Л е н и н г р а д с к а я версия «Где-то в Сибири» т а к ж е вызвала и н -терес зрителей и одобрение критиков, режиссер «прошел» и остался в театре в качестве главного режиссера

Г.А.ТОВСТОНОГОВ Проблемы режиссуры

ИСКУССТВО» ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ. 1977

Оглавление

Глава первая

ПРАВО И ДОЛГ РЕЖИССЕРА

Глава вторая

«МОЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ, МОЕ БЕСПОКОЙСТВО»

Глава третья

СОВРЕМЕННОСТЬ КЛАССИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юрий Сергеевич Рыбаков

Г. А. ТОВСТОНОГОВ Проблемы режиссуры

Редактор Н. Р. Мервольф. Художественный редактор Э. Д. Кузнецов. Тех­нический редактор М. С. Стернина. Корректор Н. Д. Кругер. Сдано в набор 4/III 1977 г. Подписано к печати 10/VI 1977 г. Формат 60X90 1/16 Бум. типогр. № 1, для иллюстр. мелован. Усл. печ. л. 11,125. Уч.-изд. л. 11,53. Тираж 10 000 экз. М-14965. Изд. № 221. Зак. тип. № 634. Издательство «Искусство». 191186, Ленинград, Невский, 28. Ленинградская типография № 4 Союзполи-графпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 196126, Ленинград, Ф-126, Со­циалистическая ул., 14. Цена 1 р. 20 к.


Л е н и н г р а д с к а я версия «Где-то в Сибири» т а к ж е вызвала и н -терес зрителей и одобрение критиков, режиссер «прошел» и остался в театре в качестве главного режиссера - student2.ru


Глава первая

ПРАВО И ДОЛГ РЕЖИССЕРА

Творческий путь Георгия Александровича Товстоногова, как и каждого режиссера его поколения, видится сегодня в двойном фокусе: память держит и случайные подробности, преходящие обстоятельства, но есть у ж е временная удаленность, которая позволяет видеть явления в исторической перспективе, откры­вает объективный результат художественных исканий выдаю­щегося мастера советской сцены.

Театральная жизнь последних двадцати лет была на ред­кость насыщенной. Блистательные режиссерские дебюты, стре­мительное возвращение потускневшей было славы многих теат­ров, рождение коллективов с четкими и непохожими эстетиче­скими платформами, выход на подмостки нового режиссерского и актерского поколений — отличают этот отрезок нашей теат­ральной истории.

Разумеется, с ходом времени угасали иные имена, не оправ­дывались иные надежды, глохли многообещавшие начинания, однако не может быть взята под сомнение художественная ве­сомость общего результата этого периода, прожитого советским театральным искусством с резким ускорением.

В Ленинград Товстоногов приехал в 1949 году, чтобы поста­вить в Театре им. Ленинского комсомола инсценировку повести И. Ирошниковой «Где-то в Сибири», которую незадолго перед тем он с успехом показал в Центральном детском театре.

Л е н и н г р а д с к а я версия «Где-то в Сибири» т а к ж е вызвала и н -терес зрителей и одобрение критиков, режиссер «прошел» и остался в театре в качестве главного режиссера.

Многие спектакли Товстоногова в Театре им. Ленинского комсомола привлекают к себе внимание талантом, необычной смелостью режиссерских решений, самостоятельностью художе­ственного языка. В театре создается актерский ансамбль доста­точно высокого класса и единой театральной культуры.

Некоторые работы Театра им. Ленинского комсомола кри­тики числят «событиями в театральной жизни»; два спек­такля — «Из искры...» и «Дорогой бессмертия» — отмечаются Государственными премиями.

В 1955 году на сцене Ленинградского академического театра им. А. С. П у ш к и н а Товстоногов ставит «Оптимистическую тра­гедию», спектакль, явившийся этапом в новейшей истории на­шего театрального искусства.

Товстоногов имел уже двадцатилетний опыт режиссерской и педагогической работы, ясное понимание своих позиций в ис­кусстве, свободно владел всем арсеналом средств сценической выразительности, проверенным в широчайшем жанровом и сти­листическом диапазоне — от М. Салтыкова-Щедрина до Вс. В и ш -невского. К этому времени он, что немаловажно для театраль­ного деятеля, завоевал не только большой художественный авторитет, но и репутацию режиссера «сильной руки», способ­ного «поднять» театр.

