Соответствие эмоционального состояния типу сдвига цветовой чувствительности

Сдвиги цветов Названия сдвигов Характеристика эмоций
к-с-з   к-з-с Аффективное возбуждение (А8). Функциональное возбуждение (ФВ) Положительные эмоциональные состояния (+)
з-к-с   з-с-к Функциональная расслабленность (ФР). Функциональная напряженность, настороженность (ФН) Нейтральные эмоциональные состояния (*)
с-з-к   с-к-з Функциональное торможение (ФТ). Аффективное торможение (АТ) Отрицательное эмоциональное состояние (–)

1.20. Социометрическая проба «День рождения»
(методика М. Панфиловой)

Этот тест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, когда необходимо провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально и коллективно (с младшими школьниками), в форме игры.

Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе
с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно,
то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол – для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция.Экспериментатор:«Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – это что? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звездочкой или снежинкой? (Ответ ребенка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звездочку, девочки – снежинку.)

Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребенок называет имена людей, игрушки, животных...

Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребенок.

После четвертого выбора можно предложить повторяющий - вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать, или уберем (зачеркнем) стульчики?» (Ответ ребенка дает нам возможность предположить его потребности в общении.)

Когда ребенок заполнит все десять «стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики» в промежутках, иногда даже заполняют второй ряд.

Анализ результатов

1. Потребность в общении:

а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые;

б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»;

в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом
с «именинником».

3. Значимость социального окружения:

· количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними;

· преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении;

· половое преобладание в общении – наличие мальчиков
и девочек, женщин, мужчин.

Психолог, педагог, предлагая ребенку игру «День рождения», прикасается к личному миру малыша. Необходимо помнить о доверительном контакте с ним. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» будут разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места, тенденции на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул »). В том случае, когда социальная проба не даст психологу необходимую информацию, можно повторить игру, предложить нарисовать еще стол: для взрослых (если за предыдущим столом располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые), а может быть, стол для людей (если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные). Новый стол начинаем вновь с пирога, со свечек, со звездочки или снежинки и задаем уже знакомые вопросы.

Анализируя результаты, необходимо учитывать вспомога­тельную задачу теста и ситуативность ребенка. Для углубленного социометрического исследования, а также для уточнения информации рекомендуется использовать другие социальные пробы, методики, тесты («Рисунок семьи», методику Рене Жиля, игру «Секрет», социометрические опросники и др.).

Методика игры «Секрет»

Подготовка исследования: подготовить переводные картинки по 3 штуки на каждого ребёнка и 6–8 запасных.

Проведение исследования. Исследование проводят с детьми 3–7 лет в виде игры «Секрет», которая организуется два раза в год (в октябре – ноябре, в апреле – мае). Каждого ребёнка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. Игру можно провести в раздевальной комнате. Перед началом эксперимента ребёнку говорят: «Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все дети будут дарить друг другу красивые картинки. Ты тоже будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить картинки и тем ребятам, которые сейчас болеют, и их нет в детском саду». При затруднении можно помочь малышу: «Можешь подарить тем ребятам, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть».

После того, как ребёнок сделал свой выбор, его спрашивают: «Почему ты решил подарить картинки именно этим ребятам?» Затем говорят: «Если бы у тебя было много-много картинок и только трём детям из группы не хватило, кому бы ты тогда не стал дарить картинки и почему?» Все ответы записываются, а на оборотной стороне картинки – имя сверстника, которому она подарена.

Обработка данных:

Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «изолированных» и уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) в группе. Данные заносятся в таблицу. Положительный выбор обозначают знаком «+», отрицательный – знаком «–». Взаимный выбор.

Проводят сравнительный анализ количества выборов у мальчиков и девочек. На основании данных определяют статусное положение каждого ребёнка и распределяют всех детей по условным статусным категориям:

1. «Предпочитаемые» – 6–7 выборов.

2. «Принятые» – 3–5 выборов.

3. «Не принятые» – 1–2 выбора.

4. «Изолированные» – не получившие ни одного выбора.

Встречается и несколько другое название групп «Лидеры», «Предпочитаемые», «Терпимые», «Изолированные».

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе. Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов.

1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка
в группе детского сада
(Авторы: Любина Г., Микулик Л.)

Инструкция. «Уважаемый коллега (педагог, родитель), ответьте на предложенные вопросы как можно более откровенно».

№ п/п Вопросы Да Нет
Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?    
Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?    
Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?    
Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?    
Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?    
Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?    
Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?    
Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?    
Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых работающих в детском саду?    
Ощущает ли себя достойным человеком?    
Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?    
Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?    

Окончание табл.

Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?    
Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?    
Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?    

Обработка данных.

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок
в группе детского сада испытывает эмоциональное благополучие.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16,
а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то это свидетельство отсутствия эмоционального благополучия, наличие травмирующей эмоциональной обстановки.

1.23. Социометрический опросник

Данный опросник используется в работе с детьми старше
5 лет для исследования эмоциональных социальных предпочтений, для выявления референтной группы, кроме того, с помощью опросника можно получить информацию об адаптации ребенка в образовательном учреждении (социум детского сада, школы), о реализации потребности в общении. При использовании опросника в детском коллективе выявляются популярные и непопулярные дети, значимые воспитатели (учителя).

