Развитие слуховой памяти и просодии
Послушайте стихотворение о гласных звуках:
Гласные песенку звонкую тянут — и-и-и.
Могут заплакать — о-о-о и застонать — у-у-у-у-
Могут качать в колыбели Аленку — а-а-а.
Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ay! Ay!»
Легко летят они в высоту — а-и-о-у! Повторение детьми звукового ряда — а-о-у-и. Какой звук исчез из ряда а-у-и?
5. Произношение звука о в словах. Выделение звука о [3 середины слов
Выставляются фигурки дедушки и бабушки. Это — бабушка Оля и дедушка Осип. Повторите их имена, какой первый звук в этих словах? (Звук о.) А вот их дом. Есть ли звук о в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? (В середине слова.) В вашем Звуковом домике звук о займет среднее окошко. Дом бабушки Оли и- дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? (У озера.) Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? (Осень.) Отпуск у нас будет ... (осенью). Повторите слова со звуком о. (Отпуск, отдых, осень, озеро.) те вы произносили звук о в этих словах? (В начале слова.)
Садимся в поезд, едем к дедушке ... (Осипу) и бабушке ... (Оле). Паровоз, паровоз, все вагончики повез. Вот и приехали. Поздоровайтесь: «Добрый день!» Кто сидит на крылечке дома? (Кот.) «Разбросайте» звуки слова кот. Изменится ли место звука о в Звуковом домике? Объясните, почему не изменится. Кого мы увидели во дворе? (Ослика.) На лужайке ходят ... (козы, овцы, кони, коровы). Повторите слова, в которых звук ослышится в середине. В каких словах звук о стоит на первом месте? (Овцы, ослик.)
Развитие фонематических представлений
Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (Горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры.) Бабушка приготовила нам угощение, угадайте какое? Из фруктов сварила ... (компот). Из муки испекла ... (торт, пирожные, пирог). Дедушка Осип очень любит кофе. Какой первый звук в слове кофе? (Звук к.) Какой звук слышится после звука к? (Звук о.) Который по счету звук о? (Второй.)
Физминутка
Покажите бабушке Оле и дедушке Осипу, как мы умеем изображать овощи.
Игра-пантомима «Толстячки-худышки». Изобразите ворчливый горох.
- Ох, ох, ох! — разворчался горох. — Ох и трудно жить в стручке, Если дверца на крючке.
Дедушка Осип спрашивает, сможете ли вы показать, как убирают овощи?
Дети имитируют уборку разных овощей.
Падежное управление
А сейчас дедушка Осип приглашает нас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере.) Куда мы пришли? (К озеру.) Посмотрите, какие большие волны. Покажите руками, как они перекатываются. Есть ли звук о в слове волны? Где вы его произносили? Где плещутся волны? (На озере.) Я вижу большого окуня. Кого вы увидели? (Окуня.) Забрасывайте удочки. Тащим, тащим — вытащили. Это... (сом). Где услышали звук о? (В середине слова.) Пора возвращаться к бабушке Оле. Идем по дорожке. Посмотрите на небо. Что плывет над нами? (Облако.) Облако большое, нежно-голубое. Повторите слова со звуком о. (Облако, большое, голубое.)
Работа над предложением
Расскажем бабушке Оле, где мы были и что видели. Я начну предложение, а вы заканчивайте. Мы подошли ... (к озеру). Над нами проплывало ... (голубое облако). На озере мы поймали ... (окуня). Большая рыба ... (сом) чуть не утащила нас в (озеро). На озере плескались огромные ... (волны).
Воспроизведение предложения по одному слову. Анализ предложения «Мы поймали окуня». Игра «Живые слова».
10. Знакомство с буквой о
Выставляется Красный замок, в котором уже находится буква о. Какая новая буква появилась в замке? На что она похожа? 'На колесо, на баранку.)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы смогла.
Е. Тарлапан
Чтение слогов ко, то и слова кот. Изменение слова путем перестановки букв: ток — кот.
Итог занятия
Какую новую букву вы узнали? Сколько гласных звуков вы иете? Попрощайтесь с бабушкой Олей и дедушкой Осипом, кажите им спасибо.
12 Тема «Звуки н, н' и буква н»
ТРИ ПОРОСЕНКА
Материал.Игрушки (три поросенка — Наф-Наф, Ниф-Ниф, /ф-Нуф, волчонок, щенок, львенок, жеребенок, верблюжонок); эбражения домиков (соломенный, деревянный, кирпичный); цве-!ые символы звуков, разрезная азбука, палочки.
Ход занятия 1. Оргмомент
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»: «...Никакой на :вете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь...» Чья это песенка? (Песенка трех поросят.) Как их звали? Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Изобразите сердитого волка. А тас изобразите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.
Сообщение темы занятия
Сегодня сочиним свою сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и будем изучать звуки н, н'.
3. Характеристика звуков н, н' по артикуляционным и акустическим признакам
Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф?
Обозначение звуков н, н' цветовыми символами. В каком замке будет жить звук н? (В Синем замке.) Звук н' поселим в ... (Зеленый замок.)
4. Произношение звуков н, н' в слогахЗадания даются от имени поросят.
Догадайтесь, какой слог лишний в этих рядах: на-но-ма, ну-на-но-мы, на-но-ну-ни.
Анализ слогов на, ну, ни.