Глава 1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Методическое пособие
Для педагогов-психологов
«Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста»
Составители:
Педагог-психолог МДОУ №76 г.Томска Унжакова Н.А.
Педагог-психолог МДОУ №96 г.Томска Осипова О.А.
Педагог-психолог МДОУ №65 г.Томска Сятчихина О.А.
Педагог-психолог МДОУ №69 г.Томска Кудрина Е. П.
Педагог-психолог МДОУ №43 г.Томска Тихонова Е.И.
Педагог-психолог МДОУ №94 г.Томска Войщева И.А.
Томск, 2006
Содержание
Глава 1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей
1.3. Адаптивная методика для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду
1.3.1. Методика «Проективные рассказы»
1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека»
1.3.3. Методика «Разложи картинки»
1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке
1.5. Проективная игра «Почта». (Модификация теста Е. Антонии и Е. Бине)
1.6. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье»
1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников
1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников.
1.7.2. Тест «Рисунок семьи»
1.7.3. Кинетический рисунок семьи
1.7.4. Рисунок «мир мамы, мир папы»
1.7.5. Методика «Семья в образах животных»
1.7.6. Проективный тест «Дом — дерево — человек»
1.7.7. Тест «Несуществующее животное»
1.7.8. Графическая методика «Кактус
1.7.9. Автопортрет
1.8. Тест «Страхи в домиках»
1.9. Тест «Два домика»
1.10. Тест «Руки Э. Вагнера» (Hand test)
1.11. Методика «Линеограмма»
1.12. Методика «Неоконченные предложения»
1.13. Методика «Сюжетные картинки»
1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников
1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок
1.16. Методика «Часики»
1.17. Методика «Маски»
1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ)
1.19. Методика исследования эмоционального состояния (Дорофеева Э.Т.)
1.20. Социометрическая проба «День рождения». (Методика М. Панфиловой)
1.21. Методика игры «Секрет».
1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада
1.23. Социометрический опросник (для детей)
1.24. «Лесенка» (Н.В. Нижегородцева)
Глава 2. Диагностика эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста.
2.1. Критерии эмоциональных нарушений
2.2. «Шкала тревожности»
2.3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
2.4. Выявление тревожности старших дошкольников (В.С.Мерлин)
2.5. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (Ю.Я.Киселёв)
2.6. Методика «Паровозик»
Глава 3. Работа с родителями.
3.1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей (опросник для родителей)
3.2. Тест А. И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка
3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком»
3.4. Тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).
3.5. Анкетный опрос родителей
3.5.1. Анкета № 1
3.5.2. Анкета №2
Список литературы
Приложение
Глава 1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.
Шкала оценки проявления эмоционального состояния
Степень выраженности | Характеристика | Способы проявления |
1-я степень | Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно | _ |
2-я степень | Эмоциональные проявления выражены средне | Мимика, поза, слова и т. д. |
3-я степень | Эмоции выражены сильно | Мимика, речь, двигательная активность |
При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируются по соответствующей индивидуальной схеме.
Оценка эмоционального состояния ребенка в группе детского сада
Код ребенка ________________ возраст __________ № группы ________________
Дата | Деятельность в режимные моменты | |||
Индивидуальное поведение | Поведение в общении | |||
| ||||
Дата | Организованная деятельность (учебная, развлекательная) | |||
Индивидуальное поведение | Поведение в общении | |||
Р-В | Р-С | |||
Методика «Разложи картинки»
Для участия в этом задании произвольно отбирается 6 детей группы. Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей.
Набор состоит из восьми картинок:
1. Дети бегут к воспитателю.
2. Ребенок разговаривает со взрослым.
3. Дети идут на прогулку парами.
4. Дети играют в группе.
5. Дети занимаются, сидя за столами.
6. Два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на. друга.
7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.
8. Дети сидят на стульчиках.
Психолог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую — все веселые».
Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.
Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада.
Проективная игра «Почта»
(Модификация теста Е. Антони и Е. Бине)
Изучать эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно с помощью проективных игровых методик, при использовании которых необходимо следовать принципу «не навреди».
Для этого:
· не стоит формулировать свои утверждения прямолинейно;
· предлагать ребенку «ранжировать» своих близких;
· не создавать стрессовых ситуаций, при которых у ребенка может возникнуть чувство обиды, вины и т. д.;
· надо четко определять, какую информацию и кому можно сообщать.
