Игра на развитие зрительного восприятия

Проводится на основе игры «Цветы и мотыльки». Дети подбира­ют для каждого мотылька цветок такого же цвета.

Понимание многозначности слов

Кто это выглядывает? (Лиса.) У нее два ... (лисенка). Ска­жите о ней ласково. (Лисонька, лисичка.)

Выставляется гриб-лисичка, а затем прочитывается стихотворение.

Кто вы?

— Мы лисички, Дружные сестрички.

— Ну, а вы-то кто же?

— Мы лисички тоже!

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой...

А. Шибаев

Почему грибы назвали лисичками? А вот еще гриб! Это масле­нок. Знаете, почему его так назвали? У него шляпка словно масли­цем смазана, скользкая. У кого еще «маслена головушка»?

Чьи рога показались из-за деревьев? (Оленьи.) Здесь бродили мама ... (олениха), большой ... (олень) и маленький ... (олененок). Они едят ... (ягель) — так называется мох. Кого вы еще увидели на другой полянке? Зеленую ... (лягушку), длинноногую ... (цаплю).

Физминутка

Мы по лесу шли, шли, шли,

Земляничку нашли.

Сели, съели, дальше пошли.

Мы по лесу шли, шли, шли

И малину нашли.

Присядем на полянке и споем песенку.

Пение песенки «По малину в сад пойдем...», ел. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко. Слово «сад» заменяется словом «лес». Дети имити­руют движения по тексту попевки, затем поют песню.

Образование прилагательных и существительных

По дороге домой мы увидели ... (клюкву, калину, облепиху). Принесли маме много ... (земляники, малины). Мама сварила варенье из малины — ... (малиновое), из земляники — ... (зем­ляничное). Какое ваше любимое варенье?

Логопед предлагает попробовать на вкус какое-либо варенье.

Какой сок можно получить из калины, из облепихи?

Составление предложений по заданному слову

Расскажите, что мы видели в лесу. Я назову слово, а вы при­думайте предложение. Опорные слова — ели, ягель, земляни­ка, лютики, полянка.

13. Анализ словесного состава предложения. Выклады­вание схемы предложения

Составление коллективного рассказа «Прогулка в лес» либо чтение сказки Г. Юдина «Лисенок и лягушонок»

Итог занятия

16 Тема «Звуки х, х'»

ХОМЯК-ХВАСТУН

Материал.Игрушки или плоскостные фигурки для флане-леграфа(хомяк, петух, слониха, зайчиха, черепаха, Винни-Пух, Хрюша), картинки (охотник, художник, подсолнух, хоккеисты, холодильник, мох).

Ходзанятия

Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы пля­сали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»

Сообщение темы занятия

Выставляется игрушка или плоскостная фигурка хомячка.

Кто это? (Хомяк.) Его зовут Хомка. Этот Хомка такой хвасту­нишка! Он утверждает, что все и обо всех знает. Хомячок, знаешь ли ты, с какого звука начинается слово хомяк? (Со звука о.) Вы со­гласны с ним? (Нет.) Какой первый звук вы услышали в словах хомяк, хвастун? (Звук х.) Сегодня мы будем слушать и произно­сить звук х и звук х'. Звук х' — братец звука х. Они очень похожие и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.

3. Характеристика звуков х, х' по артикуляционным и акустическим признакам

Обозначение этих звуков цветовыми символами. Определение их места в Звуко-буквенном городе — звук х располагается в Синем замке, а звук х' — в Зеленом замке.

4. Произношение звуков х, х' в слогах

Знаете, как смеялись звери над хвастливым хомяком: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Хи-хи-хи! Хи-хи-хи!»

Слоги произносятся со сменой ударения и с изменением тембра и силы голоса.

Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов

Мох, пух

Удивлял своими рассказами Хомяк. «Ух! Ух!» — восклицали дру­гие хомячки. Сколько звуков вы услышали в восклицании? (Два.) Обозначьте звуки кружочками. Почему вы положили первым красный кружок? (Звук у— гласный. Он живет в Красном замке.) Как смеялись звери? (Ха-ха-ха!) Обозначьте слог ха кружочками. А сей­час «ловите» звук х'. К нему я «бросаю» звук и. Какой слог получится? (Хи.) А это задание еще труднее. «Ловите» звук м, звук о, звук х. Обозначьте эти звуки кружочками. Какое слово получилось? (Мох.) Выставляются картинки с изображением мха и тополя.

