Второй режиссер Помощник режиссера

Этапы кинопроизводства.

1.Подготовка киносценария

Заявка или либретто;

Написание литературного сценария;

Утверждение литературного сценария;

Утверждение лимита стоимости фильма и сроков производства;

Написание режиссёрского сценария;

Составление сметы и календарного плана на подготовительный период;

Подготовительный период

Разработка постановочного проекта фильма;

Режиссёрский сценарий с экспликациями;

Эскизы декораций, комбинированных съёмок, костюмов, реквизита, грима, чертежи и описания к ним;

Съёмочные карты и операторские экспликации;

Зарисовки кадров;

Монтажно-технические разработки;

Фотоматериалы, характеризующие изобразительную сторону картины;

Звуковая экспликация фильма;

Календарно-постановочный план;

Генеральная смета;

Выбор мест натурных съёмок;

Подбор актёров и проведение предварительных репетиций;

Заготовка постановочных средств;

Утверждение постановочного проекта фильма;

2.Производственный период Съёмочный период

Приёмка объекта;

Освоение объекта;

Съёмка в павильоне;

Съёмка на натуре;

Комбинированные съёмки;

Запись звука в процессе съёмочных работ;

3.Монтажно-тонировочный период

Речевое озвучение;

Запись музыки;

Шумовое озвучение;

Изготовление надписей;

Перезапись фонограммы фильма;

Сдача фильма на двух плёнках;

Монтаж негатива;

Изготовление комплекта исходных материалов;

Сдача исходных материалов;

Производственно-финансовый отчёт;

Роспуск съёмочной группы;

В современном кинематографе создание фильма проходит те же этапы, за исключением разницы в технологиях, которые на сегодняшний день по большей части — цифровые. Например, появился этап создания компьютерной анимации, который выполняется одновременно с этапом создания титров и надписей и частично заменяет его. Многие этапы монтажно-тонировочного периода ушли в прошлое вместе с приходом новейших цифровых технологий Digital Intermediate с промежуточной цифровой копией. Могут также существовать дополнительные этапы кинопроизводства: съёмка уходящей натуры, пересъёмка и досъёмка эпизодов фильма, запись дополнительных исходников фонограмм и иные этапы на усмотрение производственной компании или в зависимости от обстоятельств конкретной кинокартины.

Подготовительный период.

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии.

Самый длительный по времени и очень важный в кинопроизводстве — подготовительный период. На крупных киностудиях существует очень важное подразделение — информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Это и исторические данные, и представления о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне, стиле в одежде, поведении и др. Сотрудники этой группы связываются с музеями, библиотеками, галереями, коллекционерами. Иногда на студии накапливаются большие архивы, которые помогают съёмочным группам в работе над фильмами.

Во время подготовительного периода режиссёр, изучив огромный материал по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор-постановщик, создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма).

Режиссёрский сценарий является, по сути, техническим описанием будущего фильма. На основе литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения.

К режиссёрскому сценарию прилагается раскадровка — рисунки всех кадров, выполненные художником фильма или режиссёром от руки.

Во время подготовительного периода делаются фото- и видеопробы мест натурных съёмок.

Оператор-постановщик изучает условия съёмки постановочных объектов в павильонном интерьере и на натуре и создаёт операторскую экспликацию, в которой указывает особенности светотонального и колористического решения кадров объектов. Подбираются актёры, проводятся первые репетиции, разрабатываются эскизы декораций и костюмов. В подборе актёров на главные и второстепенные роли, а также на участие в массовках режиссёру и продюсеру помогает актёрский отдел, который есть на каждой киностудии. Здесь имеется обширная картотека, в которой можно найти информацию об артистах кино и театра: это данные о внешности, сыгранных ролях, фотографии. Особое внимание уделяется изобразительному решению фильма.

Художник-постановщик разрабатывает эскизы декораций для павильонных и натурных съёмок, костюмов, грима, комбинированных съёмок, продумывает и подбирает реквизит. Всё это передаёт характерные черты эпохи, среды и быта. Кроме того, эскизы должны дать представление о стилистике фильма, цветовом и пластическом строе. В этот же период режиссёр вместе с художником и оператором выбирают места для натурных съёмок. В итоге создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото- и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета.