Методика используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка в родительской любви.
Ход игры: Ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам членам своей семьи. Диагностическая задача — ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий.
Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи — детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик.
«В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, — сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. — В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких».
Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? А теперь подумай, кому в ящик положить следующее письмо».
Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза — «адреса» — на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным.
Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка.
В игре используется 20 писем, из них 10 — с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи:
1. Этого человека я люблю.
2. Этого человека я не люблю.
3. По этому человеку я скучаю.
4. По этому человеку я не скучаю.
5. С этим человеком я люблю играть, читать.
6. Иногда я боюсь этого человека.
7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.
8. На этого человека я часто сержусь.
9. Этому человеку мне нравится помогать дома.
10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.
Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений):
1. Этот человек меня любит.
2. Этот человек меня не любит.
3. Этот человек всегда веселый.
4. Этот человек на меня злится и сердится.
5. Этот человек меня всегда жалеет.
6. Этот человек часто наказывает меня и ругает.
7. Этот человек часто играет со мной.
8. Этот человек никогда не играет со мной.
9. Этот человек самый добрый и хороший.
10. Этот человек всегда все запрещает мне.
Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью.
Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку.
Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», — такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие и бедность контактов с этим адресатом, типа: «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью», «Этот человек никогда не играет со мной» и др.
О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д.
Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или с положительным и отрицательным отношением этого человека к ребенку можно расценивать как противоречивость чувств ребенка к этому члену семьи.
Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей.
Детский тест
“Диагностика эмоциональных отношений в семье”.
Методика направлена на определение позиции ребенка в семье. Тест позволяет качественно и количественно оценить чувства, которые ребенок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе. Выявляются также типы психологических защит, используемые ребенком. Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут. Методика очень проста в обработке.
Семейный тест отношений (СТО) – проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене в 1957 году. Процедура исследования по СТО может нести желаемый психокорекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Это в свою очередь способствует большему пониманию родителями своих детей, объективизации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье.
Стандартный вариант ТСОсостоит из двух частей: фигурок и карточек с различными высказываниями (письмами). Д. Антони и Е. Бене для детей 4-6 лет использовали набор карточек с изображениями людей, которые могут быть приняты ребенком за членов семьи. Это цветные карточки с изображением женщин (мамы), мужчин (папы), пожилых людей (бабушка и дедушка), мальчиков и девочек разных возрастов (братья и сестры). Среди этих фигур важной является та, которая была названа «Господином Никто». Всего таких фигурок 19. Можно использовать другой вариант представления членов семьи – через рисунок семьи.
Вторая часть теста – набор карточек, на которых написаны разные высказывания (сообщения, либо исходящие от определенного человека, либо обращенные к другому).
Процедура исследования.Тестирование начинается с рисунка семьи, на этом этапе необходимо тактично задать вопросы о том, какие люди живут вместе с ребенком, какие роли в семье выполняют те персонажи, которых он изображает на рисунке, попросить пояснить ребенка некоторые детали рисунка. Очень важно выяснить у ребенка его концепцию семьи.
На следующем этапе проводится собственно сам тест ТСО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того, как рисунок семьи нарисован и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи, при этом можно использовать пространство нарисованного им рисунка семьи, раскладывая около каждой фигурки стопки писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи, а может быть даже и всем. Исследователь знакомит ребенка с господином «Никто» – нарисованном на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые никому не подходят.
Около каждой фигурки можно также поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью), это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если письмо никому не подходит, оно опускается в ящик господина «Никто». Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Карточки надо предъявлять в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленность.
Регистрационный бланк
К «Тесту семейных отношений»
Ф. И. Ребенка………..
Возраст ……….
Члены семьи | Исходящие Полож./отриц. | Приходящие Полож./отриц. | ||||||||||
мама | ||||||||||||
папа | ||||||||||||
Я | ||||||||||||
брат | ||||||||||||
сестра |
Никто
Характеристика реакций | К матери | К отцу | К себе | |||
Исходящие от ребенка + реакции | ||||||
Приходящие к ребенку + реакции | ||||||
Исходящие от ребенка – реакции | ||||||
Приходящие от ребенка – реакции | ||||||
Всего отмечено реакций |
Тест «Рисунок семьи»
Цель: диагностика внутрисемейных отношений. Тест помогает выявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он воспринимает каждого из них и свою роль в семье, а также те взаимоотношения, которые вызывают в нем тревогу.
