Развитие фонематических представлений, памяти
Пулька забыл названия животных, напомним ему. Сначала ш.нжем животных, в названии которых есть звук б, потом — со жуком п.
13. Произношение звуков п, б в предложенияхРебята, а вы знаете, бывает ли зебра без полосок? (Зебра не
бывает без полосок.)
Составление предложений по опорным словам: верблюд, горб; черепаха, панцирь; павлин, красивый хвост; зубр, рога.А теперь составьте предложение о любом животном.
Анализ одного из предложений. Пора собираться домой. Садимся в ... (аэробус).
14. Развитие связной речиПроблемная ситуация.
Пока мы загружали животных, павиан забрался в кабину к пилотам. Что могло произойти?
Итог занятия
Какие звуки повторяли? Чем они похожи? Чем различаются?
23 Тема «Звуки п, п', б, б'»
ПИК И БИМ В ПЛЕНУ У БАРМАЛЕЯ
Материал.Изображения Бармалея, доктора Пилюлькина, доктора Айболита; игрушки и картинки с изображениями животных (белка, бурундук, гиппопотам, пума, черепаха, гепард, пони, зубр, бобр, зебра, питон, бизон, баран); музыкальные инструменты (балалайка, бубен, барабан).
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Изобразите сердитого Бармалея, доброго доктора Айболита, заболевших зверей.
Сообщение темы занятия
Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нем написано: «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Поросенок Пик, собачка Бим». Сегодня мы пойдем выручать из плена Пика и Бима и будем повторять звуки п, п', б, б'.
Сравнение звуков по акустическим и артикуляциейным признакам. Обозначение цветовыми символами
Произношение звуков в слогах и словах
Вот перед нами план, по которому мы должны идти. Куда указывает стрелка? (Прямо.)
Выставляется картинка с изображением леса.
Яслышу чью-то песенку: па-ба-па, бы-пы-бы, по-бо-по-бо, пи-бы-би-пи.
Дети повторяют.
Это песенка зверька, в названии которого первый звук б', последний — а. Кто это? (Белка.) Как называют ее детенышей? (Бельчата.) Какой первый звук в этих словах? Где живут бельчата? (В дупле.) «Бросьте» мне из этого слова изучаемый звук. (п) Белочка, где живет Бармалей? «Я не знаю, — отвечает Белочка, — может, Бурундук вам поможет?»
Выставляется изображение бурундука.
«Я укажу дорогу, — сказал Бурундук, — если вы выполните мое задание. Замените звук бв моих словах на звук п и назовите новое слово: балка ... (палка), бочка... (почка), блошки... (плошки), борт... (порт). А в следующих словах замените звук п' звуком б': пел ... (бел), пить... (бить). Теперь первый звук в словах замените звуком п': лесенка ... (песенка), речка... (печка), лесок... (песок), лень... (пень). Молодцы! Выполнили мое задание. Слушайте внимательно. Направо пойдете, до болота дойдете — там живет Бегемотик Плюх, он вам покажет дорогу». А вот и Бегемотик Плюх. Каким кружочком вы обозначите звук б', а каким — звук л? В каком слове услышали мягкий согласный звук? (В слове бегемотик.) Какой первый звук в слове Плюх} (Звук п.) А теперь поздоровайтесь с Беге-мотиком. Что вы ему скажете? (Здравствуй, Бегемотик Плюх! Мы ищем дорогу к замку Бармалея. Помоги нам, пожалуйста.) «Помогу, — отвечает Бегемотик, — только сначала помогите мне исправить некоторые слова в двустишьях:
Вода бежит в прохладной печке... (речке).
Поленья полыхают в речке... (печке).
Все уселись мы на песенку... (лесенку),
И поем мы дружно лесенку... (песенку).
Я нажимаю на медали... (педали),
Чтоб первым получить педали... (медали).
На пляже тепленький лесок... (песок),
Вдали березовый песок... (лесок).
Далеко идти мне пень... (лень),
Лучше сяду я на лень... (пень).
Лечит от болезней пекарь... (лекарь),
Хлеб печет умелый лекарь... (пекарь).
И. Лопухина
Дети исправляют Бегемотика Плюха, называют слова-рифмы со звуком я'.
«Молодцы! — сказал Бегемотик, — я расскажу вам, как и.и'гги дорогу к замку Бармалея. Болото обойдете, направо пой-
IH'TO».
Показываются направления.
«Потом увидите большой забор. За забором живут два док-юра — Пилюлькин и Айболит. Они вам покажут, куда идти
мллыде».
Падежное управление
На приеме у доктора Айболита животные, в названии которых есть звуки и, б, а у доктора Пилюлькина — со звуками п', б'. Кого лечит доктор Айболит? (Пуму, антилопу, черепаху, гепарда, пони, зубра, барана, бобра, зебру.) А доктор Пилюлькин лечит... (питона, бизона, петуха).
6. Произношение звуков п, б, п', б' в предложениях. Раз-питие воображения
Все животные здоровы. Придумайте, что будут делать животные, если попадут в цирк.
Выставляются музыкальные инструменты (настоящие, игрушечные или их рисунки): балалайка, бубен, барабан, детское пианино. Составление предложений детьми. Анализ одного предложения
Физминутка
Имитация выступлений цирковых животных и угадывание — кто выступает.