Конспекты подгрупповых занятий
Введение
Успешность обучения детей с речевыми нарушениями в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью. Специалисты по исследованию речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечают, что у детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико-фонетического, лексического и грамматического) и недостаточная сформированность как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные трудности в овладении связной монологической речью.
У детей с ОНР словарный запас отстает от нормы как по количественным, так и по качественным показателям. В активном словаре детей практически нет синонимов и антонимов, мало обобщающих понятий. Дети испытывают затруднения при словообразовании и словоизменении. Имеют место ошибки в употреблении предлогов: они опускаются, заменяются. Особенно затрудняет детей употребление сложных предлогов. Типичным является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением. Связная речь характеризуется преобладанием простых предложений, бедностью и однообразием синтаксических конструкций. Наблюдаются сложности в организации, выстраивании в логической последовательности и языковом оформлении собственных высказываний, смысловые пропуски, аграмматизм. При составлении пересказа и рассказа по серии сюжетных картин дети часто не могут сформулировать основную мысль и логически изложить последовательность событий.
Рассказ-описание практически недоступен детям, он ограничивается перечислением отдельных предметов и деталей. Самостоятельный рассказ по многофигурной сюжетной картине дошкольники с ОНР составить не могут.
Логопедам хорошо известно, что полноценное овладение детьми с ОНР навыками связной монологической речи возможно лишь в условиях специально организованного целенаправленного обучения. Однако проведение занятий по развитию связной речи у детей с ОНР часто вызывает значительные трудности, особенно у начинающих практикующих логопедов. Преодоление ОНР у детей традиционно осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи.
В данном пособии представлено тематическое планирование, календарное планирование и конспекты шестидесяти шести подгрупповых логопедических занятий. Пособие входит в комплект «Развиваем связную речь детей 6-7 лет с ОНР», который также включает в себя:
— методическое пособие с тематическим планированием, календарным планом и конспектами фронтальных занятий;
— годовое понедельное планирование работы логопеда в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР;
— годовое понедельное планирование работы воспитателя в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР;
— три индивидуальных альбома по развитию связной речи детей (Альбом 1 «Мир растений», Альбом 2 «Мир животных», Альбом 3 «Мир человека»);
— демонстрационный материал к занятиям по развитию связной речи детей 6-7 лет с ОНР.
Логопедическая работа в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР по пособиям комплекта предполагает проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми на протяжении трех периодов обучения (с сентября по май включительно).
В предлагаемой ниже сетке занятий представлено планирование логопедических занятий на неделю обучения.
День недели | Фронтальные занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия |
Понедельник | Обучение детей грамоте | На усмотрение логопеда | |
Вторник | Развитие связной речи: — подгруппа 1; — подгруппа 2. | На усмотрение логопеда | |
Среда | Обучение детей грамоте | На усмотрение логопеда | |
Четверг | Развитие связной речи: — подгруппа 1; .— подгруппа 2. | На усмотрение логопеда | |
Пятница | Обучение детей связной речи | На усмотрение логопеда |
Подгрупповые занятая по развитию связной речи проводятся два раза в неделю. Логопед делит группу на две подгруппы по шесть человек[1], учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Как показывает практика, самое главное — создание логопедом благоприятной атмосферы на занятиях для детей в каждой подгруппе. Только в этом случае дети будут испытывать эмоциональный комфорт, смогут раскрыть свои творческие и речевые возможности.
На подгрупповых занятиях логопед регулярно проводит разнообразные игры с мячом. Проведение этих игр способствует обогащению и активизации словарного запаса дётей, развивает умение детей быстро находить ответ на поставленный вопрос, поддерживает их эмоциональную и речевую активность.