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении.
Материалы:лист белой (20 х 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик.
Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
· чья семья изображена им на рисунке — его самого или какого-нибудь друга, или вымышленного героя;
· где находятся изображенные персонажи и чем заняты в данный момент;
· какого пола каждый персонаж и какова его роль в семье;
· кто из них самый приятный и почему, кто самый счастливый и почему;
· кто самый грустный (сам ребенок из всех персонажей?) и почему;
· если бы все собрались на прогулку на автомобиле, но места на всех не хватило, то кто бы из них остался дома;
· если один из детей ведет себя плохо, как он будет наказан.
Здесь представлен один из подходов в интерпретации теста «Рисунок семьи» — метод Кормана. «Кинетический рисунок семьи» метод Бернса может использоваться совместно с вышеуказанным и дать дополнительную информацию.
Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»
Интерпретацию рисунка, семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы.
Интерпретация
Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью с большей динамикой. Например, занятой какой-нибудь деятельностью, находящейся в движении.
Наиболее привлекательный персонаж: если такой присутствует на рисунке, то его можно определить по следующим признакам:
· наиболее ценимый персонаж рисуется первым, причем первым слева, на первом плане;
· он выше и крупнее остальных персонажей;
· выполнен с большей любовью, каждая отдельная деталь доведена до конца;
· остальные фигуры повернуты в его сторону и смотрят на него;
· наиболее близкого к испытуемому члена семьи можно узнать по одежде, которая отличает его от других членов семьи, но похожа на одежду персонажа, с которым отождествляет себя испытуемый. Обычно это один из сиблингов (брат или сестра), с которым у него сложились хорошие отношения.
Наименее привлекательный персонаж: противоположный, наименее ценимый персонаж, на рисунке самый маленький из всех, выполняется последним по счету и находится в стороне от других фигур. Как бы забытый всеми. С этим персонажем в конце работы могут обойтись типичным образом: его обычно перечеркивают несколькими штрихами карандаша или стирают ластиком.
Отношения между персонажами: следует обратить внимание на следующее.
Существует ли взаимосвязь между тем, что изобразил ребенок, и реальной жизнью семьи. Если, например, персонажи держатся за руки или, наоборот, стоят спиной друг к другу, это может соответствовать или противоречить реальной ситуации в семье. Если два персонажа изображены рядом, это должно быть понято как восприятие ребенком их особой близости, которой он придает значение и которая может соответствовать или не соответствовать действительности.
Какой-то персонаж, ценимый им или нет, удален на рисунке от других фигур. Это может говорить о дистанции, которую ребенок замечает в жизни и выделяет.
Иногда ребенок рисует себя гораздо ярче и детальнее, чем родителей, которые как бы создают ему фон. Такие рисунки часто проявляют отношение ребенка к самому себе как к кому- то важному, уникальному, а к другим — как к менее существенным и привлекательным. Это может быть связано с тем, что родители, будучи неудовлетворенными собой, жизнью и окружающим миром, стремятся реализовать свои надежды через своего ребенка, ставя себя на второстепенную позицию по отношению к нему.
Ничтожно маленькая, безвольная фигурка в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать его беспомощность, необходимость заботы о нем.
Это может быть связано с тем, что он привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто это наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания.
К рисунку семьи ребенок может добавить как людей, так и животных для заполнения пустот, которые он чувствует в реальной жизни. Так, единственные дети, например, очень часто включают в свой рисунок двоюродных сестер и братьев, кошек, собак и пр., что выражает недостаток близкого общения с другими детьми и потребность иметь постоянного спутника в играх, с которым можно было бы общаться на равных.
Фигура человека, расположенная рядом с фигурой отца, указывает на сильное чувство соперничества и желание ребенка занять такое же прочное авторитетное место в семье, как и отец. Кот, изображенный рядом с одним из членов семьи (если, конечно, в доме нет никакого кота), говорит о желании большей любви и привязанности со стороны изображенного рядом с котом персонажа.
Родители: Обычно родители изображаются парой, отец выше и слева, мать ниже и справа, за ними следуют другие фигуры в порядке значимости. Необходимо помнить, что изображение семейной пары может иметь разный смысл, в зависимости от того, объединена пара или нет. Ребенок, живущий с одним из родителей, но изображающий их вместе, выражает таким образом свое желание того, чтобы их союз восстановился. Если ребенок рисует одного родителя, с которым живет, это означает принятие им реально существующей ситуации, к которой ребенок более или менее адаптировался, поскольку явление отдельного проживания родителей в нашем обществе широко распространено, и дети к этому привыкают.
