Источники и механизмы развития ребенка
Источники и механизмы развития ребенка
На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.
· Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:
— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;
— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;
— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;
— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;
— мальчики более агрессивны;
— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.
Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному. Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.
· Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
· Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
· Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.
Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.
Условия развития ребенка
Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития.
В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.
Эмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.
Процедура проведения методики.
Проведению методики предшествуют беседа с клиентом, установление эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.
Индивидуальное тестирование
При индивидуальном тестировании исследователь помещает перед испытуемым рисуночную форму, так, чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего произносит
Инструкция:
"Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека". На все уточняющие вопросы ребенка следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунке. Опрос обычно начинается с рисунка человека.
Если испытуемый выражает отказ, заявляя что он не художник и т. д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ - не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые.
Материал:
* белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21. Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно, озаглавлены Дом, Дерево, Человек; Для рисования дома страница располагается в горизонтальном положении.
* бланк пострисуночного опроса;
* несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражают моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки);
Анализ.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки - детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Интерпретировать значение деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным.
Пропорции рисунка отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорции могут рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.
Протокол обследования
Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать:
Рисунок | Названия деталей рисунков в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым | Все спонтанные комментарии | эмоции |
Дом | |||
Дерево | |||
Человек |
Пост-рисуночный опрос.
После того, как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации.
Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой -избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.
ПРО не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».
Интерпритация
ДОМ
Дом ассоциируется у ребенка с его семьей: рисунок отражает его представления о домашней жизни. Кроме того, разные части его ассоциируются с разными аспектами жизни. Так, двери и окна символизируют связь с внешним миром. Стены – опора, обеспечивающая дому устойчивость; это также защита от неблагоприятных внешних условий. Еще более выражена защитная функция крыши. При анализе изображения дома следует обращать внимание как на особенности рисунка в целом, так и на отдельные детали.
Одним из важных показателей является размер рисунка. Размер дома важно сопоставить с размерами остальных рисунков (дерева и человека): если все рисунки мелкие, то это частый признак снижения настроения, депрессивных тенденций. Для депрессии особенно характерны мелкие рисунки, помещенные в углу листа. Если же дом нарисован особо маленьким, в то время как размер остальных рисунков не уменьшен, то это обычно свидетельствует об ослаблении семейных связей, отсутствии у ребенка «чувства дома», об ощущении своей незащищенности. Особенно мелкий рисунок дома нередко также служит признаком сниженной самооценки.
Если все рисунки особо велики (каждый из них занимает лист практически целиком), то это частый признак состояния тревоги. Увеличение размера всех рисунков характерно также для импульсивных детей. Если же дом нарисован особо большим (занимающим почти весь лист), в то время как размер остальных рисунков не увеличен, то это может быть проявлением того, что весь мир для ребенка исчерпывается его домом семьей. Для дошкольника такое ощущение нормально; в возрасте старше 7 лет это уже проявление определенных психологических проблем(например, недостаточной самостоятельности ребенка, его чрезмерной замкнутости на родителях).
Из деталей особое внимание следует обратить на окна и двери. Если изображены большие окна и дверь (особенно – открытые), то это признак стремления к широким контактам. такие рисунки характерны для экстравертных, общительных детей. Напротив, особо маленькие окна и дверь типичны для интровертных, замкнутых детей. Зарешеченные окна – это, как правило, признак того, что ребенок боится агрессии, у него имеется потребность в защите от потенциально опасного окружения. Так же интерпретируются и оконные рамы в том случае, когда они утрированы и внешне напоминают решетку. Возможно и другое значение решеток: они могут выражать ощущение своей несвободы, полной зависимости от родителей («тюремная решетка»). Весьма часто оба значения сочетаются, так как источником боязни окружающего мира часто являются высокая зависимость ребенка от родителей.
Подчеркнутые стены (выделенные линией с сильным нажимом или многократно наведенными линиями) указывают на потребность ребенка в надежности и, следовательно, на недостаточную уверенность в себе. Стремление защититься от окружающего мира часто проявляются в изображении забора, окружающего дом.
В рисунке дома обнаруживаются те же проявления тревожности, что и в рисунке человека: неуверенная линия, как бы состоящая из отдельных коротких отрезков, стирания, исправления. Если эти признаки присутствуют в рисунке дома и отсутствуют в других рисунках, то это значит, что тревогу у ребенка вызывает тематика, связанная с его домом и семьей (в частности, такое бывает у беженцев, лишившихся своего дома, у детей, родители которых недавно развелись и т.п.).
В рисунке дома выразительно проявляется демонстративность. Ее признаки – это различные украшения: занавески и цветы на окнах наличники, конек на крыше, колонны, карнизы. О демонстративности свидетельствует также изображение не обычного дома, а виллы, дворца, теремка, церкви.
В ответах на вопрос о том, кто живет в доме, может проявиться такая тенденция, как стремление избавиться от чрезмерной опеки родителей (в этом случае часто утверждается, что в доме живет ребенок причем его родители не упоминаются). Высказывание о том, что в доме живет только один человек, свидетельствует о чувстве одиночества, депрессивных тенденциях. Так же интерпретируется указание на то, что в доме живут «старые люди», «старики» (если в доме отсутствуют молодые жильцы).