Немаловажный этап подготовительного периода — создание и монтаж декораций.

Основная творческая группа

Режиссёр-постановщик - ключевой творческий руководитель, автор проекта, главное лицо на съёмочной площадке. Режиссёр-постановщик интерпретирует сценарий и придаёт отдельным фрагментам кинофильма единство и законченность художественного произведения. Руководит работой актёров и всех остальных участников съемочной группы: (оператора, звукорежиссёра, художника-постановщика и др.).

Оператор-постановщик — разрабатывает изобразительное решение фильма и руководит операторской группой. Отвечает за фотографическое качество изображения, расход киноплёнки и электроэнергии для операторского освещения.

Художник-постановщик — отвечает за изобразительно-декорационное решение и оформление фильма. Разрабатывает эскизы, делает макет декорационного комплекса, а также руководит постройкой декораций. Принимает участие в выборе мест для съёмок (локаций), руководит художественно-постановочным отделом. Работа тесно связана с художником по костюму.

Художник по костюмам — утверждает эскизы костюмов.

Композитор — пишет музыкальные темы и музыкальное сопровождение для фильма.

Звукорежиссёр — курирует все этапы изготовления фонограммы. Формирует концепцию звука и создаёт художественные звуковые образы.

Группа сценаристов

Сценарист — пишет литературный сценарий фильма.

Консультант — специалист в той или иной научной дисциплине, который консультирует сценаристов и съёмочную группу по тематике сюжета фильма, историческим событиям, военной тактике и пр.

Редактор — проверяет грамматику, орфографию, пунктуацию текстов и корректирует опечатки и ошибки. Идеологически выравнивает сценарную работу посредством ведения переговоров, применяя дипломатическое искусство в беседе.

Актёрский состав.

Актёрская группа — подчиняются режиссёру-постановщику, второму режиссёру, ассистенту режиссёра-постановщика.

Дублёры — люди, не владеющие актёрской профессией, но по строению тела и внешности похожие на героев фильма. Они подменяет собой актёра или актрису при выполнении тех или иных сцен или при подготовке к съёмкам. Например, при съёмке сцен с трюками, опасными для жизни, в эротических фильмах и подобных случаях.

Массовка — участники массовых сцен с большим количеством людей. Необходимы при съёмках сцен на улицах, в общественных местах и батальных сцен в военных фильмах. Людям, занятым в массовках, не требуются профессиональные актёрские навыки, поэтому их набор производится только по внешним параметрам.

Трюковая группа:

Постановщик трюков — специалист, разрабатывающий трюки и их безопасное исполнение. Часто постановка трюков требует понимания принципов построения видеоряда, чтобы организовать съёмку трюков «по частям», безопасным по отдельности, но эффектным после монтажа.

Исполнители трюков — выполняют задачу режиссёра-постановщика как дублёры или в эпизодических ролях.

Дрессировщик — в фильмах, с животными, исполняющими главные или эпизодические роли, например, «Полосатый рейс», «Ко мне, Мухтар!» и т. д.

Операторская группа.

Кинооператор — является непосредственным помощником главного оператора, непосредственно управляет киносъёмочным аппаратом. При многокамерной съёмке или работе в несколько смен, в группе могут быть несколько операторов.

Оператор Стэдикам — кинооператор, обладающий специальными навыками управления киносъёмочным аппаратом, установленным на систему стабилизации «Стэдикам».

1-й Ассистент оператора— выполняет функции «фокус-пуллера», то есть управляет фоллоу-фокусом киносъемочного аппарата, фокусируя объектив на необходимых по замыслу объектах. Измеряет заранее рулеткой дистанцию и переводит плоскость резкости объектива в процессе съёмки в случае движения камеры или смены главного объекта, который должен отображаться резко. Также производит измерение экспозиционных параметров и отвечает за правильную экспозицию. Выполняет измерение цветовой температуры съемочного освещения и осуществляет подбор конверсионных светофильтров.

