Динамика кинотерапевтической группы
На начальном этапе ведущий знакомит участников группы с правилами и нормами работы и основными процедурами. Отношения в группе на этом этапе характеризуются неструктурированностью и нормативной неопределенностью. Отличаясь друг от друга уровнем активности в общении и выражении своей позиции, устойчивостью к стрессу и фрустрации, доминантностью или покорностью, стремлением к лидерству или зависимости, участники группы создают сложную и постоянно изменяющуюся сеть взаимоотношений, динамическую ситуацию групповой работы. Как правило, жизненный опыт участников группы «подсказывает» им ту или иную стратегию поведения в группе. На наш взгляд, это важный этап работы, на котором мы можем диагностировать различные аспекты жизненных сценариев и сценарного поведения.
На этом этапе важно, чтобы ведущий способствовал активизации творческой и исследовательской позиции участников группы. Поэтому ему необходимо проявлять понимание, эмпатию, доверие, принятие, уверенность в том, что группа будет работать продуктивно. При обсуждении фильма ведущий дает разъяснения, оказывает поддержку, помогает участникам в трудных ситуациях, координирует дискуссию и подводит итоги. Таким образом, в группе создается атмосфера безопасности, что в последующем приводит к росту активности ее участников. Этот этап в работе кинотерапевтической группы занимает обычно две-три сессии.
На следующем этапе работы группы (начиная с третьей-четвертой сессии) участники уже обнаруживают готовность к самораскрытию и нередко переходят от анализа содержания фильма и высказываний по поводу его героев и их отношений к рассказам о своих межличностных конфликтах, сложных, порой болезненных переживаниях, сильных и слабых сторонах своей личности. Акты самораскрытия являются проявлениями подлинной субъектности их автора. Совершая их, участник группы меняет ситуацию в группе для каждого из присутствующих и для самого себя в значимом для группы направлении, иными словами проявляет себя как субъект. Никто не должен понуждать участников к самораскрытию и откровенности – эти акты могут быть только результатом свободного выбора каждого члена группы. Нужно иметь в виду, что самораскрытие – это всегда риск. Решаясь на откровенность, человек проявляется не только как субъект, свободно преображающий ситуацию вокруг себя, но и как субъект, действующий ответственно. Участник группы, совершающий акт самораскрытия, отражается в сознании участников группы и своем собственном. Отраженная субъектность индивида, свободно и ответственно идущего на риск самораскрытия, стимулирует самораскрытие других.
Следует заметить, что, человек, совершая акт самораскрытия, отражается как субъект не только в других, но и в себе самом, приобретая таким образом субъектную представленность в себе. В результате у него возрастает доверие к себе, он обретает новую глубину искренности в отношениях с другими.
Важнейшим условием появления в группе актов самораскрытия является открытость ведущего, иными словами, его собственная субъектная позиция. Когда ведущий отвечает на вопросы участников группы открыто и прямо, когда он не маскирует, не скрывает и не боится своих чувств, тогда в группе постепенно устанавливается понятная всем норма самораскрытия, выражающая оптимальную для данного этапа работы группы глубину откровенности: слишком большая открытость, как и излишняя закрытость могут вызывать серьезное напряжение в группе. В отношении самораскрытия ведущего кинотерапевтической группы вполне уместно высказывание Р.Кон: «Дать меньше, чем нужно – воровство, дать больше – убийство» (цит. по [46, c.246]. Заметим, что глубина откровенности в группе не является постоянной и может изменяться. Изменение нормы самораскрытия происходит постепенно в результате новых актов самораскрытия членов группы. Если предлагаемая участником группы новая глубина откровенности принимается группой, она становится новой нормой. Очевидно, что такое действие члена группы является действием за границами определенности (неадаптивная активность), следовательно, его автор обретает в сознании других участников группы и в своем собственном идеальную представленность как отраженный субъект [38]. Самораскрытие и искренность становятся механизмами личностного развития и групповой динамики. Заметим, что работа с кинофильмами создает максимальные предпосылки для самораскрытия благодаря эмоциональной вовлеченности зрителей в происходящее на экране. Человек может вытеснять или подавлять какое-то содержание своего опыта, так что этот опыт даже не осознается им самим, но если во время просмотра фильма или его обсуждения у него возникли какие-то переживания или воспоминания о своей жизни, то рассказ о них уже есть акт самораскрытия.
Третий этап в работе кинотерапевтической группы характеризуется высоким уровнем открытости участников и сформированности у них навыков групповой дискуссии. Ведущий способствует проявлению активности участников, их самостоятельной исследовательской работе и достижению понимания объективного содержания фильма. Все меньше и меньше проявляя активность и руководящую роль, ведущий все больше выступает как эксперт и как вдохновитель.
На завершающем этапе работы группы ведущий становится равноправным участником дискуссий, выполняющим в ней координирующую функцию и, выступая как эксперт, вносит тем самым свой вклад в достижение групповой цели.