Личностная и групповая динамика

Проблема соотношения личностной и групповой динамики остается для психотерапии открытой. До сих пор не прояснен вопрос о том, что является первичным – личностная динамика по отношению к групповой или групповая по отношению к личностной. В рамках существующих направлений психотерапии этот вопрос решается по-разному. Даже если, как предлагают авторы Психотерапевтической энциклопедии [44], дифференцировать групповую психотерапию, целенаправленно использующую групповую динамику (совокупность взаимоотношений и взаимодействий между участниками группы) и групповую терапию, ориентированную на работу с клиентом в группе, оставляющую групповые эффекты на периферии внимания терапевта, - это не решает самой проблемы. Этот вопрос представляет для нас не столько теоретический, сколько практический интерес. Работая с группой (групповая дискуссия порождает богатейшую феноменологию групповой динамики) и с личностью в группе, мы не можем игнорировать проблему соотношения групповой и личностной динамики.

Решение проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне возможно, если для описания механизмов взаимовлияния групповой и личностной динамики использовать понятие отраженной субъектности [37; 38] и взаимодополнительные понятия отраженной интерсубъектности и интерсубъектной отраженности [56]. Понятие отраженной субъектности, введенное В.А.Петровским, может быть использовано для анализа и диагностики межличностного влияния в группе. Введение понятия отраженной интерсубъектности (О.В.Шапатина) позволяет ответить на вопросы о механизмах влияния на личность целостных ситуаций межличностного взаимодействия, в которые она (личность) непосредственно не включена.

Смысл понятия «отраженная интерсубъектность» (по аналогии с отраженной субъектностью) заключается в продолженности ситуации интерсубъектного взаимодействия одних людей в жизни другого человека, присутствовавшего в ситуации их взаимодействия. В качестве примера могут быть упомянуты феномены восприятия человеком ситуаций взаимодействия других людей, не сводимые к известным модусам социальной перцепции. Имеются в виду переживания человеком того влияния, которое оказывает на него взаимодействие других людей, связанных с ним какими-либо отношениями или только самой ситуацией. Факты существования таких переживаний фиксируются высказываниями типа: «Мне неприятна эта ситуация», «Остался неприятный осадок», «Когда они вместе – это невыносимо!» В данном случае речь идет о переживаниях человеком своей собственной динамики, характеризующей, однако, не столько его самого, сколько какие-то параметры отраженной им ситуации взаимодействия других людей. Именно эти параметры ситуации, фиксируемые в переживаниях человека, и есть отраженная интерсубъектность.

Ребенок, ставший свидетелем межличностного конфликта родителей, который прошел все стадии развития от конфликтной ситуации до ее разрешения, переживает гамму эмоций. Однако, очевидно, что эта динамика субъекта переживания (ребенок) характеризует не только его как такового, но и параметры ситуации межличностного взаимодействия родителей. Более того, последствия этого события для ребенка будут зависеть, прежде всего, от того, как разрешится этот конфликт. Отраженная интерсубъектность не есть только образ ситуации, - она представляет собой смысл ситуации для субъекта отражения.

В наших исследованиях, проводившихся совместно с Д.С.Исаевым, мы наблюдали выраженную гемодинамику (повышение артериального давления, учащение пульса) у всех испытуемых, оказавшихся в ситуации межличностного конфликта других людей. Если испытуемый состоял в межличностных отношениях с индивидами, вовлеченными в конфликт, то у него наблюдалась выраженная гемодинамика. В своих комментариях испытуемые сообщали, что им была неприятна ситуация в целом, тогда как их отношение к участникам конфликта оставалось прежним. Когда по прошествии двухнедельного срока мы напоминали нашим испытуемым об исследуемой ситуации, они сообщали, что «было неприятно (неловко, неудобно, тревожно) в целом». При этом никто из участников ситуации не идентифицировался испытуемым как источник дискомфорта. Мы полагаем, что, как и в предыдущем примере, речь идет об отраженной интерсубъектности.

Введение понятия интерсубъектная отраженность индивида позволяет ответить на вопросы о механизмах влияния личности на ситуации межличностного взаимодействия, в которые она непосредственно не включена. Речь в данном случае идет об изменениях в характере взаимодействия людей при актуализации в пространстве их взаимодействия значимого для них человека.