2-й Ассистент оператора— выполняет перезарядку киносъёмочного аппарата в случае отсутствия в группе отвечающего за это механика. Устраняет внезапно возникшие помехи в кадре. Перед началом кадра с помощью хлопушки отмечает на изображении и звуковой записи номер кадра, дубль (иногда вариант кадра). Иногда на жаргоне такого человека называют «Хлопушка». Важная часть его работы — заполнение съёмочных листов, то есть учёт отснятых дублей и сопроводительная документация экспонированной киноплёнки.

Режиссерский сценарий.

Режиссёрский сценарий всегда представляет собой таблицу, в максимальном объёме состоящую из следующих столбцов:

СТОЛБЕЦ «№»-порядковый номер кадра

СТОЛБЕЦ «ХРН» — хронометраж кадра в секундах

СТОЛБЕЦ «РАСКАДРОВКА» — рисунки кадра

СТОЛБЕЦ «ОБЪЕКТ» — Интерьер (ИНТ) или Экстерьер (ЭКСТ), Павильон(ПАВ) или Натура (НАТ), а также точное указание на объект и его описание

СТОЛБЕЦ «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» — это графа для оператора и указывает на крупность плана кадра: Дальний план, Общий план, Средний план (американский — до колен, или обычный — по пояс), «молочный» (по грудь), Крупный план, План-деталь (супер-КП), Наезд, Отъезд.

СТОЛБЕЦ «ДЕЙСТВИЕ» — в данный столбец переносится блок литературного сценария «Описание действия» и дополняется заметками режиссёра

СТОЛБЕЦ «ДИАЛОГИ» — в данный столбец переносится блоки литературного сценария «Имя героя» и «Реплика героя»

СТОЛБЕЦ «ЗВУК» — это столбец звукорежиссёра в нём описываются технические особенности звука, а также особенности звукового и музыкального оформления

СТОЛБЕЦ «РЕКВИЗИТ» — здесь указывается значимый реквизит для кадра, который иногда сопровождается его описанием

СТОЛБЕЦ «ПРИМЕЧАНИЯ» — примечания режиссёра относительно съемок, в котором указывается в том числе порядок комбинированных съемок

В зависимости от требований конкретной кинокомпании и сложности проекта столбцы могут объединяться, исчезать и добавляться новые.

СТРОКА режиссёрского сценария составляет один КАДР. Кадр не в смысле 1/24-й секунды, а в смысле одного промежутка работы камеры от включения до выключения, одного дубля, монтажного фрагмента, цельного куска записи.

Номер кадра переходит из режиссёрского сценария во все художественно-технологические документы постановочного проекта и фильма.

Режиссёрский сценарий подписывают режиссёр-постановщик, автор литературного сценария и продюсер.

Режиссерская группа.

 
  Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Режиссер-постановщик

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru (ключевой творческий руководитель, главное лицо на съемочной площадке)

 
  Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Режиссер монтажа Плейбэк

Ответственный за основные монтажные обеспечивает видеозапись изображения

решения. Выполняет чистовую с телевизоров киносъемочного аппарата

сборку картины на видеокассету или другой носитель.

Руководящий состав.

Продюсер(англ. Producer) — художественный и финансовый руководитель проекта. Формирует проект, выбирая сценарий и режиссёра, и осуществляет производство и контроль.

Разновидности:

Продюсер — создает условия для создания фильма. Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.

Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах роль исполнительного продюсера может выполнять автор/сценарист.

Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и обеспечивает финансирование фильма. Вовлечен в ежедневное производство в большей мере, чем просто продюсер.

Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.

Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.

Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.

Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.

Директор картины (англ. Executive Producer) — устаревшее название должности, применявшееся в советском кинематографе. В отличие от иностранных съёмочных групп, в которых Director — это режиссёр, в отечественном кинематографе «директор» выполняет функции управления финансами. Он отвечает за бухгалтерскую отчётность и бесперебойное финансирование всех нужд съёмочной группы. В настоящее время эта должность называется, в соответствии с международной практикой — «Исполнительный продюсер».

Администратор по площадке (англ. Location Manager) — осматривает и выбирает места для съёмки. Получает официальные разрешения для проведения съёмок на выбранных площадках, если это необходимо.

Актеры.

Актёр — исполнитель ролей в спектаклях и кино.

Съемочный период.