Таким образом, на подгрупповых занятиях логопед активизирует словарь детей по каждой лексической теме, отрабатывает у детей умение использовать в речи различные грамматические конструкции, закрепляет навыки слово- образования и словоизменения, учит детей составлению сложных предложений и рассказов разных видов. На подгрупповых занятиях логопед также знакомит детей со значениями различных образных выражений, пословицами и поговорками, учит дётей правильно использовать их в свободной речи. Проведение подгрупповых занятий помогает созданию речевой готовности детей для проведения итоговых по лексическим темам фронтальных занятий.
Успех коррекционной работы по развитию связной речи детей во многом зависит от слаженности в работе логопеда, воспитателей и родителей. Большинство подгрупповых занятий логопеда, занятий воспитателей по заданиям логопеда и повторение дома родителями с детьми изученного материала по лексическим темам проводится с использованием трех индивидуальных альбомов для детей по развитию связной речи.
Игровые упражнения и задания альбомов учат детей:
— определять и называть предметы и их характерные признаки (качества, свойства) с опорой на условные обозначения (символы)[2];
— сравнивать предметы между собой и составлять простые и сложные предложения по опорным картинкам;
— правильно «читать» и отгадывать загадки сказочных героев о различных предметах по опорным карточкам и самостоятельно составлять аналогичные загадки по подобранным условным обозначениям;
— составлять последовательный пересказ небольшого авторского текста с опорой на серию из четырех сюжетных картин, расположенных в произвольном порядке. Это задание позволяет ребенку по следам прочитанного рассказа правильно расположить картинки серии и пересказать его, активизируя полученные навыки связной речи;
— составлять рассказы-описания и рассказы-сравнения предметов по последовательному картинному плану.
На протяжении трех периодов учебного года логопед проводит систематическую работу по развитию у детей с ОНР лексико-грамматических навыков, навыков словообразования, словоизменения и связной речи на базе тридцати одной лексическойтемы. Каждая тема любого альбома представлена отдельным модулем. В альбомах предложены речевые задания и упражнения по следующим лексическим темам: «Деревья и кустарники», «Фрукты», «Овощи», «Садовые и лесные ягоды», «Грибы», «Цветы и травы»; «Дикие животные леса», «Домашние животные», «Животные Севера и жарких стран», «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы», «Пресноводные, морские и аквариумные рыбы», «Насекомые»; «Одежда, обувь, головные уборы», «Инструменты», «Профессии», «Транспорт», «Мебель», «Посуда». Логопед может проводить занятия по развитию речи в порядке, предложенном в данном методическом пособии, либо .самостоятельно выбирать порядок прохождения тем.
Ниже предлагается тематический план работы в подготовительной логогруппе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР
Первый период обучения | ||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь |
1.Времена года. Осень. 2.Золотая осень. Деревья и кустарники. | 1.Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи. 2.Труд взрослых и детей в саду и огороде. 3.Садовые и лесные ягоды. | 1. Осенние грибы. 2.Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы. 3.Дикие животные леса. Подготовка к зиме. |
Второй период обучения | ||
Декабрь | Январь | Февраль |
1.Времена года. Зима. 2.Домашние животные. 3.Животные Севера. Животные жарких стран. 4.Новогодние праздники. | 1.Домашние птицы. 2.Зимующие птицы. 3.Инструменты. | 1.Профессии. 2.Транспорт. 3.Проводы русской зимы. Масленица. 4.Наше Отечество. |
Третий период обучения | ||
Март | Апрель | Май |
1.Времена года. Вёс- на. Праздник мам. 2.Мебель. 3.Посуда. 4.Пресноводные, морские и аквариумные рыбы. | 1.Насекомые. 2.Освоение космоса. 3.Перелетные птицы. 4.Весна в лесах и садах. | 1.День Победы. 2.Цветы и травы. 3.Времена года. Лето. 4.На пороге школы. Школьные принадлежности. |
Проведение систематических занятий по любому альбому комплекта обязательно предполагает проверку и оценку полученных ребенком знаний логопедом, воспитателями и родителями. На каждой странице альбома предлагается оценочная шкала в виде трех пустых треугольников. Если ребенок правильно выполняет задание на логопедическом занятий, логопед закрашивает треугольник с буквой «Л» красным цветом (оценка «отлично»), если ответы ребенка неточные — синим цветом (оценка «хорошо»). При повторении речевого материала воспитатели и родители также должны оценить правильность ответов ребенка, закрашивая треугольники с соответствующей буквой: «В» (воспитатели) или «Р» (родители). Таким образом, занимаясь по альбому, ребенок повторяет изученный материал несколько раз, что способствует закреплению у него полученных речевых навыков.
