Тема: «Овощи. Составление простого описательного

рассказа овоща с опорой на картинно-графический план»

Цели:

1. Уточнение представления об овощах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Развитие связной речи (учить составлять простой рассказ-описание с порой на картинно-графический план).

4. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных).

5. Развитие внимания, мышления, памяти.

6. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.

Оборудование: муляжи овощей (или настоящие овощи), картинно-графический план, «волшебный» мешочек.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение.

Вместе с бабушкой полю

В огороде грядки.

Ну, а вечером полью

Все их по порядку.

Чтоб усы завил горох,

Чтобы крупным вышел,

Помидор,

Чтоб не засох

Огуречник пышный.

И капустниц вредных я

Прогоню с капусты,

Чтоб похрустывал ноябрь

Кочерыжкой вкусной.

(Ф. Гуринович )

Логопед выкладывает на стол муляжи овощей из стихотворения - горох, помидор, огурец, капусту.

Л о г о п е д. Что я положила на стол? Как назвать это одним словом?

II. Основная часть.

Беседа об овощах.

Л о г о п е д. Какие еще овощи мы знаем? Где растут овощи?

Назовите, какие овощи бывают красного цвета? Зеленого?

Желтого? Назовите овощи маленького размера? Большого?

Л о г о п е д. Сегодня мы поговорим об овощах и будем их описывать.

Логопед выставляет на доску план описания овощей.

Л о г о п е д. Сначала мы назовем тот овощ, который будем описывать, затем расскажем, какой он по цвету, форме, размеру; какой он на ощупь (твердый или мягкий, гладкий или шершавый). В конце мы расскажем, что можно приготовить из этого овоща.

Игра «Повар».

Л о г о п е д. Из овощей можно приготовить множество блюд. Какие вы знаете блюда из овощей? (супы, запеканки, салаты, каши; овощи можно жарить и есть в сыром виде, выжимать из них соки)

Суп из картофеля какой? сок из томата –

Сок из моркови - салат из свеклы –

Запеканка из овощей - суп из лука –

Салат из капусты - каша из тыквы -

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Не ленись, моя лопатка, Будет вскопанная грядка. Хлопки в ладоши (8 раз)
Грядку граблями при гладим, Все комочки разобьем, Пальчики как грабельки водят по столу
Помидоры мы посадим, А потом водой польем. Ладошки сжаты в кулачки, правый кулачок стучит по левому (4 раза), затем левый по правому (4 раза)
Лейка, лейка, лей, лей! Грядка, грядка, пей, пей! (по Г. Лагздынь) Сжимаем - разжимаем кулачки (4 раза) «Встряхиваем» ладошки (4 раза)

Составление рассказа-описания овоща с опорой на картинно-графический план.

Логопед достает волшебный мешочек, в котором лежат муляжи овощей (для достоверности можно использовать настоящие овощи) - помидоры, огурцы, перец, капуста, лук и др.

Л о г о п е д. А теперь я предлагаю вам достать по одному овощу из моего волшебного мешочка.

Дети выполняют задание и садятся на свои места.

Л о г о п е д. Сейчас мы будем описывать те овощи, которые вы достали из мешочка. У меня свекла. Послушайте мой рассказ.

Свекла - это овощ. Она бордовая, маленькая, круглая, твердая и шершавая. Из свеклы можно приготовить свекольный суп.

Дети по образцу составляют рассказы про овощи.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

- А теперь каждый из вас назовет по одному овощу.

Тема: «Родительный падеж имен существительных
единственного и множественного числа»

Цели:

1. Формирование навыка образования формы родительного падежа множественного числа имени существительного.

2. Закрепление навыка образования формы родительного падежа единственного числа имен существительных.

3. Формирование навыка употребления формы родительного падежа единственного и множественного числа имени существительного в самостоятельной речи.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.

5. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

6. Развитие графо-моторных навыков.

Оборудование: картинки с изображением цветов, картинки с изображением одного предмета (шарик, мяч, цветок, гриб и т.д.), мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Зайдет тот, кто стоит справа от Ани, слева от Димы, справа от Алеши ...

Дети, заходя в кабинет, повторяют «Я стоял справа от Ани ... ».

II. Основная часть.

1. Игра «Я выпью стакан… ».

Л о г о п е д. Я буду называть вам напиток, а вы говорить «я выпью стакан ... молока».

Молоко, морс, кефир, чай, сок ...

Игра «Соберем букет».

Л о г о п е д. У каждого на столе лежит картинка с изображением цветов. Скажите, из чего вы соберете букет? Для кого будет ваш букет?

(Я соберу букет из ромашек для мамы ... )

Игра «Путешествие».

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза.

Л о г о п е д. Давайте представим, что мы в лесу. Чего много в лесу? (Елок, сосен, берез, грибов ... )

- А теперь мы отправимся в шумный город! Чего много в городе? (машин, домов, людей ... )

- Едем в зоопарк! Кого или чего много в зоопарке? (Слонов, тигров, медведей ... )

Аналогично можно «отправиться» в сад, огород, в магазин игрушек и т.д.

Физкультминутка.

Туча небо кроет, Солнце не блестит, Руки вверх, движения руками вправо - влево
Ветер в поле воет, Дождик моросит. Взмахи руками перед собой
Воды зашумели Быстрого ручья, Шаги друг за другом «ручейком» (ведет за собой логопед)
Птички улетели В тёплые края. (А. Плещеев) Взмахи руками, как птицы. «Разлетаются» по группе

5. Игра с мячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду называть один предмет, а вы - много.

Игрушки - много игрушек.

Кукла-

Яблоко -

Огурец -

Кубики - и т.д.

Игра «Нарисуй».

Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением одного предмета (шарик, мяч, цветок, гриб и т.д.).

Л о г о п е д. У вас нарисован один предмет. Надо сделать так, чтобы их стало много.

Дети дорисовывают предметы и говорят «У меня много шариков ... »

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Человек. Наше тело»

Цели:

1. Знакомство детей с частями тела человека.

2. Закрепление словаря по данной теме.

3. Закрепление навыка образования имен существительных множественного числа.

4. Формирование навыка ориентировки в собственном теле, различения правой и левой руки, ноги и т.д.

5. Формирование навыка согласования притяжательных местоимений мой, моя, мои с именами существительными.

6. Развитие внимания, мышления, памяти, пространственного восприятия.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. Поднимите вверх правую руку, левую руку, дотроньтесь правой рукой до правой коленки, дотроньтесь левой рукой до правой пятки и т.д.

Л о г о п е д. Рука, коленка, пятка, щечки - это части нашего тела. Сегодня мы поговорим о человеке и частях тела.

II. Основная часть.

Игра «Разложи по порядку».

Дети и логопед стоят у доски.

Л о г о п е д. Разделимся на две команды - мальчики и девочки. Расставьте по порядку картинки.

Логопед дает мальчикам четыре картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка) и девочкам четыре картинки (девочка, девушка, женщина, бабушка).

Л о г о п е д. А теперь расскажите мне, как же мы взрослеем.

Игра «Части тела».

Логопед выставляет на доску картинку с изображением человека.

Л о г о п е д. Давайте назовем части тела человека (логопед акцентирует внимание и просит детей показать на себе такие части тела, как подбородок, локти, колени, ладоши, плечи).

Л о г о п е д (показывая на картинке): Это глаза. Давайте скажем, зачем человеку глаза (уши, рот, нос, зубы, шея, руки, ноги).

Наши рекомендации