Съёмка — процесс создания кинематографического изображения на киноплёнке или цифровом носителе. Киносъёмка является важнейшим этапом кинопроизводства, который может длиться несколько месяцев и быть самым дорогостоящим. Поэтому он требует максимально тщательного планирования и досконально продуманного подхода. Правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана позволяют сократить съёмочный период до минимума. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Как правило, это связующее звено подготовительного периода и самого монтажа фильма.

Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности.

После окончания подготовки к съёмке каждого кадра и по мере готовности всех участников, начинается процесс съёмки.

В процессе киносъёмки прикреплённый к съёмочной группе художник-фотограф из фотоцеха снимает кадры фоторекламы, причём съёмка ведётся им в условиях общего съёмочного освещения. Впоследствии из этих фотокадров создаётся комплект рекламных фотографий, передаваемый в прокатные организации и служащий для изготовления рекламы фильма.

Съёмочный период полнометражного фильма может длиться несколько месяцев, однако правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана во время подготовительного периода позволяют сократить съёмочный период до минимума, поскольку это наиболее дорогостоящий этап кинопроизводства. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Кино-традиция.

Разбитие тарелки это традиция кино и выглядит так: в первый день съемок разбивают тарелку (на ней обычно пишут имена участников съемок), каждый берет себе по осколку. В конце все собираются, и пытаются из осколков сложить целую тарелку.

Если это получается- значит, все, кто был на съемках в начале, дошли до финиша (а так бывает далеко не всегда), и фильм удался.

Фильм- это процесс, в котором изначальный замысел автора раскладывается на сотни кусков: свет, звук, костюмы, игра актеров и т.д. Если в конце все получится сложить в единое целое (в "тарелку")- фильм получился. Но это, повторюсь, мое личное понимание.

Операторская группа.

Кинооператор — профессия в кинематографе.

Специалист, управляющий киносъемочным аппаратом, с помощью которого происходит запись движущегося изображения на кинопленку. Оператор несёт ответственность за изобразительное решение фильма и фотографическое качество изображения, а также непосредственно участвует в создании спецэффектов. Оператор — специалист, знающий выразительные возможности освещения, кино- и видеоаппаратуры, вспомогательной операторской техники: тележек, кранов, стэдикамов и т. д.

Коллектив специалистов, входящий во время производства кинофильма в состав съёмочной группы, и обеспечивающий бесперебойную и качественную съёмку изображения. В западной терминологии эквивалентом операторской группы можно считать Camera Crew. Кроме операторов в неё входят ассистенты оператора, отвечающие за фокусировку, экспозицию и ведущие учёт отснятых сцен и дублей. От постановочного цеха киностудии к операторской группе прикрепляются дольщик и кранмейстер, с командой помощников. От цеха съёмочной техники прикрепляется механик съёмочной техники.

В группу может входить более одного оператора для проведения многокамерных съёмок или работы в несколько смен. Современная технология производства предусматривает в составе группы отдельного оператора, работающего с системой стабилизации «Стэдикам». От цеха комбинированных съёмок прикрепляется отдельный оператор, осуществляющий комбинированные съемки. При плёночной технологии кинопроизводства в операторской группе обязательно присутствует специалист, обеспечивающий работу видеоконтрольных устройств. По окончании съёмочного периода операторская группа распускается и во время монтажно-тонировочного периода в производстве фильма участвует только оператор-постановщик.

Ассистент оператора

Специалист, осуществляющий технический контроль за отдельными параметрами съемки, заряжающий кинопленку в кассеты и отвечающий за их бесперебойную работу. У одного оператора может быть более одного ассистента. Но при любом их количестве обязательным является «ассистент на фокусе» или 1-й ассистент (англ. focus puller). Кроме других обязанностей, он осуществляет контроль за соблюдением точности фокусировки в сложных сценах. Перед съемкой дублей измеряет дистанции от камеры до объектов съемки и размечает кольцо наводки фоллоу-фокуса в соответствии со сценой. Во время съемки осуществляет перевод фокуса с объекта на объект и следит по видеоконтрольному устройству за точностью наводки.

Роль первого ассистента в кинопроизводстве очень велика, поскольку неточная фокусировка делает полученное изображение непригодным для использования в фильме.

