Выделение гласных звуков из середины слов

Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его кличке. (Гласный а.) А в кличке Нуф-Нуф? (Звук у.) Какие это звуки? (Гласные звуки.)

6. Произношение звуков н, н' в словах и словосочетаниях

Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения. Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук н') Что посла­ли поросята своим друзьям? (Приглашения.) Кто к ним пришел?

Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, же­ребенок, верблюжонок.

■ Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н.)

Показывается игрушка-волчонок.

Кого они не пригласили? (Волчонка.) Он решил им «насо­лить». Как вы понимаете это слово?

Рассуждения детей.

Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда дальше идти — направо, налево или напрямик.

Показ детьми направлений.

Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н. (Длинной тропинке, напрямик, направо, налево.)

Перед детьми вывешивается схема, уточняется слово напрямик

Подбежал Волчонок к домику Нуф-Нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных.) Значит, домик ... (деревянный). У Ниф-Нифа домик из соломы, значит, он ... (соломенный). У Наф-Нафа домик ... (кирпичный).

7. Произношение звуков н, н' в предложениях. Состав­ление предложений по заданным словам

Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа? Ответы детей.

Составьте предложения со словами пустился, набросился, наутек, незваный гость, проказничать, прогнали.

Дети составляют предложения с названными словами.

Физминутка

Дети танцуют под музыку В. Шаинского из мультфильма «Три поросенка».

9. Усвоение предлога на в составе предложений. Под­бор антонимов

Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф пригласили гостей к столу. Где стояли тарелки? (На полке, на столе.) Где сидели гости? (На скамейке, на стуле.) Ниф-Ниф предлагает гостям и нам игру «Скажи наоборот». Под ... (на), высоко ... (низко), напра­во... (налево), вверх ... (вниз), день ... (ночь), верх ... (низ), верхний ... (нижний), вперед ... (назад).

10. Развитие зрительного восприятия, памяти. Усвое­ние родительного падежа существительных

Наф-Наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-Наф.

Убирается по одной или две игрушки, и дети отгадывают, кого не стало.

Проблемная ситуация

Пока они играли, стало темно, значит, наступила ... (ночь).

Выставляется картинка с изображением ночного пейзажа. Как вы догадались, что это ночь? (Темное небо, светит луна.) Увидев луну, гости вспомнили, что их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них все в порядке? (Можно позвонить по телефону.) Что они сказали мамам? Ваши ответы должны начинаться со слов надо, можно. Рассуждения детей.

Надо, можно и нельзя — Всем знакомые слова.' Надо маме помогать. Можно с другом погулять. Но нельзя без разрешенья Нам из дома убегать.

Назовите слова со звуками н, н'. Чего нельзя делать в детс­ком саду? А дома? Ответы детей.

12. Знакомство с буквой н

Буква н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква н? (На букву и.)

Н надела поясок. Буква Н надела ровно, И надела поясок. Буква И — наискосок.

А. Шибаев

Буква н выставляется в Голубом замке. Найдите букву нв замке. Выложите ее из палочек. Станьте парами, изобразите букву н. А те­перь поможем нашим друзьям — Наф-Нафу, Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу. Заспорили они о первой букве их кличек. Наф-Наф и Нуф-Нуф утвер­ждают, что их клички пишутся с буквы н, а Ниф-Ниф говорит, что в его кличке первая буква н'. Кто из них прав, ведь первые звуки в их кличках разные — ни н'? И Наф-Наф с Нуф-Нуфом и Ниф-Ниф правы, так как звуки н, н' обозначаются одной ... (буквой н).

13. Чтение слогов на, но, ни, ну

Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф.Подставля­ются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слога.

Итог занятия

13 Тема «Звуки м, м' и буква м»

СЕМЬЯ

Материал.Сюжетная картинка «Семья», предметные картинки (дом, мак, молоток, машина, самолет, гармонь, малина и др.); цветовые символы, домик для определения, позиции звуков, буквенные кассы.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? (Плачем, убега и, прячемся, смеемся, защищаемся, молчим, боимся поше-х длиться.)

Разыгрываются две-три сценки.

Сообщение темы занятия

Выставляется картинка «Дом».

Что это? {Дом.) Какой последний звук вы услышали в этом юве? (Звук м.)

Выставляется картинка «Семья».

В доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине ого слова? (Звук м\) Сегодня будем изучать звуки м, м'.

3. Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и ^устическим признакам

Чем мы произносим звуки м, м'? (Губами.) Посмотрите на ш губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук м', и ть-чуть сердятся, когда произносят звук м. Обозначение этих звуков цветовыми символами.

Наши рекомендации