Игра с мячом «ты моя частичка».

Ход занятия

Воспитатель (В.).Ребята, попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего исследования. А по­может вам в этом стихотворение, послушайте его внимательно.

Воспитатель читает стихотворение Е. Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы Падают снежинки

Погулять мороз. Тихо с высоты.

Белые узоры В белые метели

В косах у берёз. Утром до зари

Снежные тропинки, В рощу прилетели

Голые кусты, Стайкой снегири.

Дети высказывают свои предположения и прихо­дят к выводу, что речь пойдёт о зиме.

Воспитатель рисует на доске овал и пишет в нём слово «ЗИМА».

В. Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего исследования — одно из четырёх времён года — зима. Что в стихотворении говорит нам о наступлении зимы? Может быть, это стихотворение об осени?

В ходе коллективного обсуждения воспитатель вместе с детьми находит в стихотворении признаки зимы и обозначает их цифрами: 1 — «вышел на про­сторы тогулять мороз», 2 — «белые узоры в косах у берёз», 3 — «снежные тропинки», 4 — «голые кусты», 5 — «падают снежинки тихо с высоты», 6 — «в белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири».

Воспитатель зарисовывает в кружках схематич­ное изображение текста стихотворения.

В. А теперь давайте вспомним, что ещё каждый из вас знает о зиме.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому взять таблицу-схему и простой карандаш. Обращает их внимание на таблицу-схему и объясняет, что в колонке, в которой нарисовано облачко, они будут зарисовывать всё то, что происходит зимой с объектами неживой природы; в колонку, где нарисован заяц, — об объектах живой природы; где нарисован человек, — изменения в жизни людей в зимнее время.

Дети высказывают свои суждения, схематично зарисовывая их в таблице-схеме.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.

В. Ребята, а сейчас продолжим наше исследование дальше. Что бы вы ещё хотели узнать о зиме? Задавайте вопросы. В ходе нашего исследования мы обязательно ответим на них.

Дети задают вопросы. Воспитатель схематично «зарисовывает» вопрос каждого ребёнка на мольберте. Если дети затрудняются в формулировании вопроса, педагог помогает им.

— Далее воспитатель задаёт детям проблемные вопросы:

— Как вы думаете, во всех ли странах бывает зимой снег?

— Как вы считаете, замерзают ли зимой моря и океаны?

— Что случится, если не будет зимы?

Дети высказывают свои предположения, рассуждают.

В. Ребята, где и как мы можем найти ответы на наши вопросы?

Дети высказывают свои предположения: узнать из книг, интернета, понаблюдать, посмотреть теле­передачи, задать вопросы взрослым.

В. Очень многое мы можем узнать о зиме из разных книг, энциклопедий. Послушайте, какую интересную информацию о зиме я для вас подготовила.

Воспитатель читает или рассказывает детям заранее подготовленный текст о зиме (сопровождает показом иллюстраций или картин), дети схематично изображают то, что они услышали, на своих таблицах-схемах.

Физкультминутка «Зимушка-зима»(модель Т.А. Боровик).

Кто в пушистой шубке белой (разводят руки в стороны) Лёгкой поступью и смелой(шагают на месте) Вышел в час утра? Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)! На кудрях её пушистых (поднимают руки вверх) Много блёсток серебристых (плавно опускают вниз руки), Много серебра. Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Рукавичкою взмахнула |

И, куда бы не взглянула *

(повороты головы), Стелет бел ковёр сама (разводят руки в стороны) Зимушка-зима(хлопают в ладоши)! Кверху руки поднимает (поднимают руки вверх), Вмиг деревья накрывает (приседают) Чистым серебром сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Нежно-нежно, белоснежно (шагают на месте) К нам идёт сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр и полюбоваться зимними пейзажами.

В. Ребята, сейчас мы посмотрим слайды о зиме, полюбуемся этой прекрасной порой года. Будьте очень внимательны, так как из слайдов вы сможете узнать что-то новое о зиме.

