Часть 2. Решение задачи средствами MS Access

Постановка задачи в среде MS Access выполняется аналогично тому, как это осуществлялось в среде MS Excel: раскрывается ее организационно-экономическая сущность; описываются с помощью стандартных таблиц структуры входной, условно-постоянной и результирующей информации; указывается алгоритм решения задачи.

Однако разработка «Инструкции к решению задачи» связана со спецификой среды MS Access. Специфика диктует деление «Инструкции» на две относительно автономные части: создание базы данных и выдача отчетов. Создание базы данных, в свою очередь, состоит из двух этапов: Описание структуры таблиц и Установление связей между таблицами. Источниками информации для описания структуры таблиц служат таблицы из пунктов 2, 3, 4 постановки задачи, в которых дается характеристика каждому элементу базы данных. Например, в них указывается Имя поля, Тип данных, Длина поля (число десятичных знаков).

После описания структуры таблиц устанавливаются связи между ними, диктуемые логикой решения задачи. Эти связи позволяют впоследствии переносить информацию из одних таблиц в другие. Завершается создание базы данных ее наполнением из входных документов.

Далее происходит собственно решение задачи, т.е., выдаются требуемые отчеты. В качестве примера воспользуемся выполненной постановкой задачи «Учет поставок» в среде MS Excel, и рассмотрим содержание инструкции по выполнению этой задачи в среде MS Access. Номера рисунков указаны в пределах данной инструкции.

Создание базы данных

1. Вызовите Microsoft Access:

· нажмите кнопку «Пуск»;

· выделите команду «Программы»;

· выберите Microsoft Access;

· нажмите клавишу Enter.

2. Сформируйте файл новой базы данных:

раскройте вкладку «Новая база данных» в разделе «Создание» диалогового окна «Создание файла»: появляется диалоговое окно «Файл новой базы данных»

· раскройте вкладку «Новая база данных» в разделе «Создание» диалогового окна «Создание файла»: появляется диалоговое окно «Файл новой базы данных»;

· выберите имя текущей папки, например, «Мои документы» в поле «Папка» диалогового окна «Файл новой базы данных»;

· присвойте файлу имя «Сведения о поставке материалов» в поле «Имя файла»;

· нажмите кнопку «Создать»: появляется диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов» (рис. 1).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 1. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов»

3. Создайте формы таблиц Приходная накладная», «Справочник поставщиков», «Справочник материалов».

3.1. Создайте форму таблицы «Приходная накладная»:

· нажмите кнопку объекта «Таблицы», если она не активизирована, в диалоговом окне с именем файла «Сведения о поставке материалов». Появляются команды «Создание таблицы в режиме конструктора», «Создание таблицы с помощью мастера», «Создание таблицы путем ввода данных»;

· выделите в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора»;

· нажмите клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;

· осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:

Имя поля Тип данных Размер поля Формат поля Число десятичных знаков Значение по умолчанию Обязательное поле Пустые строки
Код поставщика Текстовый Да Да
Код материала Текстовый Да Да
Дата поставки Дата/время Краткий формат даты Да
Сумма поставки Денежный Фиксированный Да

Необходимо иметь в виду, что содержимое поля «Имя поля» вводится с клавиатуры; содержимое остальных полей заполняются по указателю ▼ .

· нажмите кнопку «Закрыть» х: в результате появляется диалоговое окно с вопросом;

· нажмите кнопку «Да» на вопрос «Сохранить изменения макета или структуры объекта “таблицы ‘Таблица1’’’?»: появляется диалоговое окно «Сохранение»;

· введите в поле «Имя таблицы» диалогового окна «Сохранение» имя таблицы «Приходная накладная» (рис. 2);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 2. Сохранение имени таблицы «Приходная накладная»

· нажмите кнопку OK: появляется диалоговое окно «Ключевые поля не заданы» (рис. 3);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 3. Диалоговое окно «Ключевые поля не заданы»

· нажмите кнопку «Да»: появляется диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имени сформированной таблицы «Приходная накладная» (рис. 4);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 4. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов»

