Тема: «Зима. Праздник Новый год»
Цели:
1. Уточнить представления о Новогоднем празднике.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Закрепить навык образования относительных прилагательных.
4. Закрепить навык согласования имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
5. Уточнить понятия над, под, перед, за, справа, слева.
6. Закрепить навык составления простого описания.
7. Учить составлять предложения по двум опорным словам.
8. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
9. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: картинка с изображением елки с игрушками, плоскостные изображения снежинки, коробки с подарками, снеговика, звездочки; контурные изображения елочки, украшенной шарами, на каждого ребенка; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Какая игрушка?».
Шар из стекла - стеклянный.
Дед Мороз из ваты –
Солдатик из дерева -
Гирлянда из пластмассы - и т.д.
Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить про зиму и праздник Новый год!
II. Основная часть.
Наряди ёлку»
Л о г о п е д. Совсем скоро Новый год! Давайте нарядим елочку!
Логопед выставляет на доску картинку с изображением елки с игрушками.
Л о г о п е д. Скажите, какие игрушки лежат поделкой? Висят наёлке? Кто стоит переделкой? Давайте повесим наёлке два шарика (вызывает детей, дает им плоскостные изображения).
Заелкой снежинку,
Надёлкой звёздочку,
Справа от елки коробочку с подарком,
Слеваот ёлки снеговика.
Игра «Угадай по описанию».
Логопед называет предложение и просит детей сказать, какой это предмет.
Логопед. Сейчас мы поиграем в игру! Кто-то из вас станет ведущим. Этот ребенок сейчас отвернется и выберет игрушку, которую будем описывать. А вы должны догадаться, что это за игрушка! (большой, стеклянный, блестящий, красный ... ).
Аналогично еще 3-4 ребенка становятся ведущими и описывают игрушки. Остальные дети отгадывают.
Физкультминутка.
Пальчиковая гимнастика.
Скоро, скоро Новый год! Он торопится, идет! | Дети «шагают» ладошками по столу |
Постучится в двери к нам: Дети, здравствуйте, я к вам! | Стучат об стол (сначала правым, потом левым) |
Праздник мы встречаем, Елку наряжаем, | Рисуют указательными пальцами контур елки на столе |
Вешаем игрушки, Шарики, хлопушки ... | Сжимают - разжимают кулачки |
Скоро Дед Мороз придет, Нам подарки принесет- | Хлопают в ладоши |
Яблоки, конфеты ... Дед Мороз, ну где ты?! (З. Орлова) | Сцепляют ручки в замочек - расцепляют |
Игра «Чего не стало».
Л о г о п е д. А теперь пои граем в игру «Чего не стало».
Внимательно рассмотрите елку, закройте глазки (логопед убирает с елки один предмет). Какой игрушки не стало на ёлке?
(На елке не стало синего шарика ... )
Игра «Придумай предложение».
Л о г о п е д. Я назову каждому из вас по два слова, а вы должны придумать с ними одно предложение на тему «Новый год».
Игрушки - елка (Игрушки повесили на елку ).
Дети - Дед Мороз.
Дед Мороз - подарки.
Маша - гирлянда.
Папа- елка.
Лиза - кукла. И др.
Игра «Обведи и раскрась».
Логопед раздает всем детям контурные изображения ёлочки, украшенной шарами.
Л о г о п е д. Обведите елочку и шары и раскрасьте рисунок.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Предлог ПОД»
Цели:
1. Познакомить детей с предлогом под.
2. Учить детей слышать его в предложениях.
3. Упражнять детей в правильном употреблении предлога подв речи.
4. Упражнять употреблять существительные в творительном падеже.
5. Уточнить значение предлогов на, в.
6. Развивать внимание, память, мышление, пространственное восприятие.
7. Развить общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: разноцветные кубики, коробочка, салфетка, тряпочка, картинка с изображением животных, которые спрятались.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед расставляет перед детьми разноцветные кубики и прячет их под разными предметами: коробочкой, салфеткой, тряпкой и т.д.
Л о г о п е д. Я спрятала животных! Посмотрите и скажите - где какой кубик?
(Красный кубик под салфеткой ... )
Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим про предлог под.Если предмет находится внизу, под чем-то мы говорим под.
Выставляет на доску схему.
II. Основная часть.
Игра «Кто где?»
Логопед выставляет на доску картинку с изображением животных, которые спрятались.
Л о г о п е д. В лесу начался сильный дождь и все животные спрятались! Посмотрите на картинку и скажите, кто где? (Лиса спряталась ПОД деревом ... )
Игра «Составь предложение».
Логопед раздает детям две предметные картинки и схемы
предлога под.
Л о г о п е д. Вам нужно составить предложение, используя ваши картинки и слово-помощник под.
Логопед проверяет правильность расположения картинок на столах и слушает предложения детей.
(Котенок сидит под столом ... )
Физкультминутка.
Снежинки, снежинки На щечках у Нинки, | Руки вверх. Кладут на щечки |
Застряли в косичках, Висят на ресничках, Мешают смотреть. | Держаться за голову. Закрывают глазки |
Зажала в ладошку, Хотела немножко Снежинки погреть. | Сжимают - разжимаю кулачки. Обнимают себя руками |
Покрепче прижала, Но что с ними стало? | Разводят руки в сторону, «удивляются» |
Какая беда! Пропали снежинки, | Берутся за щечки, качают головой |
В ладошке у Нинки Только одна вода! (М. Клокова) | Разводят руки в сторону, «удивляются» |
Игра «Добавь предлог».
Л о г о п е д. Мы с вами познакомились с тремя предлогами -на, в, под. Сейчас я прочитаю вам предложения, а вы должны будете добавить нужный предлог.
Папа лежит … диване (на диване).
Цветы стоят … вазе.
Кот Тишка залез ... стол.
Мама повесила одежду ... шкаф.
Кастрюля стоит ... плите.
Дети идут … школу.
Мама идет … работу.