Под музыкальное сопровождение проводится показ слайдов с изображением зимнего пейзажа, жизни животных зимой, жизнедеятельности людей, зимних детских забав, видов спорта и др. Затем воспитатель просит детей присесть за столы и схематично зарисовать в своих таблицах-схемах то, что они узнали о зиме.

В конце занятия воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

Что нового и интересного узнали о зиме?

Высказывания детей, индивидуальная оценка воспитателем результатов деятельности каждого ребёнка.

В. Ребята, удалось ли нам ответить на все наши вопросы? (Конечно, нет.)

Для того чтобы узнать о зиме ещё больше, я предлагаю вам разделиться на три команды и продолжить исследование зимы в течение всей недели. Одна команда будет собирать информацию об объектах неживой природы, вторая — об объектах живой природы, третья — о жизни людей в зимний период.

Воспитатель предлагает детям выбрать бэйджики с изображением облачка, зайчика или человека.

В. Всю информацию, которую соберёте, вы зарисуете в своих таблицах-схемах и подготовите интересные сообщения. Исследование зимы мы с вами будем проводить и в детском саду, и дома.

Конспект занятия на тему «Зима» с использованием проблемно-игровой технологии (старшая группа)

Задачи:уточнять и систематизировать представления детей о зиме, жизни животных зимой; развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на листе бумаги; воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, же­лание заботиться о животных в зимний период.

Ход занятия

В.Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а помогут нам в этом музыка и народная песня. Присядьте поудобнее на ковёр.

Воспитатель декламирует слова из народной песни «Снежная сказка» под музыкальное сопровождение.

Тихо, как в сказке, хлопья снежные летят. Белою краской выкрашен сад. Танец снежинок, Новогодний бал. Кто-то ночью Мир заколдовал.

Вьюга рисует

На окошке свой узор,

Стелет пушистый

Белый ковёр.

Сосны и ёлки

Нарядились в белый мех.

Долго, долго падает снег.

В небе морозном белых хлопьев кутерьма,

Снежные звёзды дарит зима.

В. Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится? Почему? (Высказывания детей)

Игра «Укрась слово».

В.Ребята, давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас?(Холодная, суровая, чудесная, морозная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, необыкновенная, загадочная.)

Если дети затрудняются, воспитатель расширяет представления детей.

В. Вот какая разная бывает зима!

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть в игру «Угадай-ка», посредством которой уточняются и закрепляются знания детей о животных.

В. У каждого из вас лежат разные картинки. Посмотрите на них. Будьте внимательны. Если на вашей картинке будет изображено то, что я загадала, под­нимите картинку вверх.

Тот, кого я загадала, зимой спит. Кто это? (Мед­ведь, ёж, уж, лягушка, божья коровка, муха, пчела, стрекоза.)

Тот, кого я загадала, зимует в тёплых краях. Кто это? (Стриж, ласточка, скворец, аист, журавль, лебедь, грач, цапля.)

Тот, кого я загадала, ищет пищу в зимнем лесу. Кто это? (Заяц, волк, лиса, лось, белка, дятел, сорока, синица, снегирь.)

Далее воспитатель предлагает детям ответить на проблемные вопросы.

В. Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)

Воспитатель подводит итог.

В. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что и зверям, и птицам тяжело зимой. Хоть и спасают их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. А что вы можете сделать для них зимой? (Высказывания детей.)Зверей и птиц зимой нужно подкармливать. Люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

Ход занятия

Воспитатель (В.).Ребята, попробуйте отгадать тему нашего сегодняшнего исследования. А по­может вам в этом стихотворение, послушайте его внимательно.

Воспитатель читает стихотворение Е. Авдиенко «Зима»:

Вышел на просторы Падают снежинки

Погулять мороз. Тихо с высоты.

Белые узоры В белые метели

В косах у берёз. Утром до зари

Снежные тропинки, В рощу прилетели

Голые кусты, Стайкой снегири.

