Мы все такие разные, но мы вместе

(возрастные особенности детей)

Младший возраст (6-9 лет)

Физический рост и развитие:

· руки и ноги растут быстрее тела;

· общее управление телом хорошее;

· координация глаз и рук улучшается к 7 годам;

· сердечно-сосудистая система отстает в своем развитии от других органов и систем, что приводит к быстрой утомляемости, особенно от однообразных движений;

· невелик запас прочности опорного аппарата;

· слаба мускулатура, осо­бенно спины и брюшного пресса, что повышает возможность различных травм во время игр (растяжение связок и т.д.), нарушение осанки;

Характерные особенности:

· высокий уровень активности;

· желание научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо;

· лучшая награда – похвала;

· стремление получить время на самостоятельные занятия;

· формирование целеустрем­ленности, или самоувереннос­ти, или агрессии;

· кризис 7 лет - «кризис непосредственности»;

· считают друзьями тех, кого видят чаще других;

· любознательны;

· отличаются конкретностью мышления;

· подвижны;

· не умеют долго концентрировать свое внимание на чем-либо одном;

· высокий авторитет старшего товарища

Дети этого возраста нередко впервые надолго (более 20 дней) отрываются от привычных до­машних условий, расстаются с близкими людьми, ока­зываются в обществе незнакомых детей и взрослых. Боль­шинство детей этого возраста отличаются подвижностью, любознательностью, активностью и непоседливостью. Они не могут долго концентрировать внимание на каком-либо предмете или объекте, поэтому время их занятий должно быть коротким, а различные виды деятельности чередо­ваться между собой и иметь обязательно игровой харак­тер.

В эти годы дети особенно эмоционально от­носятся к требованиям лагеря и правилам внутреннего распорядка отряда. Появляется умение сопоставлять и срав­нивать наблюдаемое, критическое отношение к действи­ям и поступкам товарищей. Вместе с тем новый режим, новые нагрузки, прежде всего на психику ребенка, тре­буют разрядки, которую можно найти в играх.

Также нужно помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте более эффективно проходит на уровне непроизвольного - запоминания (в частности, в игре).

Таким образом, основной вид деятельности в этом возрасте - игра. Именно игра приходит на помощь вожатому.

При организации игр нужно учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста. Они очень подат­ливы различным влияниям окружающей среды, быстро утомляются (особенно их утомляют длительные по времени однообразные движения). Это связано с их физическим развитием.

Поэтому в занятиях с детьми младшего возраста дол­жны быть максимально задействованы подвижные игры без особых нагрузок, с ограничением прыжков и бега, направленные на развитие умения лазать и пользоваться качелями.

Ребят необходимо обеспечить конкретными поручениями, но дать им творческую свободу при их выполнении. Вожатый обя­зан помнить, что перед тем, как дать любое поручение, нужно провести разъяснительную работу. Если идет убор­ка помещения, то, прежде всего, вожатый лично должен показать, как заправляется кровать, как расположить вещи в тумбочке, где находится шкаф.

Ребята этого возраста остро нуждаются в оценке своих действий, их необходимо хвалить. Малышам за их удачи обязательно нужно вручать награды. Пусть это будут самодельные медали со словами «Самому ловкому», «Са­мому веселому», «Самому находчивому» и т.д., но они дают ребенку реальное ощущение успеха, создают необ­ходимый эмоциональный подъем.

Малыши обладают небольшим опытом коллективных взаимоотношений. Поэтому отрядные вожатые должны по­заботиться о создании доброжелательной обстановки в младшем отряде, научить ребят жить в коллективе, забо­титься друг о друге, участвовать в общественно-полезных делах, бережно относиться к собственности лагеря, вы­полнять разнообразные поручения в отряде, соблюдать режим дня и дисциплину.

Средний возраст (10-11 лет)

Физический рост и развитие:

· рост девочек опережает рост мальчиков;

· начинается процесс полового со­зревания (сначала у девочек, потом у мальчиков);

· учащается сердцебиение;

· чаще появляет­ся головная боль;

· ускоряется раз­витие скелета, рук, ног;

· активно развивается нервная система ребенка, отличаясь повышенной возбудимостью.

Характерные особенности:

· стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек;

· энергичны, быстры в действии, настой­чивы, инициативны;

· часты беспокойные состояния, нуждаются в постоянной деятельности;

· стремятся к большой мускульной ак­тивности, любят коллективные игры;

· шумны, спорят, влюбчивы;

· боятся поражения, чувствительны к критике;

· интересы постоянно меняются;

· мнение группы более важно и значи­мо, чем мнение взрослых;

· укрепляется волевая сфера;

· бурно проявляют эмоции;

· повышенное стремление к спорам, неуступчивость

· в контакт вступают легко, но склонны к конфликтам со сверстниками, взрослы­ми, родителями;

· стремятся «испытать» себя в активной практической деятельности;

· увлекаются коллективной деятельностью;

· выполняют легко и охотно поручения, но не безразличны к той роли, которая им выпадает;

· не увлекают далекие цели и перспекти­вы, неконкретные поручения, отвлеченные беседы;

· неудача вызывает резкую потерю инте­реса к делу.

