Тема: «Овощи. Составление простого описательного
рассказа овоща с опорой на картинно-графический план»
Цели:
1. Уточнение представления об овощах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Развитие связной речи (учить составлять простой рассказ-описание с порой на картинно-графический план).
4. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных).
5. Развитие внимания, мышления, памяти.
6. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: муляжи овощей (или настоящие овощи), картинно-графический план, «волшебный» мешочек.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение.
Вместе с бабушкой полю
В огороде грядки.
Ну, а вечером полью
Все их по порядку.
Чтоб усы завил горох,
Чтобы крупным вышел,
Помидор,
Чтоб не засох
Огуречник пышный.
И капустниц вредных я
Прогоню с капусты,
Чтоб похрустывал ноябрь
Кочерыжкой вкусной.
(Ф. Гуринович )
Логопед выкладывает на стол муляжи овощей из стихотворения - горох, помидор, огурец, капусту.
Л о г о п е д. Что я положила на стол? Как назвать это одним словом?
II. Основная часть.
Беседа об овощах.
Л о г о п е д. Какие еще овощи мы знаем? Где растут овощи?
Назовите, какие овощи бывают красного цвета? Зеленого?
Желтого? Назовите овощи маленького размера? Большого?
Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим об овощах и будем их описывать.
Логопед выставляет на доску план описания овощей.
Л о г о п е д. Сначала мы назовем тот овощ, который будем описывать, затем расскажем, какой он по цвету, форме, размеру; какой он на ощупь (твердый или мягкий, гладкий или шершавый). В конце мы расскажем, что можно приготовить из этого овоща.
Игра «Повар».
Л о г о п е д. Из овощей можно приготовить множество блюд. Какие вы знаете блюда из овощей? (супы, запеканки, салаты, каши; овощи можно жарить и есть в сыром виде, выжимать из них соки)
Суп из картофеля какой? сок из томата –
Сок из моркови - салат из свеклы –
Запеканка из овощей - суп из лука –
Салат из капусты - каша из тыквы -
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. | Хлопки в ладоши (8 раз) |
Грядку граблями при гладим, Все комочки разобьем, | Пальчики как грабельки водят по столу |
Помидоры мы посадим, А потом водой польем. | Ладошки сжаты в кулачки, правый кулачок стучит по левому (4 раза), затем левый по правому (4 раза) |
Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей! (по Г. Лагздынь) | Сжимаем - разжимаем кулачки (4 раза) «Встряхиваем» ладошки (4 раза) |
Составление рассказа-описания овоща с опорой на картинно-графический план.
Логопед достает волшебный мешочек, в котором лежат муляжи овощей (для достоверности можно использовать настоящие овощи) - помидоры, огурцы, перец, капуста, лук и др.
Л о г о п е д. А теперь я предлагаю вам достать по одному овощу из моего волшебного мешочка.
Дети выполняют задание и садятся на свои места.
Л о г о п е д. Сейчас мы будем описывать те овощи, которые вы достали из мешочка. У меня свекла. Послушайте мой рассказ.
Свекла - это овощ. Она бордовая, маленькая, круглая, твердая и шершавая. Из свеклы можно приготовить свекольный суп.
Дети по образцу составляют рассказы про овощи.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
- А теперь каждый из вас назовет по одному овощу.
Тема: «Родительный падеж имен существительных
единственного и множественного числа»
Цели:
1. Формирование навыка образования формы родительного падежа множественного числа имени существительного.
2. Закрепление навыка образования формы родительного падежа единственного числа имен существительных.
3. Формирование навыка употребления формы родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного в самостоятельной речи.
4. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.
5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
6. Развитие графо-моторных навыков.
Оборудование: картинки с изображением цветов, картинки с изображением одного предмета (шарик, мяч, цветок, гриб и т.д.), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Зайдет тот, кто стоит справа от Ани, слева от Димы, справа от Алеши ...
Дети, заходя в кабинет, повторяют «Я стоял справа от Ани ... ».
II. Основная часть.
1. Игра «Я выпью стакан… ».
Л о г о п е д. Я буду называть вам напиток, а вы говорить «я выпью стакан ... молока».
Молоко, морс, кефир, чай, сок ...
Игра «Соберем букет».
Л о г о п е д. У каждого на столе лежит картинка с изображением цветов. Скажите, из чего вы соберете букет? Для кого будет ваш букет?
(Я соберу букет из ромашек для мамы ... )
Игра «Путешествие».
Дети ложатся на ковер, закрывают глаза.
Л о г о п е д. Давайте представим, что мы в лесу. Чего много в лесу? (Елок, сосен, берез, грибов ... )
- А теперь мы отправимся в шумный город! Чего много в городе? (машин, домов, людей ... )
- Едем в зоопарк! Кого или чего много в зоопарке? (Слонов, тигров, медведей ... )
Аналогично можно «отправиться» в сад, огород, в магазин игрушек и т.д.
Физкультминутка.
Туча небо кроет, Солнце не блестит, | Руки вверх, движения руками вправо - влево |
Ветер в поле воет, Дождик моросит. | Взмахи руками перед собой |
Воды зашумели Быстрого ручья, | Шаги друг за другом «ручейком» (ведет за собой логопед) |
Птички улетели В тёплые края. (А. Плещеев) | Взмахи руками, как птицы. «Разлетаются» по группе |
5. Игра с мячом «Один - много».
Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, а вы - много.
Игрушки - много игрушек.
Кукла-
Яблоко -
Огурец -
Кубики - и т.д.
Игра «Нарисуй».
Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением одного предмета (шарик, мяч, цветок, гриб и т.д.).
Л о г о п е д. У вас нарисован один предмет. Надо сделать так, чтобы их стало много.
Дети дорисовывают предметы и говорят «У меня много шариков ... »
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Человек. Наше тело»
Цели:
1. Знакомство детей с частями тела человека.
2. Закрепление словаря по данной теме.
3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.
4. Формирование навыка ориентировки в собственном теле, различения правой и левой руки, ноги и т.д.
5. Формирование навыка согласования притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными.
6. Развитие внимания, мышления, памяти, пространственного восприятия.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Поднимите вверх правую руку, левую руку, дотроньтесь правой рукой до правой коленки, дотроньтесь левой рукой до правой пятки и т.д.
Л о г о п е д. Рука, коленка, пятка, щечки - это части нашего тела. Сегодня мы поговорим о человеке и частях тела.
II. Основная часть.
Игра «Разложи по порядку».
Дети и логопед стоят у доски.
Л о г о п е д. Разделимся на две команды - мальчики и девочки. Расставьте по порядку картинки.
Логопед дает мальчикам четыре картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка) и девочкам четыре картинки (девочка, девушка, женщина, бабушка).
Л о г о п е д. А теперь расскажите мне, как же мы взрослеем.
Игра «Части тела».
Логопед выставляет на доску картинку с изображением человека.
Л о г о п е д. Давайте назовем части тела человека (логопед акцентирует внимание и просит детей показать на себе такие части тела, как подбородок, локти, колени, ладоши, плечи).
Л о г о п е д (показывая на картинке): Это глаза. Давайте скажем, зачем человеку глаза (уши, рот, нос, зубы, шея, руки, ноги).