Характеристика звука. Обозначение звука ч цветовыми символами

Произношение звука ч в слогах

Чипполино здоровается: «Ча-чо-чу», радуется встрече с нами: «Чи-ча-чо», просит взять его к нам в группу: «Ач-оч-уч».

5. Произношение звука ч в словах
Выставляется сундучок с картинками.

Что принес нам Чипполино? (Сундучок.) Скажем хором: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»

Сундучок подносится к каждому ребенку, дети берут картинку и называют нарисованный на ней предмет.

Звуко-слоговой анализ и синтез

Выставляется пособие Г.С. Швайко «Пирамидка». Дети, в названиях ваших картинок есть слова, состоящие из трех, четырех и пяти звуков. На верхнюю ступеньку «Пирамидки» поставьте картинки, в названии которых три звука. (Чай, чиж, чум, мяч.) На среднюю ступеньку — картинки, в названиях которых четыре звука. (Часы, ключ, врач, грач.) На нижней ступеньке будут стоять картинки, в названии которых пять звуков.

Картинки выставляются. Проверяется правильность выполнения задания. Анализ трех-четырех слов. Подбор нужных слов к выставленным схемам.

А сейчас угадайте, какое слово задумал Чипполино, если в нем звук чстоит между гласными ы, о. (Бычок.) Возьмите первые звуки из слов галка, рак, айва, чай и составьте из них слово. Какое слово получилось? (Грач.) Замените первый звук г в этом слове на звук в. Какое слово получилось? (Врач.)

Чипполино слушал, слушал нас и сам заговорил.

От имени Чипполино логопед произносит слова с перепутанными слогами, а дети, переставляя слоги, называют слова правильно. Например: ли-ка-че... (качели), ка-чай...(чайка), дан-че-мо...(чемодан) и т.д. Слово чайка проговаривается медленно, по слогам и уточняется значение слова качай.

7. Творческие задания детей

Задайте Чипполино вопросы. Посмотрим, как он запомнил названия предметов.

Произношение звука ч в предложениях

Чипполино спрашивает, что вы сделали бы с этими предметами, если бы у вас была волшебная палочка. Загадайте свои желания. (Я хочу, чтобы...) А я хочу, чтобы люди не держали птиц в неволе. Послушайте, как просится чижик на волю.

9. Физминутка
Игра «Чижик».

Дети ходят по кругу, один ребенок, изображающий чижика, находится в центре круга.

Чижик в клеточке сидел. Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Чиж печально песню пел: Я на воле жить хочу.

— Миленькие деточки, Дети клетку открывают,

Откройте мою клеточку. Чижа на волю выпускают.

Психогимнастика

Изобразите печального чижика, сидящего в клетке. Откроем клетку. Изобразите чижа, улетевшего на волю. Покажите, как вы рассердились на мальчика, посадившего чижика в клетку.

Подбор родственных слов

Дети, мы с вами гостеприимные хозяева? Чем угостим Чипполино? (Калачами, печеньем конфеточками.) Напоим его ... (чаем). Устроим ... (чаепитие).

При затруднении логопед помогает наводящим вопросом: «Как сказать одним словом? (Чай пить — чаепитие.)

Что нам понадобится для чаепития? (Чашки, чайник, чайница, чай, чайные ложки, заварочный чайник.) Назовите похожие слова.

Дети называют.

Чем похожи эти слова? Ответы детей.

12. Звук ч в стихах

Водичку мы попросим у ручейка.

Ручеек, ручеек, И пирог испечем.

Дай водички на чаек. И, сверкая под лучами,

Мы чаек горячий Засмеялся ручеек.

Будем пить на даче. Быстро прыгнул с камня в чайник.

Пить с печеньем, с калачом. Дал водички на чаек.

Дети повторяют стихотворение хором вместе с логопедом. Не забудьте пригласить Чипполино на чаепитие.

Работа с буквами

Выставляются буквы ч, а, й, к, а, а затем — ч, и, ж, и, к.

Помогите Чипполино составить слова из этих букв. (Чайка, чижик.)

«Сломалась» пишущая машинка — одна буква не напечаталась. Угадайте пропущенную букву в этих словах: до_ка, мя-_ик. (Буква ч.)

Составление слова дочка из букв, преобразование этого слова путем замены первой буквы в слова точка, почка, кочка, бочка.

Итог занятия

Тема «Дифференциация звуков ч, т'»

НАШИ ГОСТИ — ИГРУШКИ

Материал.Игрушки (Буратино, обезьянка Чичи, кукла Катя, черепаха, утенок Тим, Чебурашка, котенок Тяпа); набор предметов (тесемка, мячик, колечко, телефон, чашка, носочки, тельняшка, тетрадь, полотенце, картина, платьице, пальтишко, беретик); кассы с буквами.

Ход занятия

Оргмомент

Изобразите утенка Тима: Тим — задавака, Тим — трусишка. Покажите, как котенок Тяпа просит молочка у своей хозяйки, как проказничает обезьянка Чичи.

Сообщение темы занятия

Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем сегодня изучать: «Поверчу волшебный круг, и меня услы-




шит друг» (телефон); «Что всегда идет, а с места не сойдет?» (часы); «Чудо-ящик — в нем окно, а в окошечке — кино» (телевизор). В отгадках вы услышали звуки ч, т', Сегодня мы будем их изучать.

3. Сравнение звуков ч, т' по артикуляционным и акус
тическим признакам

4. Произношение звуков ч, т' в словах

Вот телефон. Позвоните в Сказочную страну и пригласите к нам на занятие гостей. В их именах и кличках должны быть звуки ч, т'. Кого пригласим? (Чебурашку, черепаху Тортиллу, Буратино, утенка Тима, котенка Тяпу, куклу Катю). Узнавание слов по схемам.

5. Практическое усвоение глагола «хотеть»

Кто хочет поговорить с гостями? (Я хочу.) Мы... (хотим). А теперь спросите у меня. (Вы хотите поговорить?) Хочу. Я ... (хочу). Мы... (хотим). Вы... (хотите).

Наши рекомендации