Данные, полученные нами в исследованиях созависимых отношений в семьях наркоманов, показывают, что конфликт в брачной паре обостряется, когда в сознании супругов актуализируется негативный образ их ребенка-наркомана. Общение супругов становится более ригидным, эмоционально закрытым и холодным, формальным и дистантным, антагонистичным [13].

С другой стороны, ссоры между родителями нередко прекращаются, а их эмоциональное состояние меняется тогда, когда в пространстве их взаимодействия появляется их ребенок. При этом никаких волевых усилий для сдерживания себя родителям не требуется. Мы полагаем, что угашение ссоры в таких ситуациях связано с интерсубъектной отраженностью ребенка в отношениях его родителей.

Введение понятий отраженная интерсубъектность и интерсубъектная отраженность позволяет по-новому взглянуть на традиционную для психологии личности и социальной психологии проблему «группового» в личности и «личностного» в групповом.

На теоретическом уровне проблема преодолевается, если для описания механизмов взаимовлияния в группе использовать принципы отраженной субъектности и отраженной интерсубъектности. Принцип отраженной субъектности позволяет анализировать эффекты межличностного влияния в группе. Взаимодополнительные принципы отраженной интерсубъектности и интерсубъектной отраженности позволяют построить теоретическую модель представленности «группы в личности» и «личности в группе».

Довольно часто, приходя на очередную сессию, участники кинотерапевтической группы сообщают о том, что они не только обдумывали содержание кинофильма, но и:

- продолжали мысленно спорить с конкретными членами группы («Я всю неделю спорил с Вами мысленно и все искал аргументы» - отраженная субъектность);

- отмечали изменение своего эмоционального состояния, «вспоминая» слова или действия кого-либо из членов группы («И хотя Ваши слова относились не ко мне, невольно вспоминая их, я замечаю, что мое настроение меняется» - отраженная субъектность);

- отмечали, что вспоминая взаимодействие членов группы, сами начинали вести себя по-другому («Мы как всегда начали ругаться с мужем, но тут мне вспомнилось как на прошлой сессии в группе разрешилось противоречие во взглядах на фильм. Был спор, но без оскорблений и обид… Я как-то по-другому себя повела… Мы, конечно, поссорились, но по-другому… Даже муж сказал, что я стала спокойнее» – отраженная интерсубъектность. В этом примере актуализация групповой ситуации в сознании человека меняет стереотипы его поведения. «Групповое в личности»);

- сообщают об изменениях в групповом взаимодействии, вызванных действием конкретного члена группа («После того, как Вы совершенно неожиданно рассказали о своем детстве, группа изменилась. Мне здесь стало уютнее. А в прошлый раз Вас не было, и все это заметили…» - интерсубъектная отраженность. «Личностное в групповом»).

На практическом уровне разрешение проблемы осуществляется в ситуациях, когда члены группы осознанно и ответственно совершают действия в направлении преодоления своих стереотипных паттернов поведения, оценок. Свободно действуя, член группы, преодолевающий сложившуюся «норму» индивидуального поведения и/или восприятия, находит свою идеальную продолженность в психике всех присутствующих при этом индивидов. Таким образом, преобразование себя кем-либо из членов группы является одновременным преобразованием других в группе и, таким образом группы в целом.

Для описания личностной динамики в условиях кинотерапевтической группы мы используем специальное понятие – подвиг. Этим понятием мы обозначаем сознательное действие какого-либо из членов группы, подвигающее их автора за пределы типичных для него стереотипов социального взаимодействия и эмоционального реагирования. Подвиг является предпосылкой преобразования группы в целом: как феномен он одновременно является событием, отражающимся и во внутреннем пространстве его автора (субъектный вклад индивида в себя), и во внутреннем пространстве группы как целого (интерсубъектная отраженность). Изменения в состоянии и поведении членов группы при актуализации образа ситуации, в которой был совершен подвиг (отраженная интерсубъектность), и есть минимальное количественное изменение в психотерапевтической группе. Количественные накопления в группе ведут к ее качественным изменениям.