ДЕРЕВО
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА
Показатели импульсивности
При повышенной импульсивности линии часто не доводятся до конца (контур оказывается незамкнутым) или, наоборот, «проскакивают» дальше, чем нужно. Рисунок выполняется очень быстро. Низка детализированность рисунка, причем, в отличие от низкой детализированности при астенизации, для импульсивных детей типична линия с сильным нажимом.
К признакам импульсивности относятся также грубые нарушения симметрии, «падающая» (наклоненная) фигура, неудачное размещение рисунка на листе (не хватает места для ног или же изображенный человек упирается головой в верхний обрез листа).
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа - чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;
2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
3) субъект склонен держаться в стороне.
Размещение рисунка точно в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
Размещение рисунка ниже центра листа - чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное
настроение;
2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
Размещение рисунка в левой стороне листа - акцентирование прошлого. Импульсивность.
Размещение рисунка в левом верхнем углу листа - склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
Размещение рисунка на правой половине листа - субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
Выход за правый край листа - желание "убежать" в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
Выход за верхний край листа - фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
Контуры очень прямые - ригидность.
Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем - указание на неспособность к четкой позиции.
Враждебность
1. | Отсутствие окон | 0,2 |
2. | Дверь—замочная скважина | 0,1 |
3. | Очень большое дерево | 0,1 |
4. | Дерево с края листа | 0,1 |
5. | Обратный профиль дерева, человека | 0,1 |
6. | Ветки двух измерений, как пальцы | 0,1 |
7. | Глаза - пустые глазницы | 0,2 |
8. | Длинные острые пальцы | 0,2 |
9. | Оскал, видны зубы | 0,1 |
10. | Агрессивная позиция человека | 0,2 |
11. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Конфликтность (фрустрация)
1. | Ограничения пространства | 0,1,2,3 |
2. | Перспектива снизу (взгляд червя) | 0,1,2,3 |
3. | Перерисовывание объекта | 0,2 |
4. | Отказ рисовать какой-либо объект | 0,2 |
5. | Дерево, как два дерева | 0,2 |
6. | Явное несоответствие качества одного из рисунков | 0,2 |
7. | Противоречивость рисунка и высказывания | 0,1 |
8. | Подчеркнутая талия | 0,1 |
9. | Отсутствие трубы на крыше | 0,1 |
10. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Незащищенность
1. | Рисунок в самом центре листа | 0,1,2,3 |
2. | Рисунок в верхнем углу листа | 0,1,2,3 |
3. | Дом, дерево с самого края | 0,1,2 |
4. | Рисунок в низу листа | 0,1,2,3 |
5. | Много второстепенных деталей | 0,1,2,3 |
6. | Дерево на горе | 0,1 |
7. | Очень подчеркнутые корни | 0,1 |
8. | Непропорционально длинные руки | 0,1 |
9. | Широко расставленные ноги | 0,1 |
10. | Другие признаки | 0,1 |
Тревожность
1. | Облака | 0,1,2,3 |
2. | Выделение отдельных деталей | 0,1 |
3. | Ограничение пространства | 0,1,2,3 |
4. | Штриховка | 0,1,2,3 |
5. | Линия с сильным нажимом | 0,1 |
6. | Много стирания | 0,1,2 |
7. | Мертвое дерево, больной человек | 0,2 |
8. | Подчеркнутая линия основания | 0,1,2,3 |
9. | Толстая линия фундамента дома | 0,2 |
10. | Интенсивно затушеванные волосы | 0,1 |
11. | Другие признаки | 0,1 |
Недоверие к себе
1. | Очень слабая линия рисунка | 0,2 |
2. | Дом с краю листа | 0,1 |
3. | Слабая линия ствола | 0,1 |
4. | Одномерное дерево | 0,1 |
5. | Очень маленькая дверь | 0,1 |
6. | Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывание рисунка рукой | 0,1 |
7. | Другие признаки | 0,1 |
Чувство неполноценности
1. | Рисунок очень маленький | 0,1,2,3 |
2. | Отсутствие руки, ноги | 0,2 |
3. | Руки за спиной | 0,1 |
4. | Непропорционально короткие руки | 0,1 |
5. | Непропорционально узкие плечи | 0,1 |
6. | Непропорционально большая система веток | 0,1 |
7. | Непропорционально крупные двумерные листья | 0,1 |
8. | Дерево, умершее от гниения | 0,1 |
9. | Другие признаки | 0,1 |
Трудности общения
1. | Отсутствие двери | 0,2 |
2. | Очень маленькая дверь | 0,1 |
3. | Отсутствие окон | 0,2 |
4. | Окна - отверстия без рамы | 0,1 |
5. | Излишне закрытые окна | 0,1 |
6. | Выделенное лицо | 0,1 |
7. | Лицо, нарисованное последним | 0,1 |
8. | Отсутствие основных деталей лица | 0,2 |
9. | Человек, нарисованный схематично, из палочек | 0,2 |
10. | Дом, человек – профиль | 0,1 |
11. | Дверь без ручки | 0,1 |
12. | Руки в оборонительной позиции | 0,1 |
13. | Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей | 0,1 |
14. | Другие признаки | 0,1 |
Депрессивность
1. | Помещение рисунка в самый низ листа | 0,1, |
2. | Вид дерева, дома сверху | 0,1,2,3 |
3. | Линия основания, идущая вниз | 0,1 |
4. | Линия, слабеющая в процессе рисования | 0,2 |
5. | Сильная усталость после рисования | 0,2 |
6. | Очень маленькие рисунки | 0,1 |
7. | Другие возможные признаки | 0,1 |
Оценка рисунка
Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.
