Кинотерапия в группах пожилых людей
Российское общество неуклонно стареет. Однако, чем старше оно становится, тем активнее внедряются в жизнь ценности и стереотипы поведения молодых возрастов. По большому счету, пожилые люди интересуют общество лишь как «традиционно активная часть электората», борьба за которую усиливается в преддверии выборов разного уровня. С повышением ценности молодости происходит стремительное обесценивание старости. Индустрия досуга, развлечений, мода, образование и другие сферы общественной жизни вытесняют стариков на периферию, игнорируя не только их интересы, но и их, подчас значительный потенциал. К сожалению, поведение самих пожилых людей в немалой степени способствует нарастанию этой тенденции. Снижение физических возможностей, ухудшение самочувствия, изменение социального статуса (выход на пенсию), снижение жизненного уровня, ухудшение интеллектуальной деятельности, сужение социальных контактов – вот далеко не полный перечень факторов, составляющих социальную ситуацию старости. Нарастает отчуждение от общества (которое не хочет иметь дело со старостью), от детей (которые выросли), от себя (который начинает себя утомлять), от жизни (которая не для тебя)… Старикам тяжело…
Со стариками тоже тяжело. Персонал социальных служб, ежедневно общающийся с ними, жалуется на их капризность, ворчливость, инертность, отсутствие интереса к жизни и предлагаемым мероприятиям.
Молодые смотрят на стариков со страхом, потому что видят в них свое неизбежное будущее, старики смотрят на молодых с обидой, потому что видят в них свои собственные ошибки. Есть ли альтернативы такому невротическому способу избегания внутренней тревоги? Мы уверены, что есть. И одна из них – групповая психотерапия. У этой идеи есть как союзники, так и противники. Скептики приводят вполне разумные и обоснованные аргументы:
- многие нынешние старики имеют низкий уровень культуры и образования, им трудно выражать в словах свои переживания и состояния;
- пожилые люди имеют низкий уровень жизни, поэтому они слишком склонны жаловаться и выдвигать претензии тем, кто с ними работает;
- установки пожилых людей ригидны, взгляды непластичны, у них сниженная готовность к изменениям;
- пожилые склонны делегировать ответственность окружающим и неохотно признают свою роль в формировании того положения, в котором они находятся.
Сторонники идеи групповой психотерапии в пожилом возрасте могут сослаться на свой позитивный профессиональный опыт [12; 27].
Кроме того, заметим, что перечисленные выше особенности людей пожилого возраста, рассматриваемые как факторы, препятствующие эффективной групповой психотерапии, вовсе не являются специфическими только для этой категории. Наш опыт работы с наркозависимыми и членами их семей показывает, что зависимые и созависимые клиенты склонны жаловаться, искать виноватых в своих бедах, делегировать ответственность за свою жизнь во вне, их установки и поведение чрезвычайно ригидны, а сознание поляризовано [13]. Однако это не является препятствием к разработке методик групповой работы с зависимыми и созависимыми. Мы полагаем, что одним из личностных мотивов, снижающих интерес психотерапевтов к работе с пожилыми, является низкая платежеспособность этой категории населения. Похоже, что финансовый фактор в решении вопроса об эффективности психотерапии в пожилом возрасте оказывается более весомым, чем психологический или даже нравственный.
Пожилые люди часто испытывают чувство изоляции и покинутости из-за потери мобильности, утраты привычных социальных ролей и статусов, утраты близких. Кинотерапия может дать им возможность выразить чувства, связанные с одиночеством и утратами. И в фильме, и в содержании дискуссии они могут обнаружить «подсказки» для формирования более конструктивного отношения к своей личной ситуации. Кинотерапевтические сеансы для пожилых должны проходить в однородной по возрасту открытой группе. Посещение кинотерапии является для пожилых людей не только способом преодоления связанной с возрастом социальной изоляции, но и достаточным стимулированием мыслительных процессов, сохраняющих в структуре личности возможности и позиции эго-состояния Взрослый.
Кинотерапия в группах пожилых людей имеет некоторые особенности. Речь идет, прежде всего, о том, что реально поздняя взрослость включает в себя несколько отличных друг от друга возрастных групп. Те, кому от шестидесяти до семидесяти лет, как правило, сохраняют тесные связи с семьей, активны, деятельны, продолжают поддерживать отношения с друзьями. Представители этой возрастной группы нередко сохраняют за собой высокий статус в системе внутрисемейных отношений: они помогают своим детям в воспитании внуков, выполняют значительный объем домашней работы. Состояние здоровья позволяет им получать дополнительные доходы. С другой стороны в этот период люди сталкиваются с потерей друзей, близких, снижением физических возможностей, материального положения. Одна из наиболее часто встречающихся проблем – внутрисемейные конфликты, связанные со стремлением сохранить контроль за поведением более молодых членов семьи и продолжить реализацию воспитательных функций. Наибольшую остроту конфликты приобретают в семьях, где под одной крышей проживают три и более поколения. Стремление пожилых людей сохранить за собой прежние позиции являются одним из факторов возникновения структурных и функциональных нарушений в семье, формирования дисфункциональных воспитательных стилей в системе отношений «прародитель – внук».