Перефразируя известное выражение, можно сказать: в кинотерепевтической группе всегда есть место подвигу. Его конкретные проявления в группе весьма разнообразны, но они всегда – события, преобразующие и их автора, и окружающих. Подвигом, например, является:

- осознанное действие в направлении реализации изменений, предусмотренных терапевтическим контрактом (отказ от опеки, когда реально никто, кроме опекающего, в ней не нуждается; то же самое: контроль, поиск компромисса между позициями членов группы);

- подлинность (свободное и искреннее выражение своих мыслей, чувств и переживаний);

- активность в субъективно сложных ситуациях (например, оставаться в контакте с группой для того, кто привык обижаться и убегать – это подвиг);

- реализация на поведенческом уровне конструктивных достижений в осознании психологических проблем и конфликтов, психологических защит, рассогласований между образом «Я» и восприятия себя другими.

Подвиг всегда заметен в группе, которая, оказывая его автору эмоциональную поддержку, превращает его в групповую норму. Мы полагаем, что подвиг является единицей психотерапевтического процесса в кинотерапевтической группе. В нем пересекаются и личностная, и групповая динамика.

Кинотерапевтический цикл

Сеансы кинотерапии длятся примерно четыре-шесть часов. Значительная продолжительность сеансов накладывает некоторые ограничения при планировании работы кинотерапевтической группы. Практика показывает, что удобнее всего проводить занятия в выходные дни, когда участники группы располагают достаточным свободным временем.

Кинотерапевтическая группа может быть открытой и закрытой.

Открытаякинотерапевтическая группа собирается с определенной периодичностью и ее состав является лишь относительно устойчивым. В открытой группе допускается постоянное изменение состава участников. Группы открытого типа могут действовать неограниченное время. Терапевтический сеанс при такой форме работы включает в себя два этапа.

Первый этап. Перед просмотром фильма ведущий группы сообщает его название и призывает участников группы быть максимально внимательными к тому, что будет происходить на экране. Ведущий напоминает собравшимся, что для того, чтобы обсуждение прошло продуктивно, им нужно записывать имена основных персонажей, а также, кратко, мысли и чувства, которые будут приходить в голову во время просмотра фильма.

Участникам кинотерапевтической группы может быть предложена следующая инструкция: «Сейчас мы будем с вами смотреть фильм. Старайтесь смотреть его внимательно для того, чтобы понять, как поведение и действия людей влияют на их жизнь и жизнь тех, кто их окружает… Мы не можем понять чувства и мысли людей иначе, чем через их внешние проявления, то есть через поведение. Нужно быть внимательным к тому, как поступают и как действуют герои фильма.

Ваши наблюдения и мысли нужно кратко записывать, чтобы мы могли с этим потом поработать. По ходу фильма записывайте имена действующих лиц. Это понадобится нам при обсуждении».

Затем следует демонстрация фильма. Желательно, чтобы фильм был просмотрен полностью: от самого начала до момента, когда на экране погаснут последние строки титров и не отзвучит последняя нота музыки. Э.Морен, размышляя о музыке в кино, заметил: «Музыка фильма – это … настоящий каталог состояний души…, она является связующим звеном между фильмом и зрителем» [61, c.154]. Если чувства и переживания героя зритель способен понять через экспрессивные реакции актеров, то музыка многократно усиливает эффекты эмоционального восприятия, вовлекая зрителей, даже имеющих некоторые эмоциональные проблемы, в эмпатическое сопереживание горю.

После демонстрации фильма объявляется перерыв, в течение которого участников группы просят не обсуждать фильм и никак не касаться увиденного. Важно, чтобы переживания и впечатления были высказаны во время групповой работы, а не в перерыве между просмотром и обсуждением. Разговоры о фильме во время перерыва снижают уровень эмоционального давления в группе. Для его поддержания мы используем саундтреки из фильма, которые звучат тихим музыкальным фоном ко всему, что происходит во время перерыва.

Содержание второго этапа составляют высказывания участников группы, на основе которых строится дискуссия. Задачи ведущего на этом этапе заключаются в том, чтобы поддерживать дискуссию, акцентировать высказывания участников из эго-состояния Взрослый и реагировать на ошибки восприятия участников группы, вызванные функционированием механизмов личностной защиты. Используя специальные вопросы и техники, ведущий возвращает участников группы к объективному содержанию фильма (Как Вы это увидели?).

После завершения обсуждения ведущий подводит итог.

Закрытаягруппа существует ограниченное количество сеансов и после завершения цикла распускается. После того, как группа сформирована и начала работать, появление новых участников нежелательно.