Для создания у детей положительной мотивации на протяжении каждого занятия логопеду предлагается использовать специальные фишки (предварительно нарезанные из двустороннего желтого картона квадратики или кружки). За составление любого высказывания по заданию логопеда на фронтальном или подгрупповом занятии ребенок обязательно получает желтую фишку. Но каждый ребенок может также заработать и призовую красную фишку (за каждое составленное «красивое» предложение, использование в речи сравнения, образного выражения, поговорки или пословицы). Дети, как правило, начинают очень стараться, чтобы заработать в свою копилку эти фишки. Логопед тактично исправляет допущенные ошибки и неточности детей и поддерживает их речевую активность.
Начиная с третьей недели сентября, каждую пятницу логопед просит родителей за выходные дни повторить с детьми по индивидуальному альбому задания по пройденной лексической теме, оценить знания и достижения своего ребенка. В третьем периоде обучения логопед более активно прибегает к помощи родителей. За выходные дни родители вместе с детьми должны по заданию логопеда готовить небольшие сообщения по некоторым темам. Такая совместная работа очень важна не только для специалиста, но и для детей и их родителей. Дети начинают чувствовать себя на занятиях более уверенно, а родители помогают детям расширить словарный запас и могут оценить их уровень владения связной речью.
В ходе целенаправленного обучения дети с ОНР постепенно овладевают необходимыми речевыми умениями и навыками. Постепенно у детей формируются представления об основных принципах построения связного; сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и соответствующий выбор лингвистических средств. На их основе становится возможным составление любого самостоятельного монологического высказывания без помощи наглядных опор.
Использование пособий данного комплекта поможет логопеду, воспитателям и родителям подготовить детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у них языковое чутье.
В дополнение к комплекту пособий для проведения подгрупповых занятий логопедам рекомендуется использовать следующие пособия:
— Арбекова, Н.Е. Картинки на пружинке. Дидактический материал по развитию логического мышления и связной речи у детей /Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011. Выпуск 1. Мир растений. — 16 с.: ил. Выпуск 2. Мир животных. — 16 с. : ил.
Выпуск 3. Мир человека. —-16 с.: ил. Семьи домашних животных. — 16 с.: ил.
— Арбекова, Н.Е. Карточки по лексическим темам. Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями / Н.Е. Арбекова. — М. : Издательство ГНОМ, 2011.
«Овощи» и «Фрукты». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Мебель» и «Посуда». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Домашние животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.]. «Дикие животные». — 16 с. [текст]: 40 с. [ил.].
— Ильякова, Н.Е. Серии сюжетных картин. Демонстрационный материал и конспекты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР /
. Н.Е. Ильякова. — М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2009.
«Как щенок нашел друзей». — 28 с.: ил. «Как помочь птицам зимой». — 28 с.: ил. «Скворцы прилетели». — 28 с.: ил. «День рождения цыпленка». — 28 с.: ил.
Ниже представлено календарное планирование и конспекты подгрупповых логопедических занятий.