Второй ассистент оператора, если он предусмотрен штатным расписанием, записывает номера кадров, дублей и прочую информацию на хлопушке-нумераторе и заряжает неэкспонированную киноплёнку в кассеты. Кроме того, он фиксирует в специальном журнале номера эмульсии, даты съёмки и даты отправки в проявку каждого отснятого рулона, а также следит за транспортировкой операторского оборудования и его доставкой к месту съёмки. Также на нём лежит обязанность измерения экспозиционных параметров и цветовой температуры освещения.

Свет в кино.

Освещение — неотъемлемая часть операторской работы и по совместительству одна из немногих сфер кинематографа, в которой есть бесчисленное количество схем.

Сцена может быть освещена несколькими способами разными операторами, и в каждом из вариантов настроение и воздействие изображения будет отличаться.

Рисующий свет

Рисующий свет — основной компонент освещения сцены. Он наиболее интенсивный и прямой во всей сцене. Его устанавливают в первую очередь, чтобы осветить форму актера или другого объекта съемки.

Что надо помнить:

— Не располагайте источник рисующего света рядом с камерой. Это сделает освещение плоским и неинтересным;

— Рисующий свет — основной свет в трехточечной системе освещения.

Заполняющий свет

Заполняющий свет освещает тени, созданные рисующим. Обычно расположен с противоположной стороны и не настолько сильный.

— Заполняющий свет измеряется пропорцией рисующий/заполняющий. Она описывает относительное количество света от источников этих двух освещений.

Контровой свет

Контровой свет освещает актера или объект сзади и обычно расположен выше них. Часто используется для того, чтобы отделить объект или актера от темного заднего плана и придать им более отчетливые формы и глубину. Это поможет ему выглядеть объемно.

Боковой свет

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Как вы, наверное, уже догадались, боковой свет исходит из плоскости, параллельной актеру. Он прекрасно подходит для драматического напряжения и работы со светотенью. Это традиционная техника, которую применяли в фильмах-нуар.

Что надо помнить:

— Для драматического освещения боковым светом лучше использовать его без заполняющего или же оставив его отношение к рисующему очень низким, например — 1:8;

Практический свет

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Практическое освещение — это реальное освещение непосредственно в рамках самой сцены. Это может быть домашняя лампа, телевизор, свечи, полицейские огни и так далее.

Что надо помнить:

— Лампы часто использовались в классических голливудских картинах. Взять, к примеру, кадр из «Славных парней», представленный выше. Там лампы — главный источник освещения, который также увеличивает глубину сцены.

Отраженный свет

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Существуют несколько приспособлений, например тканевых или на основе поролона, призванных отражать свет, но эту роль могут также выполнять стены, или потолок: возможности безграничны.

Мягкий свет

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Термин, который описывает скорее размер осветителя, нежели его положение. Мягкий свет исходит от крупного источника: либо самого осветителя, либо рассеивателя. У такого света мягкие тени — или их нет совсем.

Жесткий свет

У жесткого света четкие и резкие тени. Жесткое освещение дает полуденное солнце или же маленький осветитель. Подобного света обычно стараются избегать.

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

High Key

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Яркий стиль без теней с большим количеством заполняющего света. Часто использовался в классическом Голливуде 30-х и 40-х годов, в особенности в комедиях и мюзиклах.

Сегодня чаще всего применяется в рекламе косметики, ситкомах и музыкальных клипах. Тем не менее, ему до сих пор находится место в современном кино (выше — кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть вторая»).

Low Key

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

По большей части темное изображение с малым количеством света. Практически или полностью отсутствует заполняющий свет. Low Key больше сосредотачивается на тенях, нежели на самих объектах съемки. Часто используется в хоррорах и триллерах.

Мотивированное освещение

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Мотивированное освещение имитирует естественный источник внутри сцены. Разница между мотивированным и практическим освещением в том, что мотивированное усиливает или воспроизводит практическое.

Естественное освещение

Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

Естественное освещение — то, которое уже существует на локации. Это может быть само солнце в пустыне или же уличные фонари в городе.

12.Виды планов.