· выделите в объекте «Таблицы» таблицу «Приходная накладная» и в меню диалогового окна нажмите «Конструктор»: в результате появляется макет таблицы «Приходная накладная» (рис. 5);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 5. Макет таблицы «Приходная накладная»

· нажмите кнопку «Закрыть» х: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имени сформированной таблицы «Приходная накладная»;

· выделите имя таблицы «Приходная накладная»;

· нажмите «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Приходная накладная» (рис. 6).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 6. Форма таблицы «Приходная накладная»

3.2. Создайте форму таблицы «Справочник поставщиков»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в форме таблицы «Приходная накладная»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имени сформированной таблицы «Приходная накладная»;

· выделите в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора» диалогового окна с именем файла «Сведения о поставке материалов»;

· нажмите клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;

· осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:

Имя поля Тип данных Размер поля Формат поля Число десятич-ных знаков Значение по умочанию Обязательное поле Пустые строки
Код поставщика Текстовый Да Да
Наименование поставщика Текстовый Да Да
Адрес поставщика Текстовый Да Да
Расчетный счет Текстовый Да Да

· повторите далее действия, аналогичные указанным в 3.1 после таблицы с рекомендациями, но учитывающие специфику таблицы «Справочник поставщиков»: в результате появляется форма таблицы «Справочник поставщиков» (рис. 7).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 7. Форма таблицы «Справочник поставщиков»

3.3. Создайте форму таблицы «Справочник материалов»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в форме таблицы «Справочник поставщиков»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имен сформированных таблиц «Приходная накладная» и «Справочник поставщиков»;

· выделите в объекте «Таблицы» команду «Создание таблицы в режиме конструктора»;

· нажмите клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для описания полей таблицы;

· осуществите описание полей таблицы в соответствии с рекомендациями, указанными ниже:

Имя поля Тип данных Размер поля Формат поля Число десятич-ных знаков Значение по умолчанию Обязатель-ное поле Пустые строки
Код материала Текстовый Да Да
Наименование материала Текстовый Да Да
Единица измерения Текстовый Да Да

· повторите далее действия, аналогичные указанным в 3.1 после таблицы с рекомендациями, но учитывающие специфику таблицы «Справочник материалов»: в результате появляется форма таблицы «Справочник материалов» (рис. 8).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 8. Форма таблицы «Справочник материалов»

4. Введите входные данные в таблицы «Приходная накладная», «Справочник поставщиков», «Справочник материалов».

4.1. Введите входные данные в таблицу «Приходная накладная»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в форме таблицы «Справочник материалов»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имен сформированных таблиц: «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков»;

· выделите наименование таблицы «Приходная накладная» и нажмите «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Приходная накладная»;

· введите входные данные по каждой строке таблицы (рис. 9).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 9. Таблица «Приходная накладная» с данными

4.2. Введите входные данные в таблицу «Справочник поставщиков»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в таблице «Приходная накладная»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имен сформированных таблиц: «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков»;

· выделите наименование таблицы «Справочник поставщиков» и нажмите «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Справочник поставщиков»;

· введите входные данные по каждой строке таблицы (рис. 10).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 10. Таблица «Справочник поставщиков» с данными

4.3. Введите входные данные в таблицу «Справочник материалов»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в таблице «Справочник поставщиков»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имен сформированных таблиц: «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков»;

· выделите наименование таблицы «Справочник материалов» и нажмите «Открыть» в меню диалогового окна: появляется форма таблицы «Справочник материалов»;

· введите входные данные по каждой строке таблицы (рис. 11);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 11. Таблица «Справочник материалов» с данными

· нажмите кнопку «Закрыть» х в таблице «Справочник материалов»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имен сформированных таблиц: «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков» (рис. 12).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 12. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов»

5. Организуйте взаимосвязи между таблицами «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков»:

· нажмите «Сервис» и в его контекстном меню – «Схема данных»: появляется диалоговое окно «Схема данных»;

· нажмите «Связи» и в его контекстном меню – «Добавить таблицу»: появляется диалоговое окно «Добавление таблицы» (рис. 13);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис.13. Диалоговое окно «Добавление таблицы»