Календарное планирование подгрупповых занятий
1 период обучения | |||
Неделя | Лексическая тема | Номер и темы подгрупповых занятий | Цель подгруппового занятия |
Сентябрь | |||
1-4 | Обследование устной речи детей | ||
Времена года. Осень | 1. «Что такое осень?» | Составление и распространение предложений о приметах осени по картинкам и опорным карточкам. | |
2. «Четыре времени года» | Составление описательных и сравнительных рассказов, о временах года по сюжетным картинкам и опорному плану. | ||
. 4 . | Золотая осень. Деревья и кустарники | 3. «В осеннем лесу» | Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин |
4. «Что мы знаем о деревьях и кустарниках?» | Составление рассказов-описаний и рассказов- сравнений деревьев и кустарников по опорному картинному плану. | ||
Октябрь | |||
, | Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи | 5. «Знакомые незнакомцы» | Составление загадок о фруктах и овощах по опорным карточкам-подсказкам. |
Осенью в саду и огороде. Фрукты. Овощи | 6. «Что мы знаем о фруктах и овощах?» | Составление рассказов-описаний фруктов и овощей по опорному картинному плану. | |
6-7 | Труд взрослых и детей в саду и огороде | 7. «В осеннем саду» | Составление пересказа «Как выросла яблонька» по тексту и серии сюжетных картин. |
8. «Осенью в огороде» | Составление пересказа «Как вырастили капусту» по тексту и серии сюжетных картин. | ||
9. «Такие разные фрукты» | Составление рассказов-сравнений фруктов по картинному плану. | ||
10. «Давайте будем сравнивать» | Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей по картинному плану. | ||
Садовые и лесные ягоды | 11. «Лесные ягоды» | Составление пересказа «Как собрали землянику на варенье» по тексту и серии сюжетных картин. | |
12. «Что мы знаем о ягодах?» | Составление рассказов- описаний и рассказов-сравнений о ягодах по опорному картинному плану. | ||
Ноябрь | |||
Осенние грибы | 13. «За грибами» | Составление пересказа «Как осенью грибы собирали» по тексту и серии сюжетных картин. | |
14. «Что мы знаем о грибах?» | Составление рассказов-описаний и рассказов- сравнений грибов по опорному картинному плану. | ||
Поздняя осень. Одежда, обувь, головные уборы | 15. «Что такое ателье?» | Составление пересказа «Как маме сшили новое платье» по тексту и серии сюжетных картин. | |
16. «В гостях у Золушки» | Составление загадок, рассказов-описаний и рас- сказов-сравнений о предметах одежды, обуви и головных уборах по опорным карточкам и картинному плану. | ||
11-12 | Дикие животные леса. Подготовка к зиме | 17. «В гостях у хитрого лиса» | Составление загадок о диких животных леса по опорным карточкам-подсказкам. |
18. «Расскажи, какие они» | Составление рассказов-описаний диких животных леса по опорному картинному плану. | ||
19. «В гости к белочкам» | Составление пересказа «Как белки на зиму запасы делают» по тексту и серии сюжетных картин. | ||
20. «Что мы знаем о диких животных леса?» | Составление загадок и рассказов-сравнений о диких животных леса по опорным карточкам и картинному плану. | ||
2 период обучения | |||
Декабрь | |||
Времена года. Зима | 21. «Что такое зима?» | Составление рассказа о зиме по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. | |
22. «Времена года» | Составление описательных и сравнительных рассказов о временах года по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. | ||
Домашние животные | 23. «Как делают шерстяные нитки» | Составление пересказа «Как делают шерстяные нитки» по тексту и серии сюжетных картин. | |
24. «Что мы знаем о домашних животных?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних животных по опорным карточкам и картинному плану. | ||
Животные Севера. Животные жарких стран | 25. «Как живет белый медведь» | Составление пересказа «Как живет белый медведь» по тексту и серии сюжетных картин. | |
26. «Что мы знаем о животных зоопарка?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о животных зоопарка по опорным карточкам и картинному плану. | ||
Новогодние праздники | 27. «Лесная гостья» | Составление творческих рассказов о том, как можно нарядить елочку к Новому году. | |
28. «Новогодние праздники» | Составление рассказа о елочке по серии сюжетных картин. | ||
Январь | |||
Зимние каникулы | |||
Домашние птицы | 29. «Домашние голуби» | Составление пересказа «О голубях» по тексту и серии сюжетных картин. | |
30. «Что мы знаем о домашних птицах?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о домашних птицах по опорным карточкам и картинному плану. | ||
Зимующие птицы | 31. «Птицы рядом снами» | Составление рассказа о зимующих птицах по представлению (из личного опыта детей). | |
32. «Что мы знаем о птицах?» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о зимующих птицах по опорному картинному плану. | ||