Иначе выглядит ситуация в возрастной группе от семидесяти до восьмидесяти лет. В этот период происходит резкое сокращение социальных связей и отношений: друзья и знакомые умирают, увеличивается дистанция между поколениями, возрастает эмоциональная нагрузка на тех, кто продолжает поддерживать со стариками близкие отношения. Пожилые люди этой возрастной группы чаще болеют. Вместе с болезнями приходят слабость и беспомощность. Иногда стремление сохранить близкие отношения и эмоциональную значимость реализуется в негативных формах поведения: упреки, шантаж, манипуляции. Нередко, болезни позволяют извлекать пожилым людям эмоциональные выгоды из своего положения. В отношениях к старым людям у более молодых членов семьи появляется сложное чувство, в котором неразрывно переплетены жалость и раздражение. Подобное амбивалентное чувство возникает у матерей, доводимых до крайнего напряжения иногда многочасовым плачем их детей младенческого возраста («В форточку бы выбросила, как орал!»). И в том, и в другом случае контролировать реакции, возникающие на фоне жалости-ненависти, помогает надежда. Разница лишь в том, что у матерей эта надежда связана с жизнью (Нужно немножко подождать: подрастет и – все!), а в случае с пожилыми – со смертью (Нужно немножко подождать…). Трагическую амбивалентность этого отношения чувствуют и переживают все: и старики, и их более молодое окружение. Постепенно у пожилого человека нарастает обида, а у членов его семьи – чувство вины. Возможно ли иначе? Как показали мифолингвистические исследования С.З.Агранович и ее коллег, ненависть является оборотной стороной жалости [2; 3]. Мы сказали бы, его теневой стороной, отрицание которой проявляет функционирование защитных механизмов сознания. Есть ли здоровая альтернатива нарастанию деструктивной напряженности в пространстве отношений, задаваемых жалостью-ненавистью? Возможный выход видится нам в расширении социальных контактов пожилых, в привлечении их к работе различных организаций, социальных центров и клубов.
После восьмидесяти лет стремительно наваливаются болезни, люди быстро дряхлеют, дистанция между ними и миром еще более возрастает. Если старики этой возрастной группы живут в семьях, то они оказываются на положении детей, но детей сварливых, капризных и часто нелюбимых. Нередко при этом их собственные дети сами вступают в период поздней взрослости.
Состояние здоровья участников группы для пожилых людей может варьировать в широком диапазоне от нормы до инвалидности. Здоровье является важным фактором, влияющим на формат работы группы: занятия не должны длиться более 2,5 – 3 часов. Следовательно, необходимо подбирать фильмы продолжительностью около 1,5 часов и группа не должна превышать 10 человек.
Иногда у пожилых людей во время просмотра фильма или его обсуждения появляются слезы. В группах людей среднего возраста слезы воспринимаются как естественная и допустимая реакция на ситуацию, отношение к слезам обычно теплое, принимающее. Слезы у кого-то из участников группы для пожилых часто пугают других людей, они стремятся поскорее успокоить плачущего словами или медикаментами. Нередко живя в атмосфере весьма драматичных межличностных отношений пожилые люди чрезвычайно бояться проявлений подлинных эмоций в безопасной для них ситуации: «Нельзя волноваться!».
Заметим, что пожилые люди, также как и люди более молодых возрастов работают в кинотерапевтической группе весьма по-разному. Это связано не только с возрастом и состоянием здоровья, но и с уровнем образования и личностного развития: кто-то способен к рефлексии и легко выражает свое восприятие и отношение к увиденному, а кто-то просто не понимает, о чем говорят остальные. Иногда во время просмотра фильма люди даже засыпают. Это не страшно. Важно, чтобы каждый участник группы был принят, услышан и поддержан. Если пожилой человек не замыкается в себе, он найдет место и слова, чтобы выразить свою печаль. И тогда ему станет лучше.
Для работы в группе пожилых могут быть использованы фильмы:
- «Айрис» (реж. Р.Эир);
- «Отцепись от звезд» (реж. Н.Кассаветис);
- «Простая история» (реж. Д.Линч);
- «Про Шмидта» (реж. А. Пэин).