· выберите по очереди каждое наименование таблицы и нажмите кнопку «Добавить»; после набора названия последней таблицы нажмите кнопку «Закрыть» х: появляются таблицы. Расположите таблицы в удобном для восприятия виде (рис. 14);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 14. Диалоговое окно «Схема данных» с таблицами

· перетащите левой клавишей мыши поле «Код поставщика» из таблицы «Приходная накладная» в таблицу «Справочник поставщиков» и совместите его с полем «Код поставщика»: появляется диалоговое окно «Изменение связей»; установите флажок «Обеспечение целостности данных» (рис.15);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис.15. Диалоговые окна: «Схема данных» и «Изменение связей»

· проверьте тип отношения «Один-ко-многим» и нажмите в диалоговом окне «Изменение связей» кнопку «Создать»: в диалоговом окне «Схема данных» появляется линия связи по полю «Код поставщика» между таблицами «Приходная накладная» и «Справочник поставщиков» (рис. 16);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 16. Формирование связи между таблицами «Приходная накладная» и

«Справочник поставщиков»

· перетащите левой клавишей мыши поле «Код материала» из таблицы «Приходная накладная» в таблицу «Справочник материалов» и совместите его с полем «Код материала»: появляется диалоговое окно «Изменение связей»; установите флажок «Обеспечение целостности данных» (рис.17);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис.17. Диалоговые окна: «Схема данных» и «Изменение связей»

· проверьте тип отношения «Один-ко-многим» и нажмите в диалоговом окне «Изменение связей» кнопку «Создать»: в диалоговом окне «Схема данных» появляется линия связи по полю «Код материала» между таблицами «Приходная накладная» и «Справочник материалов». В результате организованы взаимосвязи между таблицами «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков» (рис. 18).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 18. Организация взаимосвязи между таблицами «Приходная накладная» и «Справочник материалов»

6. Сконструируйте запрос «Приходная накладная с учетом данных справочников»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в диалоговом окне «Схема данных»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Таблицы» имен сформированных таблиц: «Приходная накладная», «Справочник материалов», «Справочник поставщиков»;

· нажмите кнопку объекта «Запросы» в диалоговом окне с именем файла «Сведения о поставке материалов»: появляются команды «Создание запроса в режиме конструктора», «Создание запроса с помощью мастера»;

· выделите в объекте «Запросы» команду «Создание запроса в режиме конструктора»;

· нажмите клавишу Enter или «Открыть» в меню диалогового окна: в результате появляется макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку» и диалоговое окно «Добавление таблицы» (рис.19);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 19. Макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку»

и диалоговое окно «Добавление таблицы»

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 20. Макет для формирования запроса «Запрос 1: запрос на выборку»

с указанием связей между таблицами

· выберите по очереди каждое наименование таблицы в диалоговом окне «Добавление таблицы» и нажмите кнопку «Добавить». После набора названия последней таблицы нажмите кнопку «Закрыть» х: появляются таблицы. Расположите таблицы в удобном для восприятия виде (рис. 20);

· обратите внимание, что помимо установленных связей между полями автоматически формируется связи между счетчиками справочников. Подобное формирование приводит к искажению запроса. Для удаления дополнительной линии связи щелкните на ней правой кнопкой мыши: появляется контекстное меню. В контекстном меню нажмите «Удалить»: дополнительная линия связи удаляется (рис.21);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 21. Макет для формирования запроса «Запрос1: запрос на выборку»

после удаления связи между счетчиками справочников

· осуществите последовательно выбор в каждом столбце нижней части запроса: 1) имени таблицы и 2) имени поля. При выборе в столбце имени таблицы руководствуйтесь связями по полям таблиц: в результате формируется запрос «Приходная накладная с учетом данных справочников» (рис.22);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 22. Макет сформированного запроса «Запрос1: запрос на выборку»

· нажмите кнопку «Закрыть» х: в результате появляется диалоговое окно с вопросом;

· нажмите кнопку «Да» на вопрос «Сохранить изменения макета или структуры объекта “запроса ‘Запрос1’’’?» : появляется диалоговое окно «Сохранение»;

· введите в поле «Имя запроса» диалогового окна «Сохранение»» имя таблицы «Приходная накладная с учетом данных справочников»;

· нажмите кнопку OK: появляется диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов». В объекте «Запросы» отражается наименование запроса «Приходная накладная с учетом данных справочников» (рис. 23);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 23. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов» и отражением имени запроса «Приходная накладная с учетом данных справочников»

· выделите наименование запроса «Приходная накладная с учетом данных справочников»;

· нажмите «Открыть» в меню диалогового окна: появляется таблица «Приходная накладная с учетом данных справочников»(рис.24).

