Информация пассивная и активная
В процессе жизнедеятельности в памяти человека формируется своеобразный «банк» данных о динамике внутренних процессов, способов взаимодействия с миром и людьми, возможностях самореализации и т.п. Вся эта информация у человека находится в пассивном состоянии до тех пор, пока что-то или кто-то не активизирует её.
Например, если ребенок просто послушал или посмотрел сказку, то эта информация поступает в «банк» данных и хранится там в виде пассивных сведений. Но если с ребенком обсудить услышанное и увиденное, найти параллели с реальными явлениями, а затем в игре создать условия для приобретения опыта действия (проигрывание и прочувствование ролей), пассивная информация переходит в активное состояние, то есть нейтральные сведения, обретая эмоциональную значимость, становятся руководством к действию.
Если бы наши знания почаще становились для нас самих руководством к действию, то, думаю, вряд ли возник бы вопрос «Если ты такой умный, то почему такой несчастный?»
Так или иначе, но в процессе коррекционной, развивающей, консультативной или терапевтической деятельности психолог вынужден решать одну очень важную задачу: как перевести пассивную информацию, хранящуюся в памяти клиента, кем бы он ни был, ребенком или взрослым, в активное состояние.
Для этого у психологов существует множество инструментов, например, специально подобранное упражнение.
В качестве иллюстрации того, как можно активизировать пассивную информацию, хранящуюся в наших «банках» данных, предлагаю выполнить небольшое упражнение.
Упражнение «Мои права»
Мы все знаем, что права человека и гражданина закреплены в Конституции РФ, однако есть права, которые не записаны в сборниках законов, но этими правами обладает каждая личность, например, право на собственные чувства и их выражение или право иметь друзей по своему выбору и т.д. Мы также знаем, что этими правами обладают все люди независимо от возраста, национальной принадлежности, вероисповедания, родственных связей.
1. На листе бумаги напишите заголовок: «Я имею право».
2. Под заголовком столбиком перечислить как можно больше тех прав, которые вы считаете своими неотъемлемыми правами как личности, даже если не пользуетесь ими.
3. Прочитайте написанное вами и прочувствуйте, какое это счастье обладать всеми этими правами.
4. Закройте глаза и вспомните человека, с которым у вас недавно был конфликт, или человека, который вызывает у вас стойкие отрицательные эмоции.
5. Откройте глаза, исправьте заголовок «Я имею право» таким образом: зачеркните слово «Я» и вместо него напишите имя того человека.
6. Прочитайте, что получилось.
7. Проследите за изменением ваших чувств, дайте название возникшему чувству.
Если наши чувства претерпели изменения, то ранее пассивная информация о правах человека не только обретает для нас личностно значимую окраску, но и запускает цепочку важных процессов: переосмысливание отношений с человеком, которого мы вспомнили, и, как следствие, изменение нашего поведения по отношению к этому человеку.
Но активизировать необходимую для нас информацию, пассивно хранящуюся в нашей памяти, можно и с помощью правильно подобранного мультфильма.
Почему мультфильм?
Мы знаем, что человек получает информацию об окружающем мире через свои органы чувств, которые принято разделять на три репрезентативные системы: визуальную (зрение), аудиальную (слух), кинестетическую (обоняние, осязание, вкус). Эволюционно зрение является более поздним приобретением живых организмов, но также и более быстрым по скорости восприятия, а значит и более важным для выживания зрячих существ. Преимущество визуальных образов над другими зафиксировано в вековой народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
С появлением кино у человека появилась уникальная возможность быть очевидцем, а значит непосредственным участником происходящих на экране событий. По эмоциональному воздействию зрительных образов, да еще в сопровождении правильно подобранной музыки, киноискусству нет равных.
Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка – поэтому все, что учеными говорилось о метафоричности мышления, на которой основано терапевтическое воздействие сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму.
Еще одна причина в пользу просмотра мультфильмов – безопасность этого вида деятельности для людей любого возраста.
Люди достаточно рано, еще, будучи детьми, сталкиваются с тем, что существует нежелательная информация, то есть такая информация, которая может расстроить, унизить, возмутить, испугать. От такой информации нужно защищаться, потому что она небезопасна, она приносит вред. А самая страшная информация для человека – это информация о нем самом как о неудачнике. Поэтому, новая деятельность, новый человек, новая информация всегда будет сталкиваться с неким барьером, защитой, прежде чем заинтересовать. Тем более, что практически любая деятельность и ребенка и взрослого постоянно подвергается оценке со стороны других людей. И нам очень страшно потерпеть неудачу в своей деятельности, так страшно, что мы готовы отказаться от этой деятельности даже не попробовав.
Например, арт-терапевтические рисовальные техники в работе психолога считаются одними из самых безопасных, но вспомним, как часто мы сталкиваемся с сопротивлением и взрослых и детей, как долго нам приходится объяснять, что мы не будем оценивать их работу.
Но есть такая деятельность, в которой невозможно потерпеть неудачу. Это просмотр мультфильмов и кино. Кино – для домашнего просмотра, так как из-за длительности не может вписаться во временной интервал консультирования.
Итак, просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности человека. Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм человека отступают, защита снимается, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам человек более восприимчивым.
Использование мультфильмов в качестве иллюстративного материала значительно расширяет возможности специалиста и во многом облегчает поиск необходимого решения клиенту.
Работа с детьми
С детьми 3-7 лет все обстоит и проще, и сложнее. Проще, потому что их проблемы лежат на поверхности. Сложнее, потому что информационный «банк» еще мал и речь идет скорее не об активизации пассивных знаний, а об обретении конкретного жизненного опыта, желательно окрашенного позитивными эмоциями.
В три года в «банке» знаний ребенка уже хранится очень ценная информация о том, что драться – это плохо, а дружить – это хорошо. Почему же, приходя в детский сад, ребенок делает то, что плохо, и не делает того, что хорошо? Что хранится в его памяти? «Дружить» со взрослыми (мамой, папой, бабушкой, дедушкой, воспитателем) – означает слушаться взрослых, дружить со сверстниками, если нет братьев и сестер близнецов или двойняшек, - совершенно неизвестное занятие, а вот как драться со сверстниками – это понятно уже из раннего опыта заимствования чужой игрушки в песочнице. Призывы взрослых «Играйте вместе!» не действуют не потому, что ребенок не хочет играть вместе, а потому, что он просто не знает, как это – «вместе». Что-либо вместе в присутствии ребенка взрослые делают очень редко: папа занят своими делами, мама – своими, воспитатель занят своими делами, помощник воспитателя – своими.
Вряд ли кто-нибудь из нас помнит, как и когда он понял, что означает слово «вместе». Предлагаю вам заново пережить это величайшее открытие.
Практическая часть