Посредством изолированного расположения фигур родителей ребенок выражает свое неосознанное желание. Скажем, в том случае, когда в стороне изображена фигура родителя одного с ним пола, то это можно интерпретировать как желание ребенка находится с родителем противоположного пола. Ревность, вызванная эдиповым комплексом, является вполне нормальным явлением для ребенка до достижения им периода полового созревания. Обратное явление, когда фигура самого ребенка и родителя противоположного пола удалены друг от друга, может рассматриваться как нарушение, хотя и незначительное, проявлений нормальных чувств и желаний, выраженное в отказе от предпочтительных отношений именно с родителем другого пола.
Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, агрессивного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, без учета их реальных физических размеров. Если родитель воспринимается угрожающим, то его образ дополняется большими руками, и наоборот: слабый, не принимающийся всерьез родитель рисуется с маленькими руками или вообще без них.
Идентификация: Ребенок способен отождествлять себя с изображаемыми им персонажами. Обычно персонаж, в котором он себя признает, его возраста и пола и расположен согласно возрастному порядку в семье.
Кроме того, он может отождествлять себя и с другим персонажем — отцом, матерью, старшим или младшим братом. Идентификация с родителем своего пола соответствует реальной ситуации и желанию иметь предпочтительные отношения с родителем противоположного пола. Идентификация со старшим братом независимо от пола также является нормальным явлением, особенно если есть ощутимая разница в возрасте.
Следует помнить, что ребенок может отождествлять себя и с дополнительными персонажами, не входящими в состав семьи.
Когда ребенок изображает на рисунке наименее ценимый персонаж (рисуется обычно в стороне от всех, имеет нечеткие очертания фигуры, стирается ластиком после начала рисования), это не означает, что он не идентифицирует себя с ним, не становится на его место. Эту ошибку часто допускают даже психологи, полагая, что ребенок может идентифицировать себя с четко выведенными завершенными фигурами персонажей, но не с теми, которые как бы находятся в тени. Если внимательно наблюдать за рисунками ребенка, послушать его объяснения, то можно увидеть, что он может идентифицировать себя даже с наименее ценимыми им персонажами.
Именно здесь кроется проблема: ребенок, идентифицирующий себя с изолированным от всех персонажем, нечетко изображенным или стертым, испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой.
Наличие или отсутствие того или иного члена семьи:
Иногда в рисунках детей, которым по тем или иным причинам пришлось расстаться со своими родителями, не встречается ни одного члена семьи. Для них типично детальное изображение дома — символа семьи, на которую ребенок смотрит со скрытым ностальгическим желанием, солнца — символа материнской любви и заботы. Так выражается значимость для ребенка семьи и тех отношений, которые существовали. Не рисуя членов семьи, ребенок как бы отказывается, отворачивается от них, поскольку воспоминания о них связаны с негативными переживаниями (чувство покинутости, брошенности, нелюбимость), и ребенок избегает этой темы.
Если между персонажем, с которым идентифицирует себя ребенок, и персонажем, рядом с которым он изображен, имеется подчеркнутая удаленность или если сам ребенок вообще отсутствует на рисунке, то вот наиболее вероятная интерпретация: ребенок страдает от изоляции и одиночества в семье, однако часто чувства эти впоследствии исчезают, поскольку подвергают его сильным мучениям и лишениям.
Исключение себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или ощущением отсутствия общности. Родительское недовольство, чрезмерная критичность, сравнение с братьями или сестрами в невыгодном для него свете способствуют снижению самоуважения и подавлению в ребенке инициативности и воли к достижениям.
Менее явная демонстрация тех же проблем наблюдается, когда ребенок рисует себя последним из всех членов семьи. Это не скромность, а заниженный статус, что особенно значимо, если все остальные расположены в хронологическом порядке (по старшинству) и автор рисунка не является самым младшим.
Эти наблюдения подводят к проблеме тревожного состояния. Беспокойство, тревожность проявляются у ребенка так же, как у взрослого — как следствие страха перед воображаемой угрозой, исходящей от определенного источника, который легко узнаваем. Тревожность воспринимается ребенком как реальность, которую тяжело вынести, поскольку она является причиной сильных страданий.
Рассмотрим несколько примеров.