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 24. Приходная накладная с учетом данных справочников

Выдача отчета «Фактическое выполнение поставок»:

· нажмите кнопку «Закрыть» х в таблице « Приходная накладная с учетом данных справочников»: происходит возврат к диалоговому окну с именем файла «Сведения о поставке материалов» и указанием в объекте «Запросы» имени сформированной таблицы «Приходная накладная с учетом данных справочников»;

· нажмите кнопку объекта «Отчеты» в диалоговом окне с именем файла «Сведения о поставке материалов»: появляются команды «Создание отчета в режиме конструктора», «Создание отчета с помощью мастера»;

· выделите в объекте «Отчеты» команду «Создание отчета с помощью мастера»;

· нажмите в меню диалогового окна «Создать»: в результате появляется диалоговое окно «Новый отчет» (рис.25);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис.25. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов» и диалоговое окно «Новый отчет»

· выделите команду «Мастер отчетов» в диалоговом окне «Новый отчет»;

· выберите в качестве источника данных в диалоговом окне «Новый отчет» запрос «Приходная накладная с учетом данных справочников» (рис.26);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 26. Диалоговое окно с именем файла «Сведения о поставке материалов» и диалоговое окно «Новый отчет» с указанием команды и источника данных

· нажмите кнопку OK: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» (рис. 27);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис.27. Диалоговое окно «Создание отчетов»

· подтвердите с использованием контекстного меню в окне «Таблицы и запросы» выбранный ранее запрос «Приходная накладная с учетом данных справочников»;

· выделите последовательно в окне «Доступные поля» и каждое выбранное Вами поле перенесите также последовательно в окно «Выбранные поля» с помощью кнопки > (рис. 28);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 28. Диалоговое окно «Создание отчетов» с выбранными полями

· нажмите кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида представления данных (рис. 29);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 29. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида представления данных

· нажмите кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей (рис. 30);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 30. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей

· нажмите кнопку «Итоги»: появляется диалоговое окно «Итоги» (рис. 31);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 31. Диалоговое окно «Итоги»

· поставьте флажки: 1) «Sum –Сумма поставки», 2) «только итоги» (рис. 32);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 32. Диалоговое окно «Итоги» с указанием флажков

· нажмите кнопку OK: происходит возврат к диалоговому окну «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей (рис. 33);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 33. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора порядка сортировки и вычисления, выполняемые для записей

· нажмите кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида макета для отчета;

· выберите ступенчатый вид макета и книжную ориентацию, поставив соответствующие флажки (рис. 34);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 34. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора вида макета для отчета

· нажмите кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора требуемого стиля отчета;

· выберите деловой стиль (рис. 35);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 35. Диалоговое окно «Создание отчетов» для выбора требуемого стиля отчета

· нажмите кнопку «Далее»: появляется диалоговое окно «Создание отчетов» для присвоения имени отчета;

· введите название формы отчета «Фактическое выполнение поставок ФАКТРЕЗ». Флажок должен указывать действие «Просмотреть отчет» (рис. 36);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 36. Диалоговое окно «Создание отчетов» для присвоения имени отчета

· нажмите кнопку «Готово»: появляется диалоговое окно «Фактическое выполнение поставок ФАКТРЕЗ» с отражением отчета (рис. 37);

 
  Часть 2. Решение задачи средствами MS Access - student2.ru

Рис. 37. Диалоговое окно «Фактическое выполнение поставок ФАКТРЕЗ»

с отражением отчета

В процессе выполнения контрольных работ необходимо реквизиты, указанные в постановке задачи, разместить на бланке результирующего документа.

