Фронтальное логопедическое занятие по развитию лексико – грамматических категорийв старшей группе (ОНР).
Тема: «Домашние животные».
Задачи.
a).Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать словарь детей по теме «Домашние животные», их внешнем виде, образе жизни, повадках. Совершенствование грамматического строя речи (образование сущ. в ед. и мн. ч.; образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами; употребление сущ. в форме тв.п. и р. падежах).
б).Коррекционно-развивающие: развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
в).Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Оборудование: магнитофон, диск с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детёнышей, конверты с пазлами «Домашние животные», мяч, корм для животных: бутылка молока, сено, овёс, косточка, морковка, капуста; картина «Скотный двор».
Предварительная работа: просмотр картинок с домашними животными и их детёнышей. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнения артикуляционной гимнастики.
Словарная работа:
а).Обогащение словаря: щенок, телёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, поросёнок.
б).Активизация словаря: скотный двор, пастух, овёс.
Список используемой литературы.
1.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб., Детство-пресс, 2007г.
2.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб, Детство-пресс, 2013г.
3.Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб., Детство-пресс, 2010г.
4.Игровой дидактический материал для ознакомления детей с окружающим миром. Выпуск 3. «Домашние животные».
Ожидаемый результат: определение домашних животных и их детёнышей, уметь правильно образовывать существительные во множественном числе, определять «Кто лишний», образовывать притяжательные прилагательные, знать жилища домашних животных.
Форма работы.
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
И скорей вставайте вкруг.
А теперь соседу справа
Руку тоже дай быстрей.
С утра мы будем заниматься
Всем доброго утра желай.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Послушайте, и скажите, чьи голоса вы услышали? (Логопед включает диск с голосами домашних животных).
Дети: Мы услышали голоса домашних животных.
Логопед: Назовите их.
Дети: Мы услышали голос коровы, лошади, собаки, кошки, козы, свиньи.
Логопед: Как подаёт голос собака?
1-й ребёнок: Собака лает.
Логопед: Как подаёт голос корова?
2-й ребёнок: Корова мычит.
Логопед: Как подаёт голос лошадь?
3-й ребёнок: Лошадь ржёт.
Логопед: Как подаёт голос кошка?
4-й ребёнок: Кошка мяукает.
Логопед: Как подаёт голос коза?
5-й ребёнок: Коза блеет.
Логопед: Как подаёт голос свинья?
6-й ребёнок: Свинья хрюкает.
Логопед: Я думаю, что вы уже догадались, о ком будем сегодня говорить.
Дети: О домашних животных.
Логопед: Почему их называют домашними животными?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, заботится о них.
Логопед: Да, будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика «Домашние животные».
Логопед: Эта история о том, как однажды язычок познакомился с котёнком.
1.Рано утром язычок вышел посидеть на крылечко (Лопаточка).
2.Разминаясь язычок потянулся к солнышку, затем к травке.(Кончик языка тянут к носу, затем к подбородку).
3.Свежий ветер взбодрил язычок (Дуют на широкий кончик языка).
4.Вдруг из-под крылечка наш язычок услышал мяуканье (мяукают), увидел котёнка и ласково его погладил (имитируют кистью руки поглаживание).
5.Котёнок испугался и выгнул спину (Горка). Язычок принёс ему чашку с молоком (Чашечка).
6.Котёнок стал жадно лакать молоко, облизнулся (Вкусное варенье).
7.Котёнок снова выгнул спину, но от удовольствия (Горка) и замурлыкал (Мурлыкают).
8.Потом они вместе катались на качелях (Качели) и играли в футбол (Футбол).
II. Основная часть.
Работа с пазлами.
(У детей на столах пазлы).
Логопед: Посмотрите, я вижу перед вами лежат какие-то картинки, соберите их и посмотрите, кто там спрятался?
1 ребёнок: У меня корова.
Логопед: Какую пользу приносит корова? (Корова даёт молоко).
2 ребёнок: У меня собака.
Логопед: Какую пользу приносит собака? (Собака охраняет дом).
3-й ребёнок: У меня кошка.
Логопед: Какую пользу приносит кошка? (Кошка ловит мышей).
4-й ребёнок: У меня свинья.
Логопед: Какую пользу приносит свинья? (Свинья даёт мясо).
5-й ребёнок: У меня коза.
Логопед: Какую пользу приносит коза? (Коза даёт молоко, шерсть).
6-й ребёнок: У меня лошадь.
Логопед: Какую пользу приносит лошадь? (Лошадь даёт кумыс. А ещё она перевозит разные грузы).
Игра «У кого кто?»
Стук в дверь. Заходит грустный пастух, здоровается.
Логопед: Пастух, а почему ты такой грустный?
Пастух: Я пас животных и их детёнышей. Все были около своих мам, но детёныши перепутались. Помогите найти маму своим детёнышам.
Логопед: Ребята, поможем?
Дети: Да.
( Картинки взрослых животных на доске, картинки с детёнышами на столе. Дети по очереди подходят, берут картинку с детёнышем и прикрепляют на магнитную доску к взрослому животному).
Подвижная игра «На лугу».
Пастух: Спасибо, что помогли мне. Я очень счастлив, и хочу с вами поиграть.
Играет с детьми под песню «На лугу пасутся».
Пастух прощается и уходит.