Игра «Какой, какая? Что делает?».
Л о г о п е д. Бабушка какая? (Нежная, добрая, заботливая ... ) Бабушка что делает? (Кормит, готовит, вяжет, учит ... )
Папа какой? Папа что делает?
Мама какая? Мама что делает?
Дедушка какой? Дедушка что делает?
Брат какой? Что делает?
Сестра какая? Что делает?
Физкультминутка.
Устала наша бабушка, Присела на порог: | Приседают на корточки |
«Куда пропал, куда пропал, Куда пропал внучок?» | Берутся руками за щечки или голову |
Подумала, поохала, Потом тихонько встала, | Встают |
Пошла вокруг да около Искать внучка сначала. (О. Дриз) | Идут по группе, «ищут» внука |
Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям назвать ласково.
Например. Мама - мамочка, мамуля ...
Папа- сын-
Бабушка - дочь -
Дедушка- брат-
Сестра-
Игра «Чей, чья, чье?».
Логопед раздает детям предметы - игрушки, украшения, газету, зеркальце, книгу и т.д.
Л о г о п е д. У вас в руках разные предметы. Подумайте и скажите, кого из членов семьи эти вещи?
У меня в руках мамина помада.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Составление рассказа о семье»
Цели:
1. Уточнение и систематизация знаний детей о семье, знакомство с ролевыми отношениями в семье.
2. Активизация и обобщение словаря по теме.
3. Развитие связной речи: учить составлять рассказ-описание человека с опорой на картинно-графический план.
4. Формирование навыка образования сравнительной степени прилагательных.
5. Развитие мышления, внимания, памяти.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: фотографии членов семьи у каждого ребенка, схема описания человека, мяч.
Предварительная работа: логопед просит принести или вклеить в тетради фото родителей, бабушек, дедушек.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Кто ты мне?».
Л о г о п е д. Я мама, а ты мне? (дочка, сын)
- Я бабушка, а ты мне?
- Я сестра, а ты мне? И т.д.
II. Основная часть.
Беседа о семье.
Л о г о п е д. Вы все принесли фотографии своих родных, сегодня мы вновь поговорим о семье, и вы попробуете описать членов вашей семьи.
Обратите внимание на внешность членов вашей семьи, какие у них глаза, волосы.
Вспомните, чем они любят заниматься? Какое у них любимое блюдо или что они смотрят по телевизору?
Логопед вывешивает схему описания.
Игра «Сравни».
Логопед предлагает детям сказать кто в их семье молодой, кто старше, кто выше ростом и т.д. Например: Папа молодой, а сын еще моложе.
Дочка высокая, а мама еще ...
Тётя заботливая, а бабушка еще ...
Бабушка старая, а дедушка еще ...
Мама умная, а папа еще ...
Сестра внимательная, а брат еще ...
Физкультминутка.
Маму я свою люблю, | Руки прижаты к груди |
Я всегда ей помогу: Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхаю, | Дети выполняют движения, согласно словам в стихотворении |
Пол я чисто подмету | |
И дрова ей наколю. | |
Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать. | |
Я на цыпочках хожу, | |
И ни разу, И ни разу ни словечка Не скажу. (З. Агранович) |
Составление рассказа о любом члене семьи.
Л о г о п е д. Вы уже подумали, о ком расскажете нам?
Я расскажу о своей маме. Это моя мама. Ее зовут Катя. Она высокая, у нее темные волосы и карие глаза. Мама нежная, ласковая, заботливая. Она не работает. Моя мама любит читать книги, готовить и гулять с нашей собакой.
Логопед выслушивает несколько рассказов детей.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Одежда. Пересказ адаптированного рассказа
Г. Снегирева "Верблюжья варежка" с опорой
На предметные картинки»
Цели:
1. Расширение и активизация словаря по теме «Одежда».
2. Развитие связной речи (учить детей составлять пересказ рассказа с опорой на предметные картинки).
3. Закрепление навыка образования относительных прилагательных.
4. Развитие внимания, памяти, мышления.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: предметные картинки (мама, варежка, шерсть, сторож, дрова, верблюд, ножницы, две варежки), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, у кого красивое красное платье, белые колготки, желтая юбка, черные шортики ...
Платье, юбка, шорты, рубашка - как назвать это одним словом?
Сегодня мы поговорим об одежде и перескажем рассказ Г. Снегирева «Верблюжья варежка».
II. Основная часть.
1. Игра «Кaкая одежда?»
Л о г о п е д. Все люди носят одежду. Мы носим ее дома и на улице. Одежда для дома называется домашняя, а одежда для улицы ... ?
Одежда для мужчин называется ...
А ту, которую носят женщины ...
Одежда для детей - ....
- В разные времена года мы одеваем разную одежду. Что мы носим зимой?
Одежда для зимы какая?
- Что мы одеваем весной и осенью? Одежда для весны - ... ; для осени ...
Что мы носим летом? Одежда для называется ...