4. Указания по выполнению контрольной работы второго направления (формирование управленческих решений)

Втрое направление выбирается студентом в случае необходимости получения аналитической информации, предназначенной для принятия управленческих решений. Для получения такой информации студент может выбрать один из следующих путей:

1. Использовать OLAP-технологию, поддерживаемую MS Navision.

2. Использовать средства MS Excel, предназначенные для получения аналитической информации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Варианты контрольных работ по направлению 1

После выбора варианта студенту необходимо самостоятельно или с помощью преподавателя на основании приведенных реквизитов разработать форму первичного документа, определить состав справочников и форму результирующего документа.

1. Для планового отдела необходимо рассчитать нормативную трудоемкость годовой производственной программы по профессиям и разрядам. Для этого следует рассчитать два показателя:

– нормативную трудоемкость годовой производственной программы по изделиям;

– нормативную трудоемкость годовой производственной программы по профессиям и разрядам.

Первый показатель рассчитывается путем умножения годовой производственной программы изделий на нормативную трудоемкость единицы изделия в разрезе профессий и разрядов, а второй равняется сумме нормативной трудоемкости производственной программы по изделиям.

Входная информация: код изделия, код профессии, код разряда, трудоемкость по профессии и разряду, годовая производственная программа.

Результирующая информация: код изделия, трудоемкость годовой производственной программы по изделию, трудоемкость годовой программы по профессии и разряду.

2. Для отдела снабжения необходимо ежемесячно рассчитывать недопоставку материалов каждым поставщиком. Расчет выполняется путем подсчета общего количества материалов, поставленного каждым поставщиком за месяц, сравнения этого количества с планом и определения процента поставки.

Входная информация: код поставщика, код материала, дата поставки, единица измерения, количество поставленного материала, план поставки.

Результирующая информация: код поставщика, код материала, единица измерения, факт, план, процент выполнения плана.

3. Для планового отдела рассчитать нормативную трудоемкость производства изделий по отдельным профессиям годовой и квартальной производственной программы. Нормативная трудоемкость годовой и квартальной производственной программы в разрезе изделий в целом по предприятию рассчитывается путем умножения трудоемкости одного изделия на количество изделий, которое должно изготовляться по плану.

Входная информация: код изделия, код детали, номер цеха, код операции, код оборудования, норма времени работы оборудования, код профессии, плановый период, код единицы измерения, плановое количество изделий, в том числе на квартал.

Результирующая информация: код изделия, единица измерения, плановое количество изделий на год, в том числе на квартал, нормативная трудоемкость на единицу изделия, на программу на год, в том числе на квартал.

4. Для планового отдела рассчитать нормативный фонд заработной платы на годовую и квартальные программы по изделиям. Нормативная заработная плата, необходимая, для выполнения годовой и квартальных программ в разрезе изделий, определяется путем умножения расценок за единицу изделия на плановое количество изделий, которое изготовляется.

Входная информация: код изделия, код детали, номер цеха, код операции, код оборудования, код профессии, расценка на изделия, плановое количество изделий, в том числе на квартал.

Результирующая информация: код изделия, код единицы измерения, заработная плата на единицу изделия, на годовую программу, в том числе на квартал.

5. Для планового отдела рассчитать плановую численность производственных рабочих по профессиям на год и в целом по предприятию. Для этого необходимо определить плановую трудоемкость программы на год и разделить ее на плановый фонд рабочего времени одного работника на год по профессиям.

Входная информация: код профессии, название профессии, плановая трудоемкость программы на год, плановый фонд рабочего времени одного работника на год по профессиям.

Результирующая информация: код профессии, название профессии, плановая численность производственных работников на годовую программу, плановая численность производственных работников всего по предприятию.

6. Для планового отдела рассчитать плановую численность производственных рабочих по профессиям на каждый квартал года и в целом на год. Для этого необходимо определить плановую трудоемкость производственной программы на каждый квартал и разделить ее на плановый фонд рабочего времени одного работника в квартале.

Входная информация: код профессии, название профессии, плановая трудоемкость производственной программы на каждый квартал, плановый фонд рабочего времени одного работника на квартал по профессиям.