Различаются три основных вида кадров: общий, средний и крупный планы. Масштабом для отнесения конкретного кадра к тому или иному плану является человеческая фигура. Если она целиком попадает в кадр, то это общий план, если только ее часть - то средний, если только голова - крупный.

В свою очередь, каждая крупность делится на три градации:
Второй режиссер Помощник режиссера - student2.ru

• макросъемка (аналогична использованию человеком лупы), когда надо показать нюансы, видимые человеческим глазом, но для экрана нуждающиеся в увеличении - например, поры на коже;
• микросъемка (аналогична использованию микроскопа), когда надо показать объекты невидимые человеческим глазом например, микробы.

Кроме того, иногда необходимо выделить часть какого-либо предмета или часть тела (циферблат часов или человеческий глаз) - такая крупность называется "деталью".

Использование этих кадров в комфортном монтаже должно быть оправдано предшествующим действием, например, герой смотрит на часы или наклоняется к микроскопу.

Техническая группа.

Костюмерный цех

Художник по костюмам — разрабатывает одежду для всех персонажей фильма и всех эпизодов в соответствии с художественным замыслом и исторической эпохой. Следит за соответствием костюмов историческим и фактическим обстоятельствам. В военных фильмах отвечает за достоверность униформы и знаков различия.

Костюмер— обеспечивает рабочее состояние всех костюмов при любых условиях съёмки. Имеет запасной дубль каждого костюма.

Ассистент художника по костюмам— выполняет, в основном, утилитарные функции, а также производственные и иные поручения художника по костюмам.

Музыкальный цех

Музыкальный редактор — знает, как можно, с помощью музыки, музыкальных звуковых эффектов, создать определенную атмосферу и настроение сюжета фильма, создаёт единство музыки и изображения.

В музыкальных фильмах, фильмах-мюзиклах (таких как, например, «Пиковая дама», «Принцесса цирка» и пр.) к этому цеху относятся также балетмейстер и/или хореограф, постановщик танцев и др. специалисты в области музыкального искусства.

Авторы и исполнители песен, исполняемых в фильме, дирижёр, музыкальная группа и симфонический оркестр, в исполнении которых звучат песни, композиции и иное музыкальное сопровождение фильма — все они также состоят в этом цехе.

Осветительный цех

Бригадир осветителей (Гафер) — человек, отвечающий за осветительное оборудование и бесперебойное электроснабжение. При проведении съёмок в условиях экспедиции для электроснабжения используется специальный дизель-генератор на автомобильном шасси — «лихтваген»[8].

Помощник гафера— занимается заказом необходимого осветительного оборудования и даёт указания рабочим-осветителям[5].

Бригада осветителей — устанавливает, обеспечивает функционирование и обслуживает осветительную аппаратуру. По указанию бригадира устанавливают светорассеивающие устройства и включают или выключают осветительное оборудование.

Постановочный цех

Старший рабочий-механик — прикрепляется к оператору-постановщику и руководит работой со всем оборудованием, связанным с киносъёмочной аппаратурой на съёмочной площадке. Руководит сотрудниками цеха, собранными в несколько «команд» (англ. Grips), каждая из которых отвечает за свой участок работы.

Дольщики и кранмейстер— команда работников, управляющих операторской тележкой и операторскими кранами. Рабочие постановочного цеха, монтирующие рельсы для операторской тележки и устанавливающие тележку на рельсы. Отвечают за технику безопасности и осуществляют движение стрелы с камерой

Фотоцех

Фотограф — делает фотоснимки, которые впоследствии будут использованы для публикаций в СМИ и рекламы картины. Фотосъёмка постоянно ведётся на съёмочной площадке, что помогает отслеживать очерёдность снимаемых сцен и планов и их соответствие сценарию. Прикрепляется к операторской группе.

Цех комбинированных съёмок

Оператор комбинированных съёмок. Отдельный специалист цеха комбинированных съёмок, выполняющий съёмку трюковых кадров, а также различных технических приёмов. От обычного оператора отличается наличием навыков работы со специальной киносъёмочной аппаратурой и владением техникой комбинированных съёмок.

Специалист по спецэффектам— занимается разработкой спецэффектов (от искусственного тумана до компьютерной графики), консультирует и продумывает реализацию.

