Занятие 18. ПРЕДЛОГ «ИЗ-ПОД»
ЦЕЛИ: 1.Познакомить детей со значением предлога <ИЗ-ПОД> и его схемой.
2.Упражнять в правильном употреблении предлога <ИЗ-ПОД > с существительными в родительном падеже.
3. Учить детей составлять предложение по схеме.
4. Развивать внимание, воображение, мышление.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные и сюжетные картинки, карточки со схемой предлога по количеству детей, миска, доска, тетрадь, поднос, веник, мяч, домики-схемы, тетрадь Незнайки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед предлагает детям послушать предложения и назвать услышанные предлоги.
Логопед: Галка села на забор.
Кот забрался на кровать.
Петя вернулся из школы.
Лена подошла к окну.
Ворона слетела с ветки.
Логопед: Сегодня на занятии вы познакомитесь с ещё одним предлогом, а с каким — скоро узнаете.
2. Основная часть занятия
Логопед: У меня на столе лежат два предмета. Назовите их. (Доска и миска.)
Где лежит доска? (Под маской.)
Посмотрите, что я делаю? (Вытаскивает доску.)
Откуда я вытащила доску? (Из-под миски.) Правильно, я вытащила доску из-под миски. Какой предлог вы услышали? (И3-ПОД.)
Сегодня мы будем учиться правильно говорить предлог <ИЗ-ПОД>. Слушайте внимательно, когда его нужно говорить. Когда предмет находится под чем-нибудь и его оттуда достали или он сам оттуда движется, нужно говорить предлог «ИЗ-ПОД».Например: «Из-под забора выглянул щенок».
Демонстрируется карточка со схемой предлога «ИЗ-ПОД». Дети рассматривают и запоминают изображение.
Тренировочные упражнения
Логопед: Подойди к столу, посмотри, под чем лежит тетрадь? (Под книгой.) Достань тетрадь. Скажи, откуда ты достал тетрадь? (Из-под книги.)
Ребята, составьте про Петю предложение. Что он сделал? (Петя достал тетрадь из-под книги.)
А теперь я попрошу Петю что-то достать, а вы внимательно посмотрите, что он сделает, и составите предложение с предлогом «ИЗ-ПОД». (Логопед шепчет ребенку задание на ушко.)
Петя достал веник из-под стола.
Петя достал мяч из-под стула. И т.д.
Работа с картинками
Логопед выставляет на доску сюжетные картинки и напоминает, что предлог «ИЗ-ПОД» появляется тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется.
Логопед: Посмотрите на картинку я придумайте такое предложение по этой картинке, чтобы в нём был предлог «ИЗ - ПОД». (Выставляет на доску сюжетную картинку «Заяц под грибом.) Где находится заяц? (Под грибом.) Откуда заяц выскочил?
Заяц выскочил из-под гриба.
Из какой сказки этот сюжет? («Под грибом» Сутеева.) Та же работа проделывается с другими сюжетными картинками.
Составление схемы предложения
Логопед: Теперь составим схему последнего предложения. Ребенок выходит и выставляет домики, проговаривая одновременно слова в предложении «Черепаха вылезла из-под кресла»
Логопед: А теперь посмотрите, что я сделаю. Предлог «ИЗ- ПОД» я поставлю в начало предложения. Слова в предложении поменялись местами. Скажите предложение по-новому.
Из-под кресла вылезла черепаха.
Логопед:: Я добавлю ещё одно слово. (Ставит пятый домик.)
Логопед: Придумайте, какая черепаха вылезла из - под кресла?(Из-под кресла вылезла коричневая черепаха.)
Упражнение <Ошибки Незнайки>
Логопед: Щенок вылез из скамейки. (Дети исправляют: Из-под скамейки)
А Катюша, как смогла, вылезла изстола. (Из-под стола.)
Индивидуальная работа
Детям раздаются картинки и карточки со схемой предлога «ИЗ-IIОД».
Логопед: Составьте предложение по двум предметным картинкам и схеме.
Щенок вылез из-под кровати.
Итог занятия
Занятие 19. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОГОВ «ИЗ-ПОД» И «ИЗ»
ЦЕЛИ: 1. Учить детей различать предлоги «ИЗ-ПОД», «ИЗ»,правильно употреблять их с существительными в родительном падеже.
2. Продолжать учить детей анализировать предложение и составлять его схему.
ОБОРУДОВАНИЕ: карточки со схемами предлогов по количеству детей, чалма для волшебника, платки, сюжетные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Логопед: К нам в гости пришёл Фокусник.
Здравствуйте ребята! Хотите, я Вам сейчас фокус покажу? Смотрите на доске ничего нет. Раз, два, три (взмахивает руками) — смотри! (на доске появляются схемы).
Ой, что это? (Дети говорят, что это схемы предлогов «ИЗ-IIОД» и «ИЗ»)
А я не знаю, когда их нужно говорить.
Логопед:: А мы тебя научим. Правда, ребята?
Скажите Фокуснику, когда мы говорим предлог <ИЗ - ПОД>. (Предлог «ИЗ-ПОД» мы говорим тогда, когда предмет находится под чем-то и оттуда движется.)
А когда нужно говорить предлог «ИЗ»? (Когда предмет находится внутри чего-то и движется оттуда.)
Фокусник: Понятно. Тогда поиграем в игру. Я называю вам предлог, а вы поднимаете схему «ИЗ» или «ИЗ-ПОД».
Упражнение «Фокусы»
Фокусник: Раз, два, три — смотри! (Вытаскивает из кармана платок.) Откуда я вытащил платок? (Из кармана.)
Раз, два, три — смотри! (Из коробки.) и т.д.
Упражнение «Ошибки Фокусника»
Фокусник: Ну, а теперь послушайте, как я буду говорить предлоги в предложениях. Поправьте меня, если услышите, что я говорю неправильно:
Лена вышла из-под магазина. (Из. — Дети исправляют ошибка.)
Птичка вылетела из-под гнезда. (Из.)
Мама достала тапочки из кровати. (Из-под.)
Я всё понял. Теперь скажу правильно. Папа приехал из Москвы.
Логопед:: Молодцы, ребята, вы научили Фокусника правильно говорить предлоги «ИЗ-ПОД» и «ИЗ».
Фокусник: До свидания, ребята, мне пора. Спасибо вам!
Составление предложений
Логопед выставляет на доску сюжетные картинки.
Логопед: Внимательно рассмотрите картинки. Найдите, про кого или про что мы можем составить предложение с предлогами «ИЗ» и «ИЗ-ПОД». (Дети составляют предложения и проводят их анализ с последующим составлением схем.)
Индивидуальная работа
Логопед предлагает детям, сидящим на первом ряду, составить предложения с предлогом, а сидящим на втором ряду — с предлогом «ИЗ-ПОД».
Итог занятия