Тема: «Транспорт. Профессии людей на транспорте»
Цели:
1. Уточнение представления о транспорте и профессиях людей на транспорте.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Закрепление навыка употребления имен существительных единственного числа в творительном падеже; а также имен существительных множественного числа в родительном падеже.
4. Развитие диалогической формы речи.
5. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.
6. Развитие графо-моторных навыков.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображением транспорта (машина, катер, вертолет, автобус, поезд, самолет, трамвай, корабль), флажки (синий, черный, желтый), изображения водителя, пилота, капитана корабля, машиниста, учительницы; картинка с изображением молотка; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Назови и запомни».
На доске 7-8 картинок, изображающих транспорт.
Л о г о п е д. Посмотрите на картинки (машина, катер, вертолет, автобус, поезд, самолет, трамвай, корабль). Я назову некоторые из них. Вы должны перечислить только названные.
Логопед перечисляет 4-5 картинок и просит кого-то из детей повторить их. Игра повторяется несколько раз.
Л о г о п е д. Как называются все эти предметы одним словом? Сегодня мы поговорим о транспорте и профессиях людей, которые работают на транспорте.
II. Основная часть.
Игра «Путаница».
Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением какого-либо транспорта, на доске три флажка - черный, желтый и синий.
Л о г о п е д. Как мы уже знаем, транспорт бывает водным, воздушным и наземным.
У вас на столах лежат картинки. Посмотрите на них и подумайте, какой вид транспорта у вас нарисован. Если водный - вешаем к синему флажку, если воздушный - к желтому, если наземный - к черному.
Дети выполняют задание, объясняя свои действия «Машина это наземный транспорт» и т.д.
Игра «Профессии».
Логопед вывешивает на доске изображения водителя, пилота, капитана корабля, машиниста.
Л о г о п е д. Сейчас я загадаю вам загадки. Отгадать их помогут картинки.
Встаем мы очень рано. Ведь наша забота - всех отвозить по утрам на работу! (водитель)
Ведет он классно самолет, безопасен с ним полет. Настоящий ас ... (пилот)
Он водил вокруг земли и суда и корабли. Повидал он много стран, мой знакомый ... (капитан)
Ходят шумно поезда и сигналят иногда нам гудками или свистом! А ведут их ... (машинисты)
Л о г о п е д. Давайте подумаем и расскажем - чем занимаются люди этих профессий. Я буду называть профессию, а вы говорить, чем этот человек управляет.
Пилот ... управляет самолетом.
Водитель ...
Машинист …
Капитан ...
Игра с мячом «Один - много».
У логопеда в руках мяч, он предлагает детям встать в шеренгу и слушать внимательно задание.
Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, тот, кому
я кину мяч, должен назвать много предметов. Например:
Машина - много машин.
Лодка-
Самолет –
Автобус –
Корабль –
Троллейбус –
Поезд –
Трамвай –
Вертолет –
Автомобиль -
Физкультминутка.
На улице нашей машины, машины. | Дети двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Машины-малютки, машины большие. | Приседают на корточки, затем тянутся к потолку |
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. | Двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Эй, машины, полный ход! Я - примерный пешеход: Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. (Я. Тайц) | Останавливаются, топают ногой |
Маршируют на месте |
Игра «Четвертый лишний».
Логопед вешает на доску картинки: самолет, автобус, корабль, молоток.
Л о г о п е д. Посмотрите на доску и скажите, что лишнее?
Почему?
Аналогично проводится с картинками:
Автобус, лодка, машина, троллейбус.
Вертолет, лодка, корабль, катер.
Машинист, учительница, пилот, капитан.
Игра «Раскрась».
Логопед раздает каждому ребенку карточки «Транспорт».
Л о г о п е д. Маша, Лиза и Ваня раскрасят наземный транспорт. Вова Миша и Саша - воздушный. Наташа, Олеся и Паша - водный.
- Давайте проверим, правильно ли выполнили ребята задания.
Логопед спрашивает нескольких детей, что именно они раскрасили и почему.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Вспомните и назовите наземный транспорт.
Тема: «Приставочные глаголы с разными
оттенками значений»
Цели:
1. Активизация и расширение глагольного словаря.
2. Формирование навыка образования приставочных глаголов с разными оттенками значений.
3. Формирование навыка практического использования приставочных глаголов в речи.
4. Формирование навыка подбирать глаголы-антонимы.
5. Развитие зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве.
6. Развитие мышления, внимания, памяти, слухового восприятия.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: птичка, картинки с изображением леса, гаража, дома, машинки, самолета, мальчика Пети, серии глагольных картинок по числу детей, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Добавь слово».
Л о г о п е д. Я начну предложение, а вы закончит, добавив подходящее слово.
Кошка на кресло ... (села)
Малыш упал и ...
Катя платье ...
Машина из гаража ...
Мама борщ ... и т.д.
Л о г о п е д. Вы добавляли слова, которые обозначают действия.
II. Основная часть.
Игра «Птичка».
Л о г о п е д. посмотрите, какая красивая птичка у меня в руках. Что она делает?
- Птичка вылетела из клетки, взлетела вверх, подлетела к окну, облетела цветы, перелетела с цветов на подоконник, слетела с подоконника и залетела обратно в клетку.
- Сейчас я снова покажу, что делает птичка, но рассказывать, что она делает будете вы.
Логопед вновь повторяет действия птички.
Л о г о п е д. Послушайте слова, которые мы произносили: вылетела, взлетела, перелетела, слетела... Эти слова-действия похожи по звучанию, но начало у них разное. Эти слова помогли нам понять, что именно делала птичка.
Игра «Путешествие в лесу».
На доске картинки - мальчик, машинка и самолет.
Л о г о п е д. Мальчик Петя, машинка Би- Би и самолет Вжик заблудились в лесу. Давайте поможем им выбраться. Мальчик будет бежать, машинка ехать, а самолет лететь.
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением леса, дома и гаража и вызывает одного ребенка и дает ему в руки изображение мальчика.
Л о г о п е д. Итак, мальчик по дорожке … (бежал), к мосту ... , на мост ... , с моста ... , к дороге ... , в дом ...
Аналогично дети рассказывают и показывают, что сделала Машинка и Самолет.
3. Игра « Исправь ошибки».
Л о г о п е д. Незнайка придумал предложения, но наделал много ошибок. Предлагаю их исправить.
Машина уехала в гараж.
Самолет слетел вверх.
Катя сшила пуговицу.
Мама полила суп.
Маша налила клумбу.
Физкультминутка.
На улице нашей машины, машины. | Дети двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Машины-малютки, машины большие. | Приседают на корточки, затем тянутся к потолку |
Спешат грузовые, фырчат легковые. Торопятся, мчатся, как будто живые. | Двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль |
Эй, машины, полный ход! Я - примерный пешеход: Торопиться не люблю, вам дорогу уступлю. (Я. Тайц) | Останавливаются, топают ногой |
Маршируют на месте |