Выделение гласных звуков из середины слов
Скажите Наф-Нафу, какой гласный звук есть в его кличке. (Гласный а.) А в кличке Нуф-Нуф? (Звук у.) Какие это звуки? (Гласные звуки.)
6. Произношение звуков н, н' в словах и словосочетаниях
Сегодня у Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа день рождения. Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук н') Что послали поросята своим друзьям? (Приглашения.) Кто к ним пришел?
Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.
■ Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н.)
Показывается игрушка-волчонок.
Кого они не пригласили? (Волчонка.) Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово?
Рассуждения детей.
Направился Волчонок к поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда дальше идти — направо, налево или напрямик.
Показ детьми направлений.
Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н. (Длинной тропинке, напрямик, направо, налево.)
Перед детьми вывешивается схема, уточняется слово напрямик
Подбежал Волчонок к домику Нуф-Нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных.) Значит, домик ... (деревянный). У Ниф-Нифа домик из соломы, значит, он ... (соломенный). У Наф-Нафа домик ... (кирпичный).
7. Произношение звуков н, н' в предложениях. Составление предложений по заданным словам
Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-Нафа, Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа? Ответы детей.
Составьте предложения со словами пустился, набросился, наутек, незваный гость, проказничать, прогнали.
Дети составляют предложения с названными словами.
Физминутка
Дети танцуют под музыку В. Шаинского из мультфильма «Три поросенка».
9. Усвоение предлога на в составе предложений. Подбор антонимов
Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф пригласили гостей к столу. Где стояли тарелки? (На полке, на столе.) Где сидели гости? (На скамейке, на стуле.) Ниф-Ниф предлагает гостям и нам игру «Скажи наоборот». Под ... (на), высоко ... (низко), направо... (налево), вверх ... (вниз), день ... (ночь), верх ... (низ), верхний ... (нижний), вперед ... (назад).
10. Развитие зрительного восприятия, памяти. Усвоение родительного падежа существительных
Наф-Наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-Наф.
Убирается по одной или две игрушки, и дети отгадывают, кого не стало.
Проблемная ситуация
Пока они играли, стало темно, значит, наступила ... (ночь).
Выставляется картинка с изображением ночного пейзажа. Как вы догадались, что это ночь? (Темное небо, светит луна.) Увидев луну, гости вспомнили, что их ждут мамы. Как сообщить мамам, что у них все в порядке? (Можно позвонить по телефону.) Что они сказали мамам? Ваши ответы должны начинаться со слов надо, можно. Рассуждения детей.
Надо, можно и нельзя — Всем знакомые слова.' Надо маме помогать. Можно с другом погулять. Но нельзя без разрешенья Нам из дома убегать.
Назовите слова со звуками н, н'. Чего нельзя делать в детском саду? А дома? Ответы детей.
12. Знакомство с буквой н
Буква н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква н? (На букву и.)
Н надела поясок. Буква Н надела ровно, И надела поясок. Буква И — наискосок.
А. Шибаев
Буква н выставляется в Голубом замке. Найдите букву нв замке. Выложите ее из палочек. Станьте парами, изобразите букву н. А теперь поможем нашим друзьям — Наф-Нафу, Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу. Заспорили они о первой букве их кличек. Наф-Наф и Нуф-Нуф утверждают, что их клички пишутся с буквы н, а Ниф-Ниф говорит, что в его кличке первая буква н'. Кто из них прав, ведь первые звуки в их кличках разные — ни н'? И Наф-Наф с Нуф-Нуфом и Ниф-Ниф правы, так как звуки н, н' обозначаются одной ... (буквой н).
13. Чтение слогов на, но, ни, ну
Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф.Подставляются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слога.
Итог занятия
13 Тема «Звуки м, м' и буква м»
СЕМЬЯ
Материал.Сюжетная картинка «Семья», предметные картинки (дом, мак, молоток, машина, самолет, гармонь, малина и др.); цветовые символы, домик для определения, позиции звуков, буквенные кассы.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? (Плачем, убега и, прячемся, смеемся, защищаемся, молчим, боимся поше-х длиться.)
Разыгрываются две-три сценки.
Сообщение темы занятия
Выставляется картинка «Дом».
Что это? {Дом.) Какой последний звук вы услышали в этом юве? (Звук м.)
Выставляется картинка «Семья».
В доме живет семья. Прислушайтесь, какой звук есть в середине ого слова? (Звук м\) Сегодня будем изучать звуки м, м'.
3. Характеристика звуков м, м' по артикуляционным и ^устическим признакам
Чем мы произносим звуки м, м'? (Губами.) Посмотрите на ш губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук м', и ть-чуть сердятся, когда произносят звук м. Обозначение этих звуков цветовыми символами.