VI. Развитие фонематических представлений.

Игра «Кляксы».

На плакате написаны в столбик слова (рядом могут быть наклеены соответствующие предметные картинки). Все слова имеют общий слог, на месте которого — большая клякса.

Дети читают слова (называют картинки), определяют общий слог и его место в словах.

Например:

Воробышек, корова, ворона, горошек, мороженое.

Рама, ранец, радуга, ракушка, раковина.

VII. Домашнее задание.

1. Придумать предложения к картинкам из альбома.

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Дать устный анализ слов со звуком [р].

VIII. Подведение итогов работы.

IX. Индивидуальная работа.

Урок 15
Автоматизация звука [р] в предложениях

Лексическая тема: Устное народное творчество.

Цель: автоматизировать звук [р]в предложениях, работать над развитием фонематического анализа, развивать мыслительные процессы.

Оборудование: зеркало, игрушки, предметные картинки, альбомы, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

III. Работа над артикуляционной моторикой.

1. Упражнение «улыбка» — «трубочка» (при произнесении гласных у — и).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её.

Купи кипу пик.

2. Работа над широким раствором рта — «трубочкой» (при произнесении гласных а — у).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её:

Эта дуда и туда и сюда.

3. Работа над «улыбкой» — «коробочкой» (при произнесении гласных и — ы).

Логопед произносит скороговорку. Дети (глядя в зеркала) повторяют её.

На былинке пылинка, пылинка на былинке.

IV. Коррекция изолированного звука.

Логопед демонстрирует игрушечных домашних животных — кошку, собаку.

Дети по очереди имитируют урчание кошки и рычание собаки (меняя высоту голоса).

V. Автоматизация звука [р] в слогах.

Дети (по тетради) читают слоговые таблицы уроков № 8-10.

VI. Автоматизация звука [р] в словах.

Логопед показывает детям предметные картинки слов, которые встречаются им на уроке.

Дети произносят слова.

Топоры, каравай, перо, овраг, сорока, розы, горох, мороз.

VII. Автоматизация звука [р] в предложениях. Фонематический анализ слов.

Проверка домашнего задания.

VIII. Работа над звуком [р] в пословицах и поговорках.

1. Игра «Прочитай по карточкам».

О дружбе

Ссора до добра не доведёт.

Добро век не забудется.

Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось.

О труде

Раньше встать — много успеть.

Кто не работает — тот не ест.

На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай.

О Родине

Человек без Родины — соловей без песни.

Тот герой, кто за Родину горой.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

О природе

Растение — от оврагов спасение.

Без рос и овёс не рос.

О грамоте

Написано пером — не вырубишь топором.

Пишут не пером, а умом.

2. Игра «О чём эти пословицы?».

Дети читают пословицы по карточкам и озаглавливают каждую.

а) Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

Мир не без добрых людей.

Для друга семь вёрст — не околица.

б) Не сиди с ложа руки.

Большой говорун — плохой работник.

Каков столяр — таков у него и инструмент.

в) Грамота — к мудрости ступенька.

С грамотой — вскачь, без грамоты — хоть плачь.

г) Труд человека кормит, а лень — портит.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

IX. Работа над звуком [р] в скороговорках.

Логопед (говорит и отбивает ритм): От топота копыт пыль по полю летит.

Дети учатся произносить скороговорку в медленном, среднем и быстром темпе.

1. Игра «Повтори».

Логопед: Достань, рыбак, рыбу со дна.

Рыбак рыбака видит издалека.

Сорок сорок в короткий срок съели сырок.

На острую косу много покосу.

Наша серая кошка сидела на крыше,

А ваша серая кошка сидела выше.

Дети повторяют.

2. «Дополни по картинкам».

топоры
Дети читают начало .скороговорок по доске и дополняют словом, показанным логопедом на картинке.

До поры лежали

 
 
роз

горошком
В саду рос куст

мороз
Наша дорожка усыпана

Был бы покос, да настал

X. Домашнее задание.

1. Записать в тетрадь пословицы с карточек (каждому ребёнку по карточке).

2. Найти в них слова со звуком [р].

3. Уметь дать устный анализ этих слов.

XI. Подведение итогов работы.

XII. Индивидуальная работа.

Урок 16
Автоматизация звука [р] в предложениях

Лексическая тема: Грибы.

Цель: автоматизировать звук [р] в предложениях, работать над развитием фонематического восприятия и анализа, развивать мыслительные процессы.

Оборудование: зеркала, игрушки, предметные картинки, тетради, счётные палочки, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение цели урока.

Наши рекомендации