При незначительных объёмах комбинированных съёмок их выполняют работники цеха по заказ-нарядам, без прикрепления к операторской группе.

Цех монтажа

Монтажер — готовит исходный материал к монтажу, синхронизирует звук с изображением, подбирает дубли и т. д.

Цветоустановщик— специалист, выполняющий подготовку светового и цветового паспорта картины. Обеспечивает выравнивание изображения по плотности и цветопередаче. При современной технологии осуществляет цифровую цветокоррекцию.

Цех съёмочной техники

Техник синхронной аппаратуры или механик съёмочной техники— обеспечивает техническое обслуживание киносъёмочных аппаратов, предназначенных для синхронной киносъёмки. При современной технологии, предусматривающей наличие видеоконтроля, отвечает за работоспособность видеоконтрольных устройств.

Комбинированные съемки.

Виды комбинированной съёмки:

Рирпроекция.

Снятый заранее фон проецируется на экран, перед которым играют актеры. Наиболее частое применение — в сценах, где герои ведут автомобиль. В этом случае автомобиль — декорация, построенная на съёмочной площадке, а придорожный пейзаж спроецирован на экран.

Фронтпроекция

Метод совмещения изображения актёров и проецируемого сквозь них на высокоотражающий экран фона съёмкой через полупрозрачное зеркало, установленное под углом 45° к оптической оси съёмочного объектива. Таким способом объективы киносъёмочного и кинопроекционного аппарата оптически совмещаются, исключая видимость теней от актёров на экране.

Блуждающая маска.

Метод совмещения основного объекта съемки с нужным фоном при помощи применения киносъёмочного аппарата, позволяющего производить съемку одновременно на две кинопленки.

Двойная экспозиция

Упрощённый вариант блуждающей маски и разновидность техники «наплыва». Необходимые элементы доснимаются на пленку с уже отснятой последовательностью кадров. В наиболее сложных сценах используется многократная экспозиция, когда на одну и ту же плёнку снимают три раза и более. Недостатком такой технологии является обязательное наличие чёрного фона в конечном изображении. В противном случае через изображение доснятых объектов будет просвечивать фон. Такая техника применяется для создания многослойных изображений, как это сделано в сценах фильма «Летят журавли» оператором Урусевским. Усложнённым вариантом многократной экспозиции является съёмка с использованием неподвижных масок. Техника мультиэкспонирования применялась в первых трёх фильмах из серии «Звёздные войны» для съёмки массовки (не хватало статистов).

Аниматроника.

Применяется, когда необходимо создать сложный макет, покадровая съемка которого невозможна. Робот-аниматроник — это модель, запрограммированная на все необходимые движения, включая мимику. Скелет и сервомоторы, управляющие моделью, скрыты под искусственной кожей.

Пиротехника. Всевозможные взрывы, задымления и возгорания создаются на съемочной площадке под строгим контролем специалистов.

Специальный грим. Применяется для превращения актеров в различных чудовищ (оборотни, вампиры и т. п.), а также для показа ранений и других необычных изменений внешности.

Каскадеры.

Каскадёр — профессия в кинематографе; исполнитель сложных и опасных трюков. Наименование определилось от заимствования с французского языка: cascadeur —

«каскадный актёр, каскадёр; каскадная актриса; трюковый артист, трюкач»;

«любитель риска».

Зачастую каскадёры дублируют, то есть подменяют актёров в кадре на время выполнения трюков; есть актёры, которые сами выполняют трюки и, следовательно, одновременно исполняют и работу каскадёра. С другой стороны, наиболее способные каскадёры могут сами начинать кинокарьеру, используя свои навыки и опыт в фильмах жанров "боевик" и "приключения". В случае «подмены» или дублирования актёра каскадёром, для съёмок зачастую подбирается каскадёр (дублёр), похожий по телосложению на актёра; затем каскадёра гримируют под актёра и во время выполнения трюка его не снимают крупно анфас — так для зрителя подмена актёра каскадёром остаётся относительно незаметной.

Фильмы о каскадёрах

«Трюкач»

«Каскадёры»

«Мужская компания»

«Доказательств

Наши рекомендации