Дети этого возраста обычно ак­тивны, жизнерадостны, заинтересованно относятся к той роли, которая им выпадает в отряде, охотно поддержи­вают товарищеские отношения, помогают друг другу в выполнении поручений, ценят в товарищах силу, лов­кость, верность дружбе. Психологи отмечают у них инте­рес к окружающему миру, любознательность, увлечение спортом.

Ребята любят разучивать песни, особенно у костра, танцы. С большой охотой участву­ют в подготовке театрализованных праздников и поста­новках, с удовольствием выступают перед малышами.

Воспитательная работа должна в основе своей иметь большое количество разнообразных и конкретных дел. Обязательно необходимо предусмотреть ролевое распределение обязанностей: каждая роль должна быть четко продуманна и постоянно оцениваться. Не стоит злоупотреблять беседами и обсуждениями: в этом возрасте детям ближе комплексные игры, КТД.

Основной деятельностью могут стать временные или постоянные поручения, с одним только условием: как и роль, каждое поручение должно быть четко обозначено содержательно, и оцениваться должен не только результат выполнения поручения, но и сам процесс выполнения. Дайте своим подопеч­ным проявить их возможности и способности - самостоя­тельно организовать какие-то простые дела, например, получить спортинвентарь у физрука, у завхоза - бумагу и краски с карандашами.

Продумайте любое дело на предмет эмоциональной насыщенности. Ищите приемы «разогрева» эмоций в завязке дела, руководства ими в момент кульминации и «успокоения» в заключительной части. Не стоит заканчивать дело на «высоком накале эмоций», так как неизбежно последует разрядка.

Вожатому необходимо учитывать свойство быстрой сменяемости интересов ребят этого возраста. Они быстро отвлекаются, если не привлечь чем-либо новым и ярким их внимание; быстро бросают начатое в случаях, когда цель предстоящей деятельности слишком отделена во времени, малопонятна, непривлекательна. Ребятам лучше всегда удаются дела короткие по объему, близкие и конкретные по результатам, если от замысла до завершения всем дело ясно и понятно.

Приучайте детей определять цель и планировать собственные действия. Средство – планирование и определение целей группой или коллективной деятельностью. В процессе целеполагания и планирования роль вожатого велика, но не уникальна. Научитесь следовать за предложениями детей, выводит коллективное обсуждение формулировок и этапов к ориентирам, которые вы считаете педагогически целесообразными, но дети при этом должны знать и верить, что полученные результаты (цель, план) – их достижение.

Отрядным во­жатым, в чьем ведении дети среднего возраста, следует обращать внимание на развитие у них инициативности и самостоятельности, на воспитание организаторских способностей и ответственности за порученные дела, нрав­ственности, пробуждать интерес к познанию.

Участие и внимание вожатого очень значимы, важны, необходимо интересоваться впечатлениями, настроением, результатами выполнения (в первую очередь тех заданий, которые сами давали).

Подростки (12-14 лет)

Физический рост и развитие:

· девочки обычно выше мальчиков;

· половое созре­вание;

· быстрый рост мускулатуры;

· завершение роста скелета;

· мальчики отстают в развитии от девочек в среднем на 2 года;

· различия среди детей усиливают­ся, так как неко­торые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть.

Характерные особенности:

· дети испытывают внутреннее беспокойство;

· антагонизм между мальчиками и девоч­ками, дразнят друг друга;

· мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых;

· дисциплина может страдать из-за «груп­пового» авторитета;

· стремятся к соревновательности;

· подчиняют свои интересы мнению ко­манды;

· сопротивляются критике;

· появляется интерес к заработку;

· возникает потребность правильно оценить и использовать свои возможности;

· отчуждение от взрослых;

· стремление утвердить свою самостоя­тельность;

· остро ощущаемая потребность в актив­ности;

· горячий энтузиазм, который быстро гаснет, если не может претвориться в какое-либо действие;

· формируется собственная точка зрения на взаимоотношения между людьми, моральные требования и оценки;

· развивается самооценка, самосозна­ние, стремление определить свое место среди сверстников и взрослых.

Для ребят этого возраста отрядный вожатый – старший друг.

