых частей тела – указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.

2.82 Человек в плавном лёгком шаге хорошая приспособляемость.

2.83 Человек – абсолютный профиль – серьёзная отрешённость, замкнутость и оппозиционные тенденции.

ФОН, ОКРУЖЕНИЕ.

2.84 Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия.

2.85 Забор для опоры, контур земли – незащищённость.

2.86 Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

2. 87 Линия основы (земли) – незащищённость.

2. 88 Оружие – агрессивность.

МНОГОПЛАНОВЫЕ КРИТЕРИИ.

2. 89 Разрывы линий, стёртые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

2. 90 Пуговицы, пряжка ремня, подчёркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

2.91 Контур, нажим, штриховка. Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

2.92 Закруглённые линии – женственность.

2. 93 Контур неяркий – боязливость, робость.

2. 94 Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

2.95 Тонкие продлённые линии – напряжение.

2.96 Эскизный контур – тревога, робость.

2.97 Разрыв контура – сфера конфликтов.

2.98 Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.

2.99 Уверенные твёрдые линии – амбиции, рвение.

2.100 Яркая линия – грубость.

2.101 Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряжённость.

2.102 Лёгкие линии – недостаток энергии.

2.103 Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность. Тревога, незащищённость.

2.104 Длина штрихов – если человек возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.

2.105 Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство.

2.106 Штрихи угловатые – напряжение, замкнутость.

2.107 Горизонтальные штрихи – подчёркивание воображения, женственность, слабость.

2. 108 Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

2.109 Стирания – тревожность, опасливость.

2.110 Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

2.111 Большой рисунок – склонность к тщеславию, высокомерию.

2.112 Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость.

2.113 Рисунок у края листа – зависимость, неуверенность в себе.

2.114 Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

2.115 Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости.

2.116 Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

2. 117 Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

«Дерево»

3.1 Земля приподнимается к правому краю листа – задор, энтузиазм.

3.2 Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.

3.3 Корни меньше ствола – желание видеть спрятанное, закрытое.

3.4 Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

3.5 Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

3.6 Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться, и действовать свободно.

3.7 Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность, внушаемость.

3.8 Ствол линями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.

3.9 Линии ствола прямые – ловкость, находчивость.

3.10 Линии ствола кривые – активность заторможена мыслями о непреодолимости препятствий.

3.11 Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» от неё в мечты и игры.

3.12 Ствол открыт и связан с листвой – хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

3.13 Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром.

3.14 Ствол расширяется к низу – поиск надёжного положения в своём кругу.

3.15 Ствол сужается к низу – изоляция и стремление укрепить своё «я».

3.16 Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя.

3.17 Три четверти листа – хорошее приспособление к среде.

3.18 Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

3.19 Листва занимает почти всю страницу бегство в мечты.

МАНЕРА ИЗОБРАЖЕНИЯ

3.20 Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой. Трудности в контактах. Хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление власти.

3.21 Множество деревьев – детское поведение.

3.22 Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека.

3.23 Пейзаж – означает сентиментальность.

3.24 Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

3.25 Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

3.26 Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, суетливость.

3.27 Листва – сетка, более или мене густая – большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

3. 28 Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

3.29 Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для 7 лет.

3.30 Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей.

3.31 Толстые ветви – хорошее различение действительности.

3.32 Листья – петельки – предпочитает использовать своё обаяние.

3.33 Листва - сетка – уход от неприятных ощущений.

3.34 Листва похожая на узор – женственность, приветливость, обаяние.

3.35 Пальма – стремление к перемене мест.

3.36 Плакучая ива – недостаток энергии и задора, трудности в принятии решений.

3.37 Зачернение. штриховка – напряжение, тревожность.

3.38 Ствол зачернён – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

3.39 Ствол в форме разломанного купала – острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять.

3.40 Ствол из одной лини – отказ реально смотреть на вещи.

3.41 Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели.

3.42 Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

Наши рекомендации