Дети высказывают свои предположения и прихо­дят к выводу, что речь пойдёт о зиме.

Воспитатель рисует на доске овал и пишет в нём слово «ЗИМА».

В. Правильно, ребята, тема нашего сегодняшнего исследования — одно из четырёх времён года — зима. Что в стихотворении говорит нам о наступлении зимы? Может быть, это стихотворение об осени?

В ходе коллективного обсуждения воспитатель вместе с детьми находит в стихотворении признаки зимы и обозначает их цифрами: 1 — «вышел на про­сторы тогулять мороз», 2 — «белые узоры в косах у берёз», 3 — «снежные тропинки», 4 — «голые кусты», 5 — «падают снежинки тихо с высоты», 6 — «в белые метели утром до зари в рощу прилетели стайкой снегири».

Воспитатель зарисовывает в кружках схематич­ное изображение текста стихотворения.

В. А теперь давайте вспомним, что ещё каждый из вас знает о зиме.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и каждому взять таблицу-схему и простой карандаш. Обращает их внимание на таблицу-схему и объясняет, что в колонке, в которой нарисовано облачко, они будут зарисовывать всё то, что происходит зимой с объектами неживой природы; в колонку, где нарисован заяц, — об объектах живой природы; где нарисован человек, — изменения в жизни людей в зимнее время.

Дети высказывают свои суждения, схематично зарисовывая их в таблице-схеме.

Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту.

В. Ребята, а сейчас продолжим наше исследование дальше. Что бы вы ещё хотели узнать о зиме? Задавайте вопросы. В ходе нашего исследования мы обязательно ответим на них.

Дети задают вопросы. Воспитатель схематично «зарисовывает» вопрос каждого ребёнка на мольберте. Если дети затрудняются в формулировании вопроса, педагог помогает им.

— Далее воспитатель задаёт детям проблемные вопросы:

— Как вы думаете, во всех ли странах бывает зимой снег?

— Как вы считаете, замерзают ли зимой моря и океаны?

— Что случится, если не будет зимы?

Дети высказывают свои предположения, рассуждают.

В. Ребята, где и как мы можем найти ответы на наши вопросы?

Дети высказывают свои предположения: узнать из книг, интернета, понаблюдать, посмотреть теле­передачи, задать вопросы взрослым.

В. Очень многое мы можем узнать о зиме из разных книг, энциклопедий. Послушайте, какую интересную информацию о зиме я для вас подготовила.

Воспитатель читает или рассказывает детям заранее подготовленный текст о зиме (сопровождает показом иллюстраций или картин), дети схематично изображают то, что они услышали, на своих таблицах-схемах.

Физкультминутка «Зимушка-зима»(модель Т.А. Боровик).

Кто в пушистой шубке белой (разводят руки в стороны) Лёгкой поступью и смелой(шагают на месте) Вышел в час утра? Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)! На кудрях её пушистых (поднимают руки вверх) Много блёсток серебристых (плавно опускают вниз руки), Много серебра. Это зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Рукавичкою взмахнула |

И, куда бы не взглянула *

(повороты головы), Стелет бел ковёр сама (разводят руки в стороны) Зимушка-зима(хлопают в ладоши)! Кверху руки поднимает (поднимают руки вверх), Вмиг деревья накрывает (приседают) Чистым серебром сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!Нежно-нежно, белоснежно (шагают на месте) К нам идёт сама Зимушка-зима (хлопают в ладоши)!

Воспитатель предлагает детям присесть на ковёр и полюбоваться зимними пейзажами.

В. Ребята, сейчас мы посмотрим слайды о зиме, полюбуемся этой прекрасной порой года. Будьте очень внимательны, так как из слайдов вы сможете узнать что-то новое о зиме.

Под музыкальное сопровождение проводится показ слайдов с изображением зимнего пейзажа, жизни животных зимой, жизнедеятельности людей, зимних детских забав, видов спорта и др. Затем воспитатель просит детей присесть за столы и схематично зарисовать в своих таблицах-схемах то, что они узнали о зиме.

