Занятие 9. «Такие разные фрукты»
Цель: Составление рассказов-сравнений фруктов по картинному плану.
Задачи:
— активизировать словарь детей по теме «Фрукты»; словарь антонимов;
— учить пониманию значений поговорок и пословиц;
— учить правильно согласовывать имена существительное с именами числительными один, два, три, пять;
— учить детей составлять рассказы-сравнения фруктов с опорой на картинный план;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с попарно записанными на них цифрами (1-2,1-3, 1-5...), картинки с изображениями фруктов и альбомы 1 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Красное круглое яблоко. Синяя овальная слива. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Спелый помидор. — Неспелый помидор. |
«Посчитай» | Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями фруктов и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...}. Дети составляют предложения по образцу: На тарелке лежат одно яблоко и две сливы. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Объяснение значений поговорок и пословиц.
Логопед объясняет детям значения поговорки и пословицы: «Тесно так, что яблоку упасть негде»; «Не тряси яблоко, пока зелено: созреет — само упадет».
2.Составление рассказов-сравнений фруктов с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-сравнения фруктов по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 13). Составление двух-трех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание.
Занятие 10. «Давайте будем сравнивать»
Цель: Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по картинному плану.
Задачи:
— активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Фрукты» и «Овощи»;
— учить детей пониманию значений поговорок и пословиц;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— закреплять навык образования формы творительного падежа имен существительных множественного числа;
— учить детей составлять рассказы-сравнения фруктов и овощей с опорой на картинный план;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями нескольких фруктов и овощей, альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Сначала логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Затем, передавая мяч в обратную сторону, называть овощи, их цвет и форму. Например: Желтое круглое яблоко. Синяя овальная слива... Красный круглый помидор. Зеленый овальный огурец... |
«Соберем урожай» | Логопед раздает детям картинки с изображениями нескольких фруктов и овощей, просит детей помочь убрать урожай и составить предложение по образцу. «На моей картинке помидоры. Помидоры — это овощи, я положу их в ящик. У меня ящик с помидорами». «На моей картинке яблоки. Яблоки — это фрукты, я положу их в корзину. У меня корзина с яблоками». |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями фруктов, одна— с изображением овоща.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение значений поговорок и пословиц.
Логопед объясняет детям значения поговорки и пословиц: «Без труда нет плода», «Труд человека кормит, а лень портит», «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».
2.Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на Занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-сравнения фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 13, 21).Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание.
Занятие 11. «Лесные ягоды»
Цель: Составление пересказа «Как собрали землянику на варенье» по тексту и серии сюжетных картин (альбом 1, с. 24).
Задачи:
— активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Лесные ягоды»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть ягоды и их цвет. Следить затем, чтобы дети не повторялись. Например: Красная земляника. Оранжевая облепиха. |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Клубника», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ягоду ласково: «Клубничка», и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия