Научные, методологические и методические основания программы
Научной и методологической основой программы выступают культурно-историческая концепция психического развития, учение о системном характере высших психических функций (ВПФ) и их системной и динамической локализации в головном мозге (Л.С. Выготский, 1960, 1982; А.Р. Лурия, 1969, 1973; П.К. Анохин, 1975, 1980; Н.А. Бернштейн, 1962, 1990), концепция детского развития Д.Б. Эльконина (1960, 1971); теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, 1966, 1969).
Чтобы эффективно решать поставленные задачи, очень важно правильно подобрать способы передачи необходимого общественного опыта, соответствующие уровню развития детей, а также учитывающие особенности их образовательных потребностей и современных условий развития.
Авторы примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», рассматривая образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд), подчеркивают, что главным критерием отбора программного материала должны стать его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства. [7]
Учитывая особенности развития детей с задержкой психического развития следует отдавать предпочтение методикам, основным качеством которых является наглядность, эмоциональная насыщенность, безопасность, возможность реализации в групповом взаимодействии.
Также необходимо учитывать, что ведущей деятельностью дошкольника является игра. В игре ребенок овладевает различными образцами поведения и учится самостоятельно разворачивать сложные для него, энергоемкие виды деятельности (игровую, учебную). [14] В игре ребенку предоставляется возможность примерять на себя разные роли, чтобы отреагировать свое эмоциональное состояние, получить «обратную связь» от своих сверстников и значимого взрослого и скорректировать свое поведение, достигая нужного результата. В игре формируется и оттачивается ориентация на партнера, на потребности другого человека.
Поэтому в программе используются знакомые, любимые и принимаемые всеми детьми формы взаимодействия, позволяющие наиболее эффективно использовать непроизвольные механизмы регуляции психической деятельности как основу для развития и укрепления произвольности, а также воздействующие на все репрезентативные системы ребенка:
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций, умений распознавать эмоции другого человека;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы о выходе из трудных житейских ситуаций;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности;
• познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
• рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, игрушек;
• просмотр и обсуждение мультфильмов.
Совместный просмотр мультипликационных фильмов как способ передачи ребенку необходимого общественного опыта, занимает особое место в программе. Преимущество визуальных образов над другими зафиксировано в вековой народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». С появлением кино у человека появилась уникальная возможность быть очевидцем, а значит и непосредственным участником происходящих на экране событий. По эмоциональному воздействию зрительных образов, да еще в сопровождении правильно подобранной музыки, киноискусству нет равных.
Для совместного просмотра используются отечественные мультфильмы, с качественной прорисовкой.
Мультфильм – рисованное кино или ожившая сказка, – поэтому все, что учеными говорилось о терапевтическом воздействии сказки, и все, что говорилось об эмоциональном воздействии кино, относится и к мультфильму. Более того, просмотр правильно подобранного мультфильма – один из самых безопасных видов деятельности ребенка. Вся настороженность, эмоциональное напряжение, раздраженность, негативизм ребенка отступают, защита снимается, эмоциональный фон становится более позитивным, а сам ребенок более восприимчивым к усвоению необходимых для успешной социализации форм поведения. А это немаловажно, учитывая, что в настоящее время может оказаться так, что только на экране ребенок может увидеть достойные подражания образцы поведения взрослого человека.
Алгоритм построения занятия с использованием мультфильма прост и зависит от того, какую цель ставит перед собой взрослый.
Если это педагогическая цель, то есть необходимо познакомить детей с определенной темой или какими-то явлениями, то достаточно:
- определить тему, о которой нужно поговорить с детьми,
- подобрать соответствующий мультфильм и
- составить вопросы, подводящие детей к обсуждению этой темы перед просмотром мультфильма, а также вопросы, помогающие сделать необходимые выводы после просмотра мультфильма.
Если поставлена коррекционная или развивающая цель, то алгоритм несколько усложнится:
- выявить проблему (диагностика или запрос),
- сформулировать коррекционную или развивающую задачу,
- подобрать мультфильм, содержащий проекцию данной проблемы,
- составить вопросы для обсуждения мультфильма, позволяющие наиболее полно раскрыть взгляды ребенка на причины возникновения проблемы и пути ее решения,
- подобрать упражнение для эмоционального отреагирования проблемы.
Просмотр мультфильмов, рассматривание и анализ сюжетных картинок, изображений эмоциональной лицевой экспрессии, мимических и психо-моторных реакций взрослого помогают задействовать визуальный канал восприятия ребенка.