Одна из распространенных ситуаций, когда ребенок ревнует к младшему брату (тому достается большая часть любви и внимания родителей), но сдерживает проявления агрессивности, так как чувствует, что родителям это может не нравиться. Поэтому он испытывает страх, что его ревность будет замечена, и он будет наказан последующим лишением любви со стороны родителей.
На рисунке у такого ребенка будет отсутствовать младший брат. Отрицая его существование, ребенок снимает проблему, уничтожив источник. Он может изобразить на рисунке только младшего брата, исключив себя из состава семьи, идентифицируя себя с соперником, пользующимся вниманием и любовью родителей. Освобождая себя от семейных связей и идентифицируя себя с младшим братом, ребенок одновременно отрицает существование проблемы и связанного с ней чувства тревожности.
Итак, если ребенок:
· с удовольствием взялся рисовать семью — благоприятный микроклимат в доме, в котором он живет;
· отказывается рисовать — с семьей связаны неприятные воспоминания;
· тот, кого нарисовал первым, представляет наибольшую значимость для ребенка;
· изобразил себя большим — ориентирован на себя, т. е. истероидный тип;
· изобразил себя маленьким — показатель малозначимости в семье;
· гигантская мама и маленький папа — нарушена психологическая гармония в семье, мама значима;
· все фигуры очень маленькие — у ребенка депрессия, тревога, подавленность;
· рисует без полового различия — задержка полового воспитания;
· ноги большие — признак значимого места в семье, ноги маленькие — неустойчивая позиция в семье;
· голова заштрихована (напоминает ракурс со спины) — ушел в себя;
· закрытое лицо — ребенок не любит быть в семье;
· рот, губы большие, яркие — признак агрессии;
· девочка рисует себе глаза с ресницами — хочет нравиться, в ней заложена большая сексуальная энергия;
· пауза во время рисования, стирает или зачеркивает нарисованный образ — возможно, этот человек вызывает у ребенка неприятные воспоминания или страх;
· все члены семьи в ячейках — семья не дружная, многие отчуждены;
· наличие телевизора, ковра — отдельным прорисованным предметам отдается предпочтение ребенка;
· нарисует осветительные приборы, солнце — значит, испытывает отсутствие тепла в семье;
· просто дом вместо семьи — источник угроз, нежелание идти туда;
· присутствие в рисунках куклы или собаки — не хватает тепла в семье, общение ищет с животными и игрушками;
· много мелких деталей — не хватает общения с близкими;
· много черных штрихов — испытывает тревогу;
· отказывается использовать цветные карандаши — тревожность и низкая самооценка;
· если ребенок рисует себя в центре — чувствует себя самым значимым, внизу листка — самым зависимым.
Анализ рисунка семьи
а) сравнение состава нарисованной и реальной семьи:
· не изображены люди — сильный эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией;
· изображены люди, не связанные с семьей — травматические переживания, связанные с семьей, чувство отверженности, покинутости, плохой контакт исследователя с ребенком;
· уменьшение реального состава семьи — «забывают» нарисовать тех членов семьи, с которыми сложились конфликтные отношения, которые являются эмоционально менее привлекательными;
· ребенок не рисует себя — чувство неприятия в семье, ощущение отверженности;
· ребенок рисует только себя — эгоцентричность, несформированное чувство общности;
· увеличение состава семьи — неудовлетворенные психические потребности, поиск человека, способного удовлетворить потребности ребенка в близких эмоциональных контактах;
б) расположение членов семьи:
· сплоченность семьи, объединенность в общих действиях, соединенные руки — психологическое благополучие;
· разобщенность членов семьи — низкий уровень эмоциональных связей;
в) группировка членов семья, психологические микроструктуры семьи:
· рядом с собой рисует другого члена семьи — эмоциональная связь;
· физические расстояния отдельных семейных групп отражают различный уровень эмоциональной связи;
· отдельные группы — конфронтация в семье.
Анализ особенностей графических презентаций членов семьи
а) количество деталей тела: присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, шея, брови, нос, рот, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни; большое количество частей тела — позитивное отношение; схематичность, неоконченность — негативное отношение к человеку;
б) количество используемых цветов для рисования фигур: »разнообразие цвета, позитивные яркие цвета — хорошее отношение; темные цвета, однообразие цвета — конфликт, негативное восприятие;
в) величина фигур: выражение превосходства, значительности, силы;
· большая фигура мамы — ав