Результирующая информация: код профессии, название профессии, плановая численность производственных работников на каждый квартал и в целом на год.

7. Необходимо рассчитать нормативную трудоемкость квартальной и месячной производственной программы цеха по деталям. Для этого необходимо перемножить нормативное штучно-калькуляционное время изготовления одной детали на план производства деталей цехом.

Входная информация: код детали, номер цеха, номер участка, код операции, код оборудования, код профессии, разряд работы, норма времени штучно-калькуляционная на одну деталь, план производства детали на квартал и месяц квартала.

Результирующая информация: код цеха, код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц квартала, нормативная трудоемкость на одну деталь, на программу, на квартал и месяц квартала.

8. Необходимо рассчитать плановый фонд заработной платы на квартальную и месячную программы цеха по деталям. Расчет выполняется путем умножения расценки одной детали на план производства.

Входная информация: код детали, номер цеха, номер участка, расценка на одну деталь, план производства деталей на квартал и месяц квартала.

Результирующая информация: код цеха, код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц, плановый фонд заработной платы на квартальную и месячную программы.

9. Необходимо выполнить расчет планового фонда заработной платы на квартальную и месячную программы предприятия по деталям. Расчет выполняется путем умножения расценки одной детали на план производства.

Входная информация: код детали, номер цеха, расценка на одну деталь, план производства деталей на квартал и месяц квартала.

Результирующая информация: код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц квартала, плановый фонд заработной платы по предприятию.

10. Необходимо рассчитать нормативную трудоемкость нормативную трудоемкость квартальной и месячной программ предприятия по деталям. Для этого необходимо перемножить нормативное штучно-калькуляционное время на изготовления одной детали на план производства деталей.

Входная информация: код детали, номер цеха, код оборудования, код профессии, разряд работы, норма времени штучно-калькуляционная на деталь, план производства детали на квартал и месяц квартала.

Результирующая информация: код детали, плановое количество деталей на квартал и месяц квартала, нормативная трудоемкость квартальной и месячной программ предприятия по деталям.

11. Для расчета плана себестоимости продукции необходимо определить цеховые затраты, которые устанавливаются на основании коэффициентов, указанных для каждого цеха. Это коэффициент перемножается на плановую основную заработную плату.

Входная информация: код изделия, код цеха, основная заработная плата на изделия, коэффициент цеховых расходов.

Результирующая информация: код изделия, код цеха, цеховые затраты.

12. Рассчитать плановую цеховую себестоимость производственной программы. Расчет выполняется путем умножения цеховой себестоимости изделия на план изготовления этого изделия в цехе.

Входная информация: код цеха, код изделия, плановая себестоимость изделия в цехе, план изготовления изделия в цехе.

Результирующая информация: код цеха, код изделия, плановая себестоимость производственной программы цеха.

13. Необходимо рассчитать общезаводские затраты на единицу продукции по заводу. Для этого следует умножить основную заработную плату, необходимую для изготовления изделия в цехе, на коэффициент общезаводских затрат для каждого цеха.

Входная информация: код цеха, код изделия, основная заработная плата на изделие, коэффициент общезаводских затрат.

Результирующая информация: код изделия, общезаводские затраты.

14. Рассчитать материальные затраты на изделия в стоимостном выражении по цехам. Расчет выполняется путем умножения нормы расхода материала на деталь на количество этой детали в изделии и на цену единицы материала, из которого изготавливается деталь.

Входная информация: код материала, код цеха, код детали, норма расхода материала на деталь, количество деталей в изделии, цена единицы материала, единица измерения материала.

Результирующая информация: код цеха, код изделия, цена материалов на изделие.

15. Выполнить расчет начисления сдельной заработной платы по табельным номерам. Расчет выполняется путем умножения количества изготавливаемых деталей на расценку за одну деталь.

Входная информация: код цеха, табельный номер, код профессии, код заказа, код операции, код детали, вид оплаты, количество принятых деталей, расценка на одну деталь.

Результирующая информация: код цеха, табельный номер, код профессии, сумма сдельной заработной платы.

Наши рекомендации