Первый сеанс в закрытой кинотерапевтической группе проходит точно также как и сеансы в открытой группе, то есть в два этапа. Второй и последующие сеансы проходят в три этапа.

Перед просмотром фильма на втором сеансе ведущий группы обращается к собравшимся с предложением поделиться теми мыслями, которые приходили в голову за время, прошедшее после предыдущей встречи:

- Что вы могли бы сказать вдогонку к обсуждению, которое состоялось у нас на прошлой встрече?

- Кто хотел бы поделиться размышлениями, которые приходили на ум после нашей прошлой встречи?

Подавляющее большинство участников группы сообщает, что в промежутках между сеансами они неоднократно возвращались мысленно и к содержанию фильма, и к высказываниям участников, и к своим собственным высказываниям. Задача ведущего на этом этапе заключается в том, чтобы фиксировать внимание участников на их позитивных достижениях, на изменениях в восприятии и понимании фильма.

Некоторые участники группы сообщают об изменении в их поведении и мировосприятии, связывая эти изменения со своей работой в группе. Например: стараюсь больше разговаривать с женой, интересуюсь ей; перестал давить на ребенка и т.п. Такие высказывания необходимо подкреплять и поощрять, особенно, если фиксируемые в них изменения соответствуют изначально поставленным задачам.

Необходимо четко контролировать длительность этого этапа. Его оптимальная продолжительность – 30-40 минут.

Затем следует демонстрация очередного фильма. После перерыва начинается третий этап – обсуждение.

Последний сеанс в закрытой группе посвящен подведению итогов работы, рефлексии личностных достижений ее участников. Однако последнее занятие – это нечто большее, чем просто завершение цикла кинотерапии. Это очень важная составная часть терапевтического процесса. На этом занятии необходимо решить несколько задач:

- оценить результаты работы группы;

- обменяться пониманием и оценками работы в группе;

- обсудить чувства, связанные с работой в группе.

Задача ведущего на последнем сеансе заключается в том, чтобы помочь каждому участнику максимально конкретно выразить свою оценку опыта работы в группе. Как правило, если группа работала эффективно, участники в своих высказываниях практически не используют общих и неконкретных формулировок типа: «Наша работа мне много дала»; «Я многому научился и понял в группе»; «Мне кажется все мы здесь научились чему-то важному» и т.п. Если такие неконкретные высказывания все же звучат, ведущему необходимо задать уточняющие вопросы: «Что именно дала группа?», «Чему конкретно научились вы в группе?», «Что важное стало понятно вам?». Конкретные высказывания на заключительном этапе работы группы являются хорошим индикатором ее результативности.

На последнем занятии можно попросить участников охарактеризовать их достижения:

- какие конфликты и проблемы стали понятнее;

- что они намерены делать с полученным опытом;

- как работа в группе повлияла на жизнь, что в ней изменилось к лучшему.

Задача ведущего во время заключительной беседы состоит в том, чтобы фиксировать в сознании участников положительные достижения группы в целом и каждого отдельного человека.

Пропуски занятий.Различные жизненные обстоятельства участников закрытой группы могут приводить к пропуску занятий. Структура сессий в кинотерапевтической группе такова, что пропуск одного или даже нескольких занятий не нарушает цельности и непрерывности терапии. Участник группы, пропустивший сессию, приходя на следующее занятие, присоединяется к обсуждению фильма, который сам не видел. Напомним, что вторая и все следующие сессии кинотерапевтического цикла начинаются вопросом: «Что вы могли бы сказать вдогонку обсуждению, которое состоялось в прошлый раз?». Продолжение обсуждения становится для того, кто пропустил занятие, своеобразным введением в проблематику фильма. Разумеется, самостоятельный просмотр фильма отчасти превращается в поиск того, о чем говорилось и в ожидание того, что должно произойти. Вместе с тем, эти кажущиеся издержки отчасти компенсируются более высоким уровнем высказываний «вдогонку»: человек увидит в фильме то, что он, возможно, не увидел бы никогда, не случись это обсуждение «вдогонку».

По этой же причине не является существенной помехой терапевтическому процессу и отсутствие кого-либо из членов группы на обсуждении фильма: тот, кто в силу каких-либо обстоятельств не может присутствовать на обсуждении, присоединится к нему в начале следующей сессии.

Наши рекомендации