Подросток в значительной мере утрачива­ет прежние способы самоутверждения (как «ре­бенок вообще») и обретает новые, связанные с половой принадлежностью, утверждаясь как мальчик или как девочка. Происходит пере­оценка себя и окружающих, в прежние поня­тия вкладывается новый смысл, изменяется ви­дение привычных предметов и явлений. Вожа­тый должен помнить как о неизбежности по­вышения критичности по отношению к нему, его высказываниям и распоряжениям, советам, так и возможности стать объектом первой влюбленности. Будьте внимательны и коррек­тны, предлагайте вашим детям игры, тренин­ги, тесты с целью больше узнать о себе и своих товарищах, определиться в нормах оценки, восприятия, поведения. Необходимо помнить, что подросток стремится завоевать авторитет, признание, развивается потребность быть на уровне требований окружающих его ребят, то есть он стремится занять достойное место в сре­де сверстников, играть в ней роль, ими одобряемую. Вожатый может помочь найти свое место в коллективе (ставить в позицию ответственного, менять роли, оценивать результативность с позиции закрепления настоящей или будущей успешности и т. п.).

Старшие подростки больше считаются с мнением коллектива, поэтому отрядные вожатые и специалисты, работающие с детьми этого возраста, должны воздейство­вать на них не прямо, жестко указывая на их недостатки, а через отряд, через лидерскую группу. Замечания в фор­ме пожеланий воспринимаются с большим пониманием и доверием.

Обратите внимание на «общественное мнение» вашего отряда, в дальнейшем оно будет определять достаточно много как в жиз­ни коллектива, так и в процессе индивидуального развития каждого ребенка. Подростки стре­мятся занять определенное положение в кол­лективе. Они ставят перед собой такие цели и задачи, которые считают «себе по плечу» и, стремятся их достигнуть (хотя это не всегда со­ответствует их возможностям). Постепенно это порождает новую потребность - быть не толь­ко на уровне требований коллектива, но и на уровне своих собственных требований и своей самооценки. Вместе с тем подростки еще не могут достаточно полно анализировать свои поступки и, поэтому, нередко склонны переоценивать свои возможности, а иногда переживать чувство неуверенности в себе.

Не избегайте разговоров с каждым ребенком о его планах, взглядах на жизнь, отношении к различным явлениям и объектам. Пытайтесь понять, какие ориентиры закладываются в основу самооценки, восприятия и отношений. При необходимости воспользуйтесь специ­альными диагностическими методиками и коррекционными играми.

Подростковый возраст - это время пересмотра существующей в обществе системы норм и ценностей. В коллективе подростков нередко возникают собственные моральные требования, не совпадающие с моральными требованиями взрослых, (основа формирующейся субкультуры)

Старайтесь не противопоставлять формиру­ющейся субкультуре привнесенные из мира взрослых нормы и традиции, прежде всего, вник­ните в суть данной субкультуры, в ее проявления и требования. Сделать это возможно лишь посредством длительного, тесного контакта с детьми.

Одним из важных отрядных ежедневных мероприятий является под­ведение итогов, которое в лагере получило название «Ве­черняя свечка» или «Вечернего огонька». Подготовленные вожатые используют в процессе проведения этого мероприятия элементы тре­нинга, что способствует развитию у ребят самосознания, стремления анализировать свои поступки и желания, по­знать себя. Популярностью пользуются тематические ве­чера как в корпусе, так и за территорией - встреча рас­света, солнца, вечер у костра, песни под гитару у костра. Такого рода мероприятия сближают детей, сплачивают временный коллектив. Работа отрядного вожатого направ­лена на то, чтобы детский коллектив стал своего рода семьей, в которой каждый бы чувствовал себя защищено, был уверен в том, что вожатый всегда придет к нему на помощь.

Не избегайте дискуссий и диспутов, круглых столов. Предлагайте детям поразмышлять и обсудить самые животрепещу­щие темы. Учите их культуре спора, аргументи­рованию и доказательству собственной точки зрения, дискуссии.

Для мальчиков - это период переживаний, особенно, когда девочки начинают проявлять интерес к старшим мальчикам. Вот и появился еще один объект для разногласий и конфликтов. Старайтесь «реабилитировать» мальчиков в гла­зах девочек: придумывайте для них работу, ко­торую только они и никто другой сделать не смо­гут (именно так и объясните девочкам, попроси­те поддержать мальчишек), включайте в план работы игры и КТД, в которых они смогут про­явить себя.

Включите в план работы деловые игры, позволяющие от­работать тот или иной навык. Закрепляйте и развивайте уже приобретенные навыки (напри­мер, планирование собственной деятельности, определение цели и задач предстоящей деятель­ности). Учитывая наличие в этом возрасте в той или иной степени выраженной рефлексии, сосре­доточьте внимание на анализе и самооценке сде­ланного, сопоставлении цели и результата, оцен­ке адекватности и действенности избранных средств. Выстройте систему работы лидеров (научите детей управлять собой и другими).

