Подходы к классификации жанров
Классификацию продуктов игрового кинематографа как современной формы драматургии принято классифицировать по ее ключевым жанрам:
Трагедия или драма
Комедия
Трагикомедия.
Потребности зрителей концентрируются в виде определенных предпочтений, неких жанров, которые рынок или отдельные авторы подхватывают, упорядочивают и реализуют в виде жанрового кино, которое может быть как авторским, так и коммерческим или сделанным по заказу государственных органов или другой «власти» (церкви, телевидения). Жанровостью в данном случае является не отнесение кинопродукта именно к какому-либо драматическому жанру (трагедия, комедия или трагикомедия), а проявление его сущности в одном из этих трех взаимоисключающих жанрах в виде не взаимоисключающих друг друга жанров более низшего, «сюжетного» уровня (субжанров).
Вышеприведенные общеизвестные жанры кинематографа с определенной долей условности можно классифицировать по классическим элементам (признакам) драматургии, разделив их таким образом на субжанры:
по времени действия;
по месту действия;
по героям действия;
по действию:
по психоэмоциональному воздействию на зрителя
по классическим элементам действия.
Классификация жанров по времени действия (когда?):
Историческое прошлое – историческое кино
Фантастическое будущее – фантастика
Настоящее время или недалекое прошлое
Время особого значения не имеет.
Классификация жанров по месту действия (где?):
Дикий Запад – вестерн, в т.ч. истерн, спагетти-вестерн (разн. боевиков)
Открытый космос – космоопера (см. фантастика)
Земля после катастрофы – постапокалиптика (разн. фантастики)
Любое место во время катастрофы – фильм-катастрофа (разн. триллеров)
Путь, путешествие – роуд-муви (разн. приключений)
США 30-х годов – гангстерское кино (зачастую)
Место особого значения не имеет.
Классификация жанров по героям действия (о ком?):
Кино о животных (вымышленных или реально существовавших)
Биографическое кино
Кино с вымышленными героями, в т.ч. супергероях, гангстерах, подростках, вампирах и т.д.
Кино без героев или кино об одушевленных предметах.
Классификация жанров по психоэмоциональному воздействию на зрителя:
Реализация идеи, поиск единомышленников (в том числе, вызывая у зрителя эмоции) – интеллектуальное кино
Стимулирование определенных эмоций – развлекательное кино, психологическое кино в широком смысле:
тревога в целом – триллер, в т.ч. фильмы ужасов, детективы, боевики
страх, испуг – фильм ужасов
чувство мести, ощущение возмездия, справедливости – боевик
сексуальное возбуждение – эротический фильм
состояние любви, грусть – мелодрама
состояние радости, смех, улыбку – комедия
заинтриговать – детектив.
Классификация жанров по классическим элементам действия:
Военное/антивоенное кино – о войне
Героическое кино – о героизме
Кинокомикс (супергеройское кино) – о супергероях, сверхспособностях
Фэнтези – о вампирах, оборотнях (зачастую) и т.п.
Гангстерское кино – о гангстерах 30-х годов в США
Криминальное кино – о криминале в целом
Молодежное кино – о молодежи (не путать с возрастным кино)
Философское кино – о философских проблемах
Политическое кино – о политике
Лирическое кино – о личных переживаниях, настроениях (разн. мелодрамы)
Любовная история – о любви (разн. мелодрамы)
Приключенческое кино – о приключениях
Киберпанк (разн. фантастики)
Неоготика (разн. фантастики)
Нуар (разн. детективов)
Джалло (разн. фильмов ужасов)
Карате-кино (разн. боевиков)
Фильм-пародия (разн. комедии)
Фильм-сатира (разн. комедии)
Фильм-фантасмагория (в т.ч. фильмы-утопии или -антиутопии)
Другое.
. Кроме этого к жанрам или субжанрам фильмов зачастую используют такие качественные прилагательные, как "психологический" (психологическая драма), "эксцентрический" (эксцентрическая комедия), "научный" (научная фантастика) и т.д., что еще более усложняет жанровую систему, запутывает зрителя.
Также в определении жанров кинокартин встречаются:
литературные термины, которые не- или слабо применимы к кино – эпопея (эпос), новелла, повесть, притча и т.д., а фильмы, к которым они применяются можно отнести к киноэкранизациям литературных произведений, либо необходимо внести дополнительную классификацию жанров кино по стилю или хронологии изложения сюжета, как к жанрам литературных прозаических или поэтических произведений;
театральные термины – мюзикл, водевиль, оперетта и т.д. – преимущественно в отношении музыкальных фильмов.