Как выяснилось в ходе реализации программы, совместный просмотр (с комментариями взрослого) мультфильмов вызывает живой интерес у детей, при этом большинство родителей жалуются на то, что дома их дети не смотрят отечественные мультфильмы, а с большим удовольствием смотрят продукцию зарубежных аниматоров: «Том и Джерри», «Губка Боб», «Котопес», различные анимационные боевики и т.д.
Анализ подобных высказываний и личных наблюдений позволяет предположить, что просмотр отечественной мультипликации представляет для ребенка достаточно серьезную интеллектуальную деятельность, требует непрерывного сосредоточения на сюжете, без которого невозможно осмысление происходящих событий, их причинно-следственных соотношений. А ребенку с ЗПР без помощи взрослого трудно поддерживать достаточный уровень концентрации внимания. В то время как непрерывно мельтешащие перед глазами фигуры героев, однообразие, скудость и отсутствие глубинного смыслового подтекста сюжетных линий зарубежной анимации не требуют от ребенка каких-либо существенных интеллектуальных усилий, и даже, отвернувшись и поиграв в игру, он может спокойно вернуться к созерцанию происходящего на экране, не задаваясь вопросом: «А что там я пропустил?»
Для активизации аудиальной системы ребенка используются комментарии к действиям героев мультфильма, стимулирование собственной речи детей вопросами, обсуждение событий и поступков героев мультфильма, отреагирование эмоциональных состояний, музыкальные игры и упражнения.
Необходимость комментариев взрослого ярко проиллюстрирована экспериментом ведущего психолога социобихевиоризма Альберта Бандуры.
«Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали специально отснятый фильм, в котором взрослый человек избивал куклу; начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае другой взрослый «героя» хвалил, в другом – порицал, в третьем реагировал нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением.
В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значительно меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». [5]
Этот эксперимент доказал, что человек может овладевать поведением не только через собственные пробы и ошибки, но и, наблюдая за опытом других и получая подкрепления, которые сопутствуют тому или иному поведению.
Комментируя значимые события, особенности поведения героев, а так же обращая внимание на их чувства и причины возникновения этих чувств, высказывая одобрение или порицание действиям героев мультфильма, можно, непосредственно влиять не только на восприятие ребенка, но и закладывать этические установки, определяющие поведение зрелого человека в ситуациях нравственного выбора.
Очень важной частью является обсуждение, проводимое после каждого просмотра мультфильма и часто после игры. Именно обсуждение сказочных историй и опыта, полученного в игре, позволяет детям «осмыслять жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями». Благодаря обсуждению «…"банк" знаний о Мире переходит в АКТИВНОЕ состояние», становится неотъемлемой частью личного жизненного опыта ребенка. [8]
Используемые в программе музыкальные игры и упражнения, воздействующие как на аудиальную, так и кинестетическую репрезентативные системы ребенка, сочетают в себе позитивное воздействие на его психоэмоциональное состояние музыки, танца, движения и возможности перевоплощения.
Для активизации кинестетической системы ребенка используются различные игры: дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера; игры на развитие мимической передачи эмоций и умений распознавать эмоции другого человека.
«Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах детской деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач». [7]
Для активизации познавательной активности детей используются различные дидактические игры, для развития тонкой моторики руки используются картинки для раскрашивания и оригами. Оригами, как утверждает многовековая практика существования искусства складывания фигурок из бумаги, отличный способ развить логическое и пространственное мышление у детей, стимулировать их творческую активность.
Насыщенность программной деятельности элементами эмоционального сопереживания, приводит к тому, что постоянство эмоциональных контактов становится необходимостью для ребенка. [13]
При организации психолого-педагогических мероприятий также необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, которые ставит перед данной возрастной категорией детей воспитательно-образовательный процесс, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». [7]
Построение психолого-педагогических мероприятий на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями.
Как показал опыт реализации программы, материал, преподнесенный в описанной выше форме, принимается всеми детьми, помогает сконцентрировать их внимание, создает насыщенную положительными эмоциями атмосферу, что облегчает проведение групповой работы с детьми и решение как педагогических, так и развивающих задач.
Исследование мнения педагогов учреждения, работающих в группах компенсирующей направленности, показало, что опыт, полученный детьми в подобной совместной программной деятельности с психологом, способствует усвоению ими образовательных областей и стимулирует развитие качеств личности, необходимых для успешной социализации.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Групповая работа педагога-психолога с детьми может интегрироваться в непосредственную образовательную и/или культурно-досуговую деятельность ДОУ.
В программе учитывается необходимость обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач через тематический принцип построения образовательного процесса. В качестве основы для тематического планирования в программе используется перечень лексических тем, рекомендованных в пособии С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, И.Н. Волковой, Г.М. Капустиной «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». [25]