Инструменты | 33. «Как заготавливают сено» | Составление пересказа «Как заготавливают сено» по тексту и серии сюжетных картин. | |
34. «Что мы знаем об инструментах?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений об инструментах по опорным карточкам й картинному плану. | ||
Февраль | |||
Профессии | 35. «О работе кузнеца» | Составление пересказа «О работе кузнеца» по тексту и серии сюжетных картин. | |
36. «Что мы знаем о профессиях?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о разных профессиях по опорным карточкам и картинному плану. | ||
Транспорт | 37. «О специальных машинах» | Составление пересказа «О специальных машинах» по тексту и серии сюжетных картин. | |
38. «Что мы знаем о транспорте?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рас- сказов-сравнений о транспорте по опорным карточкам и картинному плану. | ||
Проводы русской зимы. Масленица | 39. «Масленичная неделя» | Знакомство с русскими традициями и обычаями. Составление и распространение предложений по картинкам о праздновании на Руси Масленицы. | |
40. «Проводы русской зимы» | Составление рассказа о проводах русской зимы по сюжетным многофигурным картинам и опорному плану» | ||
Наше Отечество | 41 «Наше Отечество» | Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану. | |
42 «День защитника Отечества» | Составление рассказов о защитниках нашей Родины по представлению. | ||
3 период обучения | |||
Март | |||
Времена года. Весна. Праздник мам - | 43. «Что такое весна?» | Составление описательного рассказа о весне по сюжетным картинкам и опорному картинному плану. | |
44. «Праздник бабушек и мам» | Составление рассказов о весеннем празднике по представлению (из личного опыта детей), с опорой на картинный план. | ||
Мебель | 45. «В магазине мебели» | Составление пересказа «О том, как покупали диван» по тексту и серии сюжетных картин. | |
46. «Что мы знаем о мебели?» | Составление загадок, рассказов-описаний и рассказов-сравнений о мебели по опорным карточкам и картинному плану. | ||
Посуда | 47. «Путешествие в мир посуды» | Составление пересказа «Посуда села Гжель» по тексту и серии сюжетных картин. | |
48. «Такая разная посуда» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений предметов посуды по опорному картинному плану. | ||
Пресноводные, морские и аквариумные рыбы | 49. «Летом на реке» | Составление пересказа «Как ерш от щуки друга спас» по тексту и серии сюжетных картин. | |
50. «Такие разные рыбы» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений рыб по опорному картинному плану. | ||
Апрель | |||
Насекомые | 51. «Полезные насекомые» | Составление пересказа «Трудолюбивые пчелы» по тексту и серии сюжетных картин. | |
52. «Такие разные насекомые» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений насекомых по опорному картинному плану. | ||
Освоение космоса | 53. «Планеты Солнечной системы» | Составление рассказов о планетах по представлению. | |
54. «Космические путешествия» | Составление фантастических историй о путешествиях к другим планетам. | ||
Перелетные птицы | 55. «О ласточках» | Составление пересказа «О ласточках» по тексту и серии сюжетных картин. | |
56. «Такие разные птицы» | Составление рассказов-описаний и рассказов-сравнений о перелетных птицах по опорному картинному плану. | ||
Весна в лесах и садах | 57. «Весной в лесу» | Составление пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» по опорным рисункам. | |
58. «Весенние работы в саду» | Составление рассказов по представлению (из личного опыта детей) с опорой на рисуночный план. | ||
Май | |||
День Победы | 59. «Такая страшная война» | Составление и распространение предложений по сюжетным картинам и фотографиям военных лет. | |
60. «0 героях войны» | Составление коллективного рассказа о героизме русских людей во время Великой Отечественной войны. | ||
Цветы и травы | 61. «Как выращивают цветы» | Составление пересказа «Как Маша вырастила цветы» по тексту и серии сюжетных картин. | |
62. «Волшебный цветок в добрых руках» | Составление творческих рассказов о «волшебных» цветах. | ||
Времена года. Лето | 63. «Здравствуй, лето!» | Составление рассказов-описаний о лете по сюжетной картине и опорному плану. | |
64. «Летние Забавы» | Составление рассказов о летних играх и развлечениях по представлению (из личного опыта детей). | ||
На пороге школы. Школьные принадлежности | 65. «Школа. Какая она?» | Составление рассказов о школе по представлению. | |
66. «До свидания, детский сад!» | Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники». |
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Что за чем, что перед чем!» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любое время года, например: «Осень,- аза ней...» — и передает Мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч, дает свой ответ: «Зима, аза ней...» и передает следующему ребенку. После того, как мяч вернулся к педагогу, логопед задает следующий вопрос: «Осень, а перед ней...» — и передает мяч ребенку слева. Игра продолжается. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