Какое это дерево? (Тополь.) Хомяк Хомка сочинил чистого-ворку: «Ух, ух, ух, с тополей слетает мох». Правильно ли он сказал? Какое слово подходит? (Пух.) Каким звуком вы допол­нили слог ух, чтобы получилось это слово? (Звук п.) Изменится ли схема слова? Чем похожи слова мох, пух?

Ответы детей.

Какой гласный звук вы услышали в слове мох? А в слове пух? Скажите Хомке, какие гласные звуки мы знаем (а, у, и.)

6. Произношение звуков х, х' в словахВыставляются игрушки или плоскостные картинки.

Пригласим к Хомке друзей. Кого позовем? (Винни-Пуха, Пе­туха, Хрюшу, Черепаху, Слониху, Зайчиху.)

Развитие слуховой памяти

Винни-Пух предлагает нам запомнить и повторить слова муха, ухо, пух, мох.

Повторение детьми.

А теперь послушаем, повторим и запомним следующие слова: муха, ухо, уха,пух, мох.Какое новое слово появилось? (Уха.) Какие слова на него похожи? (Ухо, муха.)

8. Определение позиции звука х. Выкладывание кру­жочка, обозначающего звук х, в окошко домика

Хрюша хочет, чтобы мы угадали пропущенный звук. Слу­шайте слова с пропущенными звуками и называйте их: __оло-

дильник ... (холодильник),__удожник... (художник), о__отник ...

(охотник),__алва ... (халва),__ек ... (хек), му__а ... (муха). А

теперь будем исправлять слова, которые Хомка не научился пра­вильно произносить.

Логопед делает преднамеренные ошибки, произнося слова от имени Хомки.

На стекле сидит мута. (Нет, муха.) Картину рисует тудож-ник. (Художник.)

Затем произносятся слова с пропущенным звуком, а дети назы­вают пропущенный звук.

Подсолну__... (х), __оккей... (х), __оккеисты... (х), __обот... (х), сме__... (х), пету__... (х).

Черепаха предлагает нам послушать стихи, в которых пропу­щено одно слово. Помогите ей, дополните нужное слово. Все укутал мягкий снег, Словно теплый белый ... (мех). От лисицы во весь ... (дух) Мчится по полю ... (петух). Догнала его лисица — Полетел по ветру ... (пух).

Физминутка

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает

Щечки моет, шейку трет. ___..„

Дети имитируют все движения хомяка.

10. Звуки х, х' в предложениях

Дети, чьи задания мы выполняли на сегодняшнем занятии? (Хрюши, Черепахи, Винни-Пуха.) А сейчас составим предло­жения со словами слониха, зайчиха, ежиха, петухи. У кого слоненок? У кого ежонок?

Дети составляют предложения разных конструкций.

11. Звуки х, х' в загадках и стихах

Хомка говорит, что может отгадать все наши загадки. Зага­даем ему загадки. «Кто над нами вверх ногами?» Хомка гово­рит, что это потолок. Правильно ли он ответил? (Нет, это муха.)

В нашей кухне целый год Мягкий, пышный и душистый

Дед Мороз в шкафу живет. Он и черный, он и белый,

(Холодильник.) Он и черный, он и белый, (Хлеб.)

Назовите хлеб ласково. (Хлебушко.) Почему говорят: «Хлеб — всемуголова!»

Ответы детей.

Какой звук вы услышали в отгадках? (Звук х.) Где вы услы-Шализвук х в словах-отгадках? (В слове муха— в середине слова. В словах хлеб, холодильник— в начале слова.) А сей­час послушайте стихотворение о хомяке. Хомяк зимою, в холод лютый Не хочет мерзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землей.

В. Лунин

Дети повторяют стихотворение хором, называют слова со звука­ми х, х'.

Наши рекомендации