Игра с мячом «Что может быть?».
Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть слово-признак, а вы должны подобрать слово-предмет. Внимательно следите за окончаниями слов, которые я говорю.
Большой - мяч. Высокий -
Большая - подушка. Высокое -
Желтое - Красивый -
Желтый - Красивая -
Кислая - Красивое -
Кислый - и др.
Игра «Исправь ошибку».
Л о г о п е д. Послушайте и скажите, нет ли ошибок в предложениях?
Коля ест вкусный грушу.
Дети увидели большая дом.
У малыша удобная коляска.
На улице светит ласковая солнышко.
По телевизору показывают интересное передача.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Деревья. Кустарники»
Цели:
1. Уточнение представления о деревьях и кустарниках.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Закрепление навыка согласования числительных с именами существительными.
4. Закрепление навыка подбора прилагательных-антонимов.
5. Развитие навыка словообразования (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).
6. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного
восприятия, быстроты реакции.
Оборудование: картинки с изображениями лиственных и хвойных деревьев, кустарников, разноцветные листочки (клен, рябина, дуб, осина, каштан), мяч, разрезные картинки деревьев.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
- Мы с кленов ….
- Мы с яблонь ...
- Мыс вишен ...
- С осинки ...
- С черемухи ...
- С дуба ...
- С березы ...
Везде листопад:
На пороге морозы!
(Ю. Капотов)
Л о г о п е д. Про какое время года идет речь в стихотворении? Почему вы так думаете?
Названия каких деревьев вы слышали в стихотворении?
Сегодня мы поговорим с вами о деревьях и кустарниках.
II. Основная часть.
Беседа о деревьях и кустарниках (логопед и дети стоят у доски).
На доске картинки с изображениями березы, клена.
Л о г о п е д. Чем отличается дерево от кустарника? (у дерева один ствол, из ствола отрастают веточки, а у кустарника несколько стволов; кустарник меньше дерева).
Какие деревья мы называем хвойными? Назовите три хвойных дерева.
Какие деревья мы называем лиственными? Назовите пять лиственных деревьев.
Назовите три кустарника.
Где растут кустарники и деревья?
Логопед выставляет на доску картинку с изображением дерева.
Л о г о п е д. Давайте назовем части дерева. Каждый ребенок по очереди берет указку, показывает и называет какую-то часть дерева.
Игра «Сосчитай-ка»
Логопед выставляет на доску изображения деревьев: елка, клен, дуб, сосна, береза.
Л о г о п е д. Посчитайте, сколько и каких деревьев в нашем парке!
Дети считают: один клен, два клена, три клена ...
Игра «Скажи наоборот»
Ствол у березы тонкий, а дуба … толстый.
Дерево высокое, а кустарник ...
Один кустарник большой, а другой ...
у ели ветки толстые, а у осины ...
Бывают корни длинные, а бывают ...
Физкультминутка.
Игра «Осенние листочки»
Логопед назначает ведущих. Дети - ведущие держат над собой картинки с изображениями деревьев: клен, рябина, дуб, осина, каштан.
Логопед разбрасывает по полу разноцветные листочки с этих деревьев (по 4-5 каждого вида).
Л о г о п е д. Сейчас мы поиграем в такую игру: я включу музыку, вы будете собирать листочки. Лиза, Ваня - с клена, Алена и Костя - в дуба и т.д. Как только я выключу музыку, вы должны подбежать к своему дереву.
Проводится игра.
Л о г о п е д. Назовите, какие листочки вы собирали ( «мы собирали кленовые листочки» ... )
Игра проводится 3-4 раза, ведущие постоянно меняются.
Игра «Назови ласково».
Дуб – дубок.
Ветка –
Елка –
Корень –
Лист –
Куст –
Дерево –
Береза –
Игра «Собери дерево».
Логопед раздает детям разрезные картинки деревьев.
Л о г о п е д. Игра называется «Собери дерево», вам нужно быстро и правильно собрать разрезную картинку. А потом каждый назовет то дерево, которое он собирал.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Предлог НА»
Цели:
1. Знакомство с предлогом на, его схемой.
2. Формирование навыка слышать этот предлог в разговорной речи.
3. Формирование навыка составления предложений с предлогом на.
4. Закрепление навыка составления предложений из слов.
5. Развитие внимания, памяти, слухового восприятия, пространственного восприятия.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: бабочка, схема предлога на.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Куда села бабочка?».
Логопед перемещает бабочку с предмета на предмет.
Л о г о п е д. Посмотрите, на чем сидит бабочка? (На столе, на цветке, на книге ... ) .
Запомните, если предмет находится наверху, на чем-то мы употребляем предлог на.
Бот как выглядит наше слово (вешает схему на доску).
II. Основная часть.