«Четвертый лишний». | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки одного времени года, одна — другого.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Занятие 3. «В осеннем лесу»
Цель: Составление пересказа «Как вырос дуб» по тексту и серии сюжетных картин.
Задачи:
— уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Деревья и кустарники»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов, образных выражений и поговорок;
— учить детей правильно образовывать форму множественного числа именительного и родительного падежей имен существительных;
— учить детей образовывать сложные слова;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: картинки с изображениями деревьев и кустарников, альбомы 1 (по количеству детей), мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Назови деревья» | Логопед предлагает детям представить густой лес и рассказать по парам картинок о группах деревьев, растущих в лесу. Например: Это могучие дубы, а это — стройные березки. |
«Каких деревьев много в лесу'» | Логопед переворачивает картинки и просит детей вспомнить и рассказать, каких деревьев было много в лесу. Например: В лесу много дубов и берез. |
«Скажи одним словом» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед задает вопрос и бросает мяч кому- то из детей. Ребенок ловит мяч, образует сложное слово, составляет предложение и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: У березы белый ствол. Какая береза? — Береза белоствольная. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Ход занятия
I. Речевая разминка
Логопед приветствует детей и предлагает им провести речевую разминку[3]
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Какие фрукты (овощи) созрели в саду (огороде)!» | По картинкам, выставленным на доску, дети по цепочке называют изображения фруктов и овощей во множественном числе. Например: в саду созрели апельсины, мандарины... в огороде созрели помидоры, огурцы... |
«Что у Кати, а что у Сони!» | Логопед выставляет перед детьми изображении двух девочек и говорит детям, что Катя собирала в корзиночку по одному фрукту и овощу, а Соня;— по несколько. Затем просит назвать по картинкам, что у Кати, а что у Сони. Например: у Кати есть апельсин, а у Сони — апельсины. У Кати есть помидор, а у Сони — помидоры. |
«Что у тебя, а что в магазине!» | Логопед выдает карточки с изображениями одного и нескольких фруктов и овощей и просит составить предложения по образцу: «У меня есть апельсин, а в магазине апельсины». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Ход занятия
I.Речевая разминка[4]
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Маленький волшебник» | Логопед выкладывает двусторонние карточки, с изображениями больших овощей и фруктов. Дети по очереди должны, дотрагиваясь «волшебной палочкой» до любой картинки, назвать овощ или фрукт и превратить его в маленький (образовать имя существительное с уменьшительно-ласкательным значением). Если задание выполнено правильно, ребенок переворачивает карточку, проверяет свой ответ и забирает картинку себе. Например: Это огурец. Я превращаю его в огурчик. Это лимон. Я превращаю его в лимончик... |
«Что у Маши, а что у Машеньки!» | Логопед выставляет две картинки с изображениями большой и маленькой кукол и просит детей Назвать сначала большие овощи и фрукты, которые собрала Маша, а затем — маленькие овощи и фрукты, которые собрала Машенька. Например: У Маши перец, а у Машеньки — перчик. У Маши яблоко, а у Машеньки — яблочко. |
«В гостях у Гномов» | Логопед выставляет перед детьми карточки с изображениями маленьких фруктов и овощей. Дети должны по цепочке составить предложения по образцу: «У Гнома в корзиночке есть апельсинчики, лимончики, грушки... У Гнома в ящичке есть помидорчики, огурчики, перчики...» |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II.Основная часть занятия
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты и их цвет. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Зеленое яблоко. Желтая груша. |
«Скажи наоборот» | Игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед называет словосочетание и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет словосочетание «наоборот» (антоним) и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. Например: Сладкое яблоко. — Кислое яблоко. |
«Поварята» | Логопед раздает детям картинки с изображениями фруктов, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих фруктов и составить предложение по образцу: «На моей картинке яблоки. Я приготовлю яблочный сок и испеку яблочный пирог». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1. Объяснение значений пословиц.