Тестовые показатели(показатели психомоторного тонуса)
Нажим карандаша
Слабый нажим - низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.
Сильный нажим - высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.
Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) - гиперактивность, агрессивность.
Изменчивый нажим - показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.
Значение линий и штриховки
Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.
Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.
Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.
Штриховка, выходящая за контуры фигуры, - показатель эмоциональной напряженности ребенка.
Расположение рисунка
Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.
Интерпретация рисунка
1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.
2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.
3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.
4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.
5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.
6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.
7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.
8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка - знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.
9. Человек, нарисованный без ушей, - символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.
10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.
11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.
12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.
13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног - на низкую самооценку.
14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.
Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка
1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.
2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.
3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.
4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.
5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле)
6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.
Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях
1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.
2. Чрезмерно большие пропорции родителей - показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.
3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.
4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.
5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.
6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.
7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены
семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.
8. Очень маленькое изображение всех членов семьи - признак тревоги, депрессии, подавленности.
9. Изображение всех членов семьи в ячейках - знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.
10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.
11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.
12. Изображение больших рта. губ у себя - признак скрытой агрессии.
13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.
14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.
Цвет в рисунке
Очень часто ребенок проявляет желание раскрасить рисунок. В этом случае ему следует дать коробку цветных карандашей (не менее 12 цветов) и предоставить полную свободу. Что означают цвета, и о чем может рассказать дополнительно раскрашенный рисунок?
1. Яркие, светлые, насыщенные цвета указывают на высокий жизненный тонус ребенка и его оптимизм.
2. Преобладание серых и черных цветов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности и говорит о страхах ребенка.
3. Если ребенок раскрасил себя в какой-то один цвет, и если этот цвет повторяется в изображении другого члена семьи, значит, ребенок испытывает к нему особенную симпатию.
4. Отказ использовать цветные карандаши может означать низкую самооценку и тревожность.
5. Предпочтение красных тонов в рисунке говорит об эмоциональной напряженности ребенка.
Источники и механизмы развития ребенка
На процесс развития человека оказывают влияния различные условия.
· Половые различия. Различия полов не характеризуются только собственно половыми характеристиками. Среди половых различий определены следующие:
— девочки быстрее развиваются и раньше созревают;
— мальчики более чувствительны к воздействиям среды;
— девочки превосходят мальчиков в развитии вербальных способностей;
— мальчики превосходят девочек в развитии пространственного мышления и математических способностей;
— мальчики более агрессивны;
— девочки лучше и быстрее адаптируются к новым условиям.
Перечисленные особенности – это далеко неполный список половых различий. Важно понимать, что мальчики и девочки развиваются совершенно по-разному. Эти различия обнаруживаются уже с 1,5 – 2 лет и с возрастом проявляются в большей степени.
· Темперамент. Поведение человека во многом определяется типом его темперамента, который характеризуется несколькими характеристиками:
1. Активность: энергетический потенциал, определяющий динамику деятельности человека.
2. Эмоциональность – характеристика возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений. Это качество проявляется в большей или меньшей степени.
3. Динамичность нервной системы – скорость образования условных связей.
4. Подвижность нервной системы – скорость смены торможения возбуждением и наоборот.
5. Лабильность нервной системы – скорость образования и прекращения нервных процессов.
· Соматические заболевания и физические дефекты также оказывают влияние на развитие ребенка. Некоторые из них могут активно переживаться, а другие непосредственно влиять на развитие человека.
· Кризисы развития, которые приводят к переходу на новый этап развития при условии правильной социальной ситуации развития.
Перечисленные факторы одновременно являются источниками и механизмами развития человека. Кроме того, они прогнозируют индивидуальные отличия каждого человека.
Условия развития ребенка
Развитие ребенка во многом определено социальной ситуацией развития – психической жизнью на определенной ступени развития.
В свою очередь, социальная ситуация является условием развития ребенка. Важное место в создании условий занимает семья и школа.
Эмоциональный контакт с близкими – важное условие благоприятного развития ребенка. Любовь, понимание, принятие, сопереживание – главные составляющие эмоционального развития ребенка.
Психологический климат школы – комфортность отношений со сверстниками и педагогами, возможность усвоения материала, адекватная самооценка в процессе обучения определяют процесс ведущего вида деятельности.