Старшие подростки (14-16 лет)

Физический рост и развитие:

· наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девочек к 13);

· завершается рост скелета;

· развивается мужское и женское поведение;

· завершается формирование социальных установок.

Характерные особенности:

· ориентация на мир взрослых;

· достижение личностного самоопределения;

· стремление утвердится в мире взрослых индивидуально;

· желание поставить себя в позицию взрослого;

· мужество, одежда, смелость – важны в связи с социальной позицией;

· девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

· наблюдается беспокойство о своей внешности;

· рождается первая любовь;

· растет социальная активность;

· появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;

· происходит выбор будущей профессии;

· появляются крайности в поведении, например «я все знаю»;

· возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;

· «пренебрежение» к советам старших;

· кризис независимости;

· проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;

· проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

Несколько сглаживается конфликт мальчиков и девочек. Активизируются межличностные интересы и привязанности, которые все чаще носят ярко выраженную половую окраску (влюбленность, борьба за признание и внимание предста­вителей противоположного пода).

Стремление к «взрослости» приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельно­сти. Найдите вместе с подростком новое дело, задание, поручение, которое отличалось бы от всего того, что он делал раньше и по содержа­нию, и по организации, и по требованиям к лич­ностным умениям, знаниям, навыкам.

Подросток может выполнять не только ту деятельность, которая ему интересна, но и ту, которая полезна и нужна. В этой связи еще более важное значение имеет работа над осознанием цели того или иного действия, поруче­нии, деятельности. Подросток не будет действовать бессмысленно либо лишь как бессловесный исполни­тель. Он, так или иначе, заинтересуется назначением и возможным результатом данной деятельности. Кроме того, в этом возрасте подростки могут вы­полнять многоэтапную деятельность, содержащую препятствия и определенные трудности. При этом также необходима сознательно поставленная цель или принятие подростком определенного решения. Им становятся под силу более значительные дела, чем кажется взрослым. Давайте им больше са­мостоятельности. Больше доверяйте подросткам, поручайте им все сложные дела, не бойтесь ошибок - идет нор­мальный процесс накопления опыта. Прислушивайтесь к их просьбам, оценкам, желаниям. Они любят осознавать свою нужность, разобраться в собственном я, почувствовать собственные силы. Помните только, что любое дело, поступок должны полу­чить оценку. Не злоупотребляйте собственной оценкой, гораздо более эффективной будет оценка сверстников.

В отличие от младших у подростков в проявлениях активно­сти и действенности нет стремления к получению оценки своей деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимают нравоучения, нотации, разговоры-разборы. Оценка деятельности должна даваться в той же форме, что и взрослому человеку: благодар­ность, либо выражение уверенности в том, что при более пристальном анализе сам подросток поймет, что работу надо доделать или переделать. Не пытайтесь все делать сами.

Подросток начинает задавать себе поистине философские вопросы: «Зачем живет человек? В чем смысл жизни? Какова будет жизнь в даль­нейшем? Зачем живет он сам? Каким станет, ког­да будет взрослым?». Формируется мировоззре­ние и связанное с ним мироощущение. Подростка тянет к анализу, сопоставлению, постижению сути. Предоставьте ему возможность выработать свою точку зрения, поразмышлять над волнующими его вопросами. Используйте для этого все возможные средства и формы: беседуйте наеди­не, в группе, устраивайте коллективные обсуждения и дискуссии.

Не навязывайте свое суждение ребенку, старайтесь его «втолковать», показать значимость. Отрицательные образцы бесполезно запрещать, им необходимо противопоставить более-интересные, насыщенные, привлекательные!

Стремление к философствованию сочетается у подростков с небогатым жизненным опытом и стремлением утвердиться в собственных нормах и ценностях. Как результат - односторонность в суждениях и взглядах прямолинейность и нетерпимость, максимализм. Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводят к потере чувства ре­альности. Очень критичны, но преимущественно в позиции со «стороны». Старайтесь от­влечь от критиканства, включив в ход анализируемого процесса или деятельности, обо­значив личностные смыслы. Четко разграничивают круг интересов на «хочу», «надо для будущей учебы или работы», «надо формально, что­ бы закончить школу».

Стоит также учитывать, что выработанная прямолинейная позиция будет использоваться подростком и при оценке поступков своих то­варищей, их деятельности и поведения. Зачастую это может породить обиды, конфликты, траге­дии. Создавайте условия для погружения ребят в размышление о доброте, гуманности, чуткос­ти. Создавайте ситуации активного использова­ния этих качеств без нанесения ущерба собственной принципиальности. Если в предшествующий период для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить свое положение в коллективе, завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток может уже противостоять влиянию окружа­ющих в том случае, когда оно не соответствует его собственным требованиям, убеждениям. Таким образом, подросток начинает автономизироваться от коллектива, освобождается от его непосредственного влияния.

Наши рекомендации