Логопед объясняет детям значения пословиц: «Какие труды, такие и плоды»; «Кто не сажал дерева, тому не лежать в его тени».
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть овощи и их форму. Следить за тем, чтобы дети не повторялись. Например: Круглый помидор. Овальный огурец. |
«Вершки и корешки» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любой овощ, например: «Картофель», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, определяет, какой это овощ — вершок или корешок — и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
«Поварята» | Логопед раздает детям картинки с изображениями овощей, просит детей приготовить два вкусных блюда из этих овощей и составить предложение по образцу: «На моей картинке помидоры. Я приготовлю томатный сок и томатный соус». |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Сначала логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть фрукты, их цвет и форму. Затем, передавая мяч в обратную сторону, называть овощи, их цвет и форму. Например: Желтое круглое яблоко. Синяя овальная слива... Красный круглый помидор. Зеленый овальный огурец... |
«Соберем урожай» | Логопед раздает детям картинки с изображениями нескольких фруктов и овощей, просит детей помочь убрать урожай и составить предложение по образцу. «На моей картинке помидоры. Помидоры — это овощи, я положу их в ящик. У меня ящик с помидорами». «На моей картинке яблоки. Яблоки — это фрукты, я положу их в корзину. У меня корзина с яблоками». |
«Четвертый лишний» | Найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. (Три картинки с изображениями фруктов, одна— с изображением овоща.) |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
1.Объяснение значений поговорок и пословиц.
Логопед объясняет детям значения поговорки и пословиц: «Без труда нет плода», «Труд человека кормит, а лень портит», «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».
2.Составление рассказов-сравнений фруктов и овощей с опорой на картинный план.
Логопед. Сегодня на Занятии мы с вами будем учиться составлять рассказы-сравнения фруктов и овощей по опорному картинному плану.
Работа в альбомах (альбом 1, с. 13, 21).Составление двух-четырех рассказов.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итоги занятия. Оценивает работу детей, благодарит всех за старание.
Занятие 11. «Лесные ягоды»
Цель: Составление пересказа «Как собрали землянику на варенье» по тексту и серии сюжетных картин (альбом 1, с. 24).
Задачи:
— активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Лесные ягоды»;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;
— учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными;
— учить детей пониманию значений многозначных слов и пословиц;
— учить детей составлять пересказ текста с опорой на картинки серии;
— развивать у детей произвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление.
Оборудование: альбомы 1 (по количеству детей), мяч.
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Вспомни и назови» | Игра с мячом. Логопед предлагает детям, передавая мяч друг другу по кругу, называть ягоды и их цвет. Следить затем, чтобы дети не повторялись. Например: Красная земляника. Оранжевая облепиха. |
«Назови ласково» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет любую ягоду, например: «Клубника», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ягоду ласково: «Клубничка», и возвращает мяч логопеду. Игра проводятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Ход занятия
I.Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Какая это ягода!» | Игра с мячом. Дети и логопед стоят в кругу. Логопед называет |