Опросник состоит из пяти частей. В каждой части по 10 вопросов. В I части исследуются отношения со сверстниками, во II – отношения в семье, в III – отношения с воспитателями, учителями, в IV – отражается значимость образа воспитателя, учителя, в V – исследуется референтная группа ребенка.

Опросник можно предлагать детям в устной или письменной форме; индивидуально или коллективно.

Результаты анкеты оформляются в специальную таблицу (социоматрицу) или в социометрический рисунок (социограмму).

Вопросы

I

1. С кем ты обычно играешь?

2. С кем тебе нравится играть больше всего?

3. Если бы тебе предложили назвать тех детей, кого нужно перевести в другую группу (класс), то кого бы ты назвал?

4. Если бы тебя перевели в другую группу, то кого ты взял бы с собой?

5. Если бы тебя угостили тремя конфетами, то с кем бы ты поделился?

6. С кем из детей ты хотел бы сидеть рядом?

7. С кем из детей ты не хотел бы сидеть рядом?

8. Кого из детей ты хотел бы пригласить на свой день рождения?

9. Кого из детей ты не хотел бы пригласить на свой день рождения?

10. С кем из детей ты хотел бы жить по соседству?

II

1. С кем ты любишь играть дома?

2. С кем ты не любишь играть дома?

3. С кем ты любишь заниматься дома?

4. С кем ты не любишь заниматься дома?

5. С кем ты любишь дома смотреть телевизор?

6. С кем ты не любишь дома смотреть телевизор?

7. С кем ты любишь гулять?

8. С кем ты любишь вместе обедать?

9. Если бы у тебя были два билета в цирк, то с кем бы ты пошел?

10. На кого в семье ты хотел бы быть похожим?

III

1. C кем из воспитателей тебе интересно на занятиях?

2. C кем из воспитателей тебе не интересно на занятиях?

3. C кем из воспитателей тебе интересно на прогулке?

4. C кем из воспитателей тебе не интересно на прогулке?

5. На кого из воспитателей ты хотел бы, чтобы были похожи другие воспитатели?

6. На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим?

7. Кто из воспитателей самый добрый?

8. Кто из воспитателей самый строгий?

9. Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?

10. С кем из воспитателей (тебе хотелось бы пойти на экскурсию?

IV

1. Тебе хочется побыть около воспитателя или поиграть с ребятами?

2. На экскурсии в автобусе ты сядешь рядом с воспитате­лем или с ребятами?

3. На занятии, если ты не понял вопрос, ты спрашиваешь у воспитателя или у товарища?

4. Если ты отмечаешь свой день рождения всей группой, ты пригласишь воспитателя?

5. Если тебя воспитатель просит помочь, ты вы­полняешь с радостью или тебе это безразлично?

6. Если у тебя происходит радостное событие, ты расска­жешь об этом воспитателю или промолчишь?

7. Тебе нравится, когда тебя хвалит воспитатель, или тебе это безразлично?

8. У воспитателя день рождения, ты хотел бы сам подарить ему цветы, или ты хочешь, чтобы это сде­лал кто-нибудь другой?»

9. Если в транспорте ты случайно встретил воспитателя, ты подойдешь к нему или сделаешь вид, что не заметил его?

10. Ты хотел бы быть похожим на своего учителя?

VI

1. Когда тебе грустно, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

2. Когда тебе грустно, кого ты не хочешь видеть рядом с собой?

3. Когда тебе весело, кого ты хочешь видеть рядом с собой?

4. Кому ты расскажешь о своем секрете?

5. Кому ты не будешь рассказывать о своем секрете?

6. С кем ты хотел бы заниматься любимым делом?

7. C кем ты не хотел бы заниматься любимым делом?

8. С кем ты поделился бы конфетой?

9. На кого ты хотел бы быть похожим?

10. На кого ты не хотел бы быть похожим?

1. 24. Исследование «Лесенка»
(Н. В. Нижегородцева)

Цель: изучение особенностей самооценки и соотношения реального «Я» и идеального «Я».

Подготовка исследования. Ребёнку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, из которых средняя имеет вид площадки, и объясняют задание.

Проведение исследования.

Предлагается задание: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». Для наглядности можно предложить поместить на нужную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребёнка).

После того как ребёнок сделает пометку, он должен ответить на вопросы: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Покажи, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». На какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница)?».

Используется стандартный набор характеристик: хороший / плохой, добрый / злой, умный / глупый, сильный / слабый, смелый / трусливый, старательный / небрежный. Количество характеристик можно сократить.

В процессе исследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: колеблется, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если он не даёт никаких объяснений, нужно его расспросить: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.

Характеристика особенностей выполнения задания (свойственная детям с завышенной, адекватной
и заниженной самооценкой)

Способ выполнения задания Тип самооценки
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; в качестве аргумента приводит мнение взрослого: «Я хороший. Хороший, и больше никакой, это мама так сказала» Завышенная самооценка

Окончание табл.

После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку; объясняя свой выбор, называет некоторые недостатки и промахи, но мотивирует их внешними, не зависящими от него факторами; считает, что оценка взрослых в отдельных случаях может быть ниже его собственной: «Конечно, я хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный» Завышенная самооценка    
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку; подкрепляет свой выбор реальными примерами и достижениями; считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже Адекватная самооценка  
Ставит себя на нижние ступеньки; свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала» Заниженная самооценка

Если ребёнок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задания, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю». Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наугад. Завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

2. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Наши рекомендации