В статье Е. Холодова (это последняя аналитическая статья, относящаяся к завершающему периоду работы Товстоногова в Театре им. Ленинского комсомола) прочитывается некое предчувствие перемен в судьбе режиссера, ожидание боль­шего, подсказанное высшими достижениями театра. «Не будем спешить с упреками театру в том, что он утрачивает свое твор­ческое лицо. М о ж е т быть, он только сейчас и обретает его, осмысливая свой творческий опыт, принимая на вооружение все плодотворное и отказываясь попутно от кое-каких весьма при­метных, но мало плодотворных признаков, по которым его при­мечали и отличали».1

В скобках н у ж н о заметить, что для скачка в творческом росте нужен был и новый коллектив, сформированный в этих новых условиях. Останься режиссер в Театре им. Ленинского комсомола — он был бы иным. Д л я новых задач была нужна новая труппа, основное ядро которой составили бы актеры мо­лодого поколения. В Театре им. Ленинского комсомола Товсто­ногову не было оснований — практических и психологических — переформировывать труппу, бедственное положение Большого драматического театра давало такую возможность. Нельзя не учитывать эту «прозаическую» сторону святого искусства.

Товстоногов пришел в 1956 году в Б Д Т уверенно и реши­тельно, твердо зная, чего он хочет.

Когда вспоминают о приходе Г. А. Товстоногова в БДТ, то невольно, видимо, о б р а щ а ю т с я к сравнениям высоким, к сло­вам, способным оттенить изумление, порожденное волшебным превращением театра.

«Настали новые времена, и театр очнулся. Д а ж е родился заново»,— пишет критик Д. Золотницкий.2

«С приходом в наш театр Товстоногова начался для меня новый период...»,— говорит актер В. Стржельчик.3

21 «Театр», 1954, № 10, с. 127—128. 3 «Театр», 1969, № 2, с. 19. Там же, с. 32.

Действительно, в жизни Большого драматического театра им. М. Горького начался новый период. В театр пришел режис­сер, имя которого значило у ж е много и обещало еще больше. Плодотворный период работы в ленинградском Театре им. Ленинского комсомола и огромный успех «Оптимистиче­ской трагедии» в Академическом театре им. А. С. П у ш к и н а подкрепляли эти обещания.

К а ж д а я премьера Б Д Т привлекает внимание зрителей и прессы, почти без оговорок можно сказать, что к а ж д ы й спек­такль идет с заметным успехом. Театр, пустовавший зал кото­рого был удобной мишенью капустнических острословов, стал иметь сплошные аншлаги.

О спектаклях Товстоногова существует обширная критиче­ская литература, объясняющая причину успеха каждого спек­такля, однако почти нет в нашей театральной литературе попы­ток объяснить идейно-эстетическую природу направления, четко обозначившейся режиссерской школы. Д л я этого, разумеется, необходимо сопоставить путь Товстоногова с общим процессом развития советского театра, бурно протекавшим в последнее двадцатилетие.

Принятая в нашем театроведении периодизация истории со­ветского театра начинает отсчет нового театрального времени с 1953 года, со спектакля «Гроза», поставленного Н. Охлопко­вым в московском Театре им. Вл. Маяковского.

«Гроза» Охлопкова породила дискуссию, «Гроза» была спек­таклем непривычно яркой, броской и дерзкой режиссерской са­мостоятельности, от которой сильно поотвыкли за предыдущие годы.

Разумеется, и сама «Гроза» имела предшественников, в ней о ж и л а традиция, заложенная великими режиссерами советской сцены в 1920-х и 1930-х годах. Охлопков не был одинок в иска­ниях нового художественного слова: в 1953 году выходят «Тени» в постановке А. Дикого, «Баня» Вл. Маяковского в Театре сатиры (режиссеры Н. Петров, С. Юткевич, В. Плучек), «Дело» в постановке Н. Акимова, «В добрый час» В. Розова в поста­новке молодого А. Эфроса.

Особое историческое значение придала «Грозе» статья газеты «Правда» от 27 ноября 1953 года «Право и долг те­атра» за подписью «Зритель», в которой с принципиальных позиций метода социалистического реализма была полностью поддержана и работа Охлопкова, и вся ясно обозначавшаяся тенденция к возрождению творческого многообразия нашего театра.

Режиссерский рисунок «Грозы» вызвал раздражение не­которых зрителей. В «Учительской газете», например, появи­лось письмо двух учительниц, которых «сценическое истолко­вание пьесы А. Островского «Гроза», поставленной в Москов­ском театре драмы, возмутило до глубины души». Авторам

«Учительской газеты» не просто не понравился спектакль — они увидели в нем «рецидив формализма в искусстве».1

Наши рекомендации