В конце занятия воспитатель предлагает детям ответить на вопрос:

Что нового и интересного узнали о зиме?

Высказывания детей, индивидуальная оценка воспитателем результатов деятельности каждого ребёнка.

В. Ребята, удалось ли нам ответить на все наши вопросы? (Конечно, нет.)

Для того чтобы узнать о зиме ещё больше, я предлагаю вам разделиться на три команды и продолжить исследование зимы в течение всей недели. Одна команда будет собирать информацию об объектах неживой природы, вторая — об объектах живой природы, третья — о жизни людей в зимний период.

Воспитатель предлагает детям выбрать бэйджики с изображением облачка, зайчика или человека.

В. Всю информацию, которую соберёте, вы зарисуете в своих таблицах-схемах и подготовите интересные сообщения. Исследование зимы мы с вами будем проводить и в детском саду, и дома.

Конспект занятия на тему «Зима» с использованием проблемно-игровой технологии (старшая группа)

Задачи:уточнять и систематизировать представления детей о зиме, жизни животных зимой; развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение, речь, умение устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться на листе бумаги; воспитывать интерес к зимним явлениям, умение любоваться красотой зимней природы, же­лание заботиться о животных в зимний период.

Ход занятия

В.Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие, а помогут нам в этом музыка и народная песня. Присядьте поудобнее на ковёр.

Воспитатель декламирует слова из народной песни «Снежная сказка» под музыкальное сопровождение.

Тихо, как в сказке, хлопья снежные летят. Белою краской выкрашен сад. Танец снежинок, Новогодний бал. Кто-то ночью Мир заколдовал.

Вьюга рисует

На окошке свой узор,

Стелет пушистый

Белый ковёр.

Сосны и ёлки

Нарядились в белый мех.

Долго, долго падает снег.

В небе морозном белых хлопьев кутерьма,

Снежные звёзды дарит зима.

В. Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится? Почему? (Высказывания детей)

Игра «Укрась слово».

В.Ребята, давайте подарим зиме красивые слова. У меня зима снежная, а у вас?(Холодная, суровая, чудесная, морозная, весёлая, ветреная, красивая, хрустальная, волшебная, необыкновенная, загадочная.)

Если дети затрудняются, воспитатель расширяет представления детей.

В. Вот какая разная бывает зима!

Игра с мячом «Ты моя частичка».

В.Ребята, давайте поиграем в игру «Ты моя ча­стичка». Я начинаю: я — зима, ты моя частичка. Ты кто? (Снег, сугроб, санки, мороз и т.д.)

Игра «Угадай-ка».

Воспитатель предлагает детям присесть за столы и поиграть в игру «Угадай-ка», посредством которой уточняются и закрепляются знания детей о животных.

В. У каждого из вас лежат разные картинки. Посмотрите на них. Будьте внимательны. Если на вашей картинке будет изображено то, что я загадала, под­нимите картинку вверх.

Тот, кого я загадала, зимой спит. Кто это? (Мед­ведь, ёж, уж, лягушка, божья коровка, муха, пчела, стрекоза.)

Тот, кого я загадала, зимует в тёплых краях. Кто это? (Стриж, ласточка, скворец, аист, журавль, лебедь, грач, цапля.)

Тот, кого я загадала, ищет пищу в зимнем лесу. Кто это? (Заяц, волк, лиса, лось, белка, дятел, сорока, синица, снегирь.)

Далее воспитатель предлагает детям ответить на проблемные вопросы.

В. Ребята, как вы думаете, почему так говорят?

Для медведя зима — короткая. Для синички — длинная. Для зайчика — страшная.(Высказывания детей.)

Воспитатель подводит итог.

В. Молодцы, ребята, вы правильно сказали, что и зверям, и птицам тяжело зимой. Хоть и спасают их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. А что вы можете сделать для них зимой? (Высказывания детей.)Зверей и птиц зимой нужно подкармливать. Люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

Наши рекомендации