Речевая подвижная игра «Пройди по лужам»
Воспитатель рассказывает детям о том, что весной тает снег и появляются лужи (раскладывает на полу бумажные силуэты луж). Он предлагает малышам походить по лужам:
Ты на лужи погляди
И по лужам пройди.
Малыши шагают по лужам и произносят рифмовку вместе с воспитателем.
Занятие 2
Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить координировать речь с движениями; запоминать четверостишие наизусть.
Наглядный материал. Сюжетная картинка «Весна».
Ход занятия
Игра «Что бывает весной?»
Воспитатель выставляет перед детьми сюжетную картинку и описывает ее: «Наконец-то наступила весна. На небе светит солнышко. Тает снег. На деревьях появляются листочки. На земле зеленеет травка. Вылезают жучки. Птички строят себе гнездышки. Хорошо весной!»
Педагог повторяет рассказ несколько раз, побуждая детей к совместному проговариванию.
Речевая подвижная игра «В гости к нам пришла весна»
Воспитатель читает стихотворение и в такт ему выполняет различные движения (поднимает руки вверх, приседает, танцует). Дети повторяют игру несколько раз.
В гости к нам пришла весна. Очень теплая она. Солнце светит, солнце греет. Всюду травка зеленеет.
Занятие 3
Цели. Развивать навыки связной речи. Расширять знания детей о весне и ее признаках. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного. Учить детей сопровождать игру речью.
Наглядный материал. Кукла; совок, ведро, скакалка, машина, лодка; бумажные зеленые листочки; два листа голубого цвета, бумажные лодочки.
Ход занятия
Игра «Кукла Маша идет гулять»
Воспитатель рассказывает детям: «Наступила весна. Греет солнышко, стало тепло. На деревьях появились листочки: сначала один листочек, потом два листочка, а потом много листочков (выкладывает бумажные листочки).
Кукла Маша (показывает куклу) идет гулять. Что она надевает? Правильно, курточку, ботиночки, потому что на улице тепло.
Что берет с собой кукла на прогулку? Правильно, совок, ведерко для песка, скакалку, машинку, лодочку (показывает называемые предметы). А возьмет ли кукла санки, коньки, лыжи? Нет, не возьмет, потому что на улице весна, снег растаял, стало тепло.
А что будет делать Маша на прогулке? Правильно, она будет пускать лодочку в ручье. А еще что будет делать кукла? Да, она будет играть в песочнице, прыгать через скакалку, катать машину».
Игра «Сколько лодочек в луже?»
Воспитатель делит пополам два листа голубого цвета — получается четыре лужи. В лужах он располагает лодочки в следующем порядке: в одной — одна лодочка, в другой — две, в третьей — три, в четвертой — ни одной лодочки. Педагог предлагает детям сосчитать лодочки в каждой луже.
В этой луже — одна лодочка.
В этой луже —две лодочки.
В этой луже — много лодочек.
А в этой луже — ни одной лодочки.
Чтение без наглядного сопровождения
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой.
Что из стран далеких
Принесла с собой...
А. Плещеев
Тематический цикл «Растения» (двадцать восьмая неделя)
Занятие 1
Цели. Способствовать усвоению существительного с обобщающим значением растения. Обогащать активный словарный запас детей. Учить понимать короткий рифмованный текст и заучивать его наизусть.
Наглядный материал. Картинки: ягоды, кусты, деревья, трава, грибы.
Ход занятия
Игра «В лесу»
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и читает стихотворение, показывая указкой называемые предметы. Затем он несколько раз повторяет его вместе с детьми до заучивания.
В лесу растут растения:
Ягоды, грибы,
Разные деревья,
Травка и кусты.
Занятие 2
Цели. Закреплять знания детей по теме. Развивать навыки связной речи. Учить детей запоминать и повторять рифмованный текст, опираясь на картинки; координировать речь с движениями; различать слова, близкие по звучанию.
Наглядный материал. Сюжетная картинка «Лес»; предметные картинки: листья, кусты, цветы, грибы.
Ход занятия
Игра «Что растет в лесу?»
Воспитатель выставляет перед детьми картинку и рассказывает: «Это лес. Тут много разных растений. Вот растут деревья: береза, елка, дуб. На березе — листочки и на дубе листочки. А на елке — иголки и шишки. А еще в лесу растут грибы, ягоды, цветы, кусты. Деревья высокие, а кусты низкие.
По листочкам ползают букашки.
Рядом летают бабочки и птички».
Затем педагог повторяет рассказ, вызывая речевую активность детей.