Знакомство с термином «Речевой звук»

Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Раз­ные звуки».

Где-то собаки рычали:

— Р-р-р!

В стойле коровы мычали:

— Мммуу!

В комнате мухи жужжали:

— Жжж!

Мимо машины бежали:

— Тррр!

Гудели от ветра все провода:

— Зззнь!

Капала в кухне из крана вода:

— Динь! Перекликались в ночи поезда:

— Ууу! Ууу!

Листья на ветру шумели:

— Тсс!

Змеи в лесу шипели:

— Шшш!

А комары все пели:

— Ззз!

Непоседа мячик днем и ночью Успокоиться не хочет:

- Пам! Пам!

Куклы кашляют в постели -Днем мороженое ели!

— Кхх! Кхх!

Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)

Как перекликались поезда? (Ууу!) Вы сегодня еще не смо­жете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их про­износить.

Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.

Физминутка

Пантомима «Прогулка в лес». Ходьба с высоким подниманием колен.

Перешагиваем через высокую траву. Перепрыгиваем через лужу. Прыжки на двух ногах.

Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! При­слушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.

Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.

Ветер утих. Будем собирать грибы. Мы по лесу шли, шли, подосиновик (подберезовик, боровик) нашли.

Произношение отдельных звуков. Развитие просодии

Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?

Дети надевают маски. Повторение детьми «песенок» зверей с из­менением силы и высоты голоса.

За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т(тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш(без голоса).

Ознакомление с органами артикуляционного аппарата

Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот -- до­мик звуков.

В домике этом Красные двери, Рядом с дверями — Белые звери. Любят зверушки Конфеты и плюшки.

Н.В. Новотворцева

В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь -губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (гу­бами). Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.

Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос про­снулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альве­олы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полос­кать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)

Артикуляционная гимнастика

Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а те­перь улыбнитесь.

Упражнения для губ и языка.

А еще надо научиться правильно дышать.

Упражнение на дыхание «мячик-ямка».

Итог занятия

Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)

Тема «Знакомство со словом»

САД. ЛЕС. ЗВУКОВЫЕ ЗАМКИ

Материал.Предметные картинки (обитатели леса, фрукты, цве­ты); сюжетные картинки «Сад», «Лес»; Звуковые замки красного, синего и зеленого цвета; кружочки — символы звуков; кукла.

Ход занятия

Оргмомент

Дети, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха. Встаньте в круг. Скажем вместе:

*

Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, Закричали: «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек. Оля, встань в круг, закрой глаза и узнай, кто подает голосок.

Один из детей произносит: «Ква-ква-ква». Девочка называет имя ребенка.

Психогимнастика. Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку.) Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите на травку.

2. Закрепление понятия «звук»

Выставляется несколько панно: Звуковые замки — красного, си­него и зеленого цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Машенька. Она рассказала мне та­кую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Машеньку в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые замки. Какого они цвета? Этот замок ... (красный). Этот ... (зеленый). А этот ... (синий). В окошках замков Машенька увиде­ла кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному замку, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а». Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». По­дошла Машенька к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш,ж-ж-ж, б-б-б». В Зеленом замке пе­сенки звучали нежнее: «Л'-л'-л', м'-м'-м'». Я вместе с Машень­кой нажимаю на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у,а-а-а». Споем их вместе. Думает Машенька: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы дога­дались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р), некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).

3. Ознакомление с понятием «слово» Волшебница пригласила Машеньку в свой сад. Выставляется картинка «Сад».

Что увидела Машенька в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Волшебница приглашает Машеньку и нас в лес. Кого мы уви­дели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много... (слов). Машенька спраши­вает: почему звучат слова? (Потому, что в них есть звуки.) Слова состоят из звуков.

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука. Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы — громко и быстро: Мммааал'л'л'ииин-на, л'л'л'ииссаа. (Малина, лиса.)

Выставляется картинка «Мак», а под ней — три кружочка.

Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки м, а, к. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой — звук а, вправо — звук к. Опять «собе­рем» их — м, а, к. Получилось слово ... (мак). Все слова состо­ят из звуков.

Физминутка

Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название жи­вотного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами. Называются слова зайка, волк, лиса, медведь.

А сейчас вы изобразите деревья и листочки, которые качает ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят паль­цами.

Сильный ветер — качаются деревья. Наклоны туловища.

Осенние листочки на веточках сидят, Осенние листочки детям говорят: Осиновый: «А-а-а». Рябиновый: «И-и-и». Березовый: «О-о-о». Дубовый: «У-у-у».

5. Дифференциация понятий«звук — слово»

Присядем на лесной полянке. Попрощаемся с листочками до будущей весны и вместе с ними скажем: «А-о-у-и». Машенька спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Зву­ки.) А сейчас скажите по два слова. Я «положу» ваши слова в этот красивый сундучок.

Дети называют слова, логопед кладет полосочки в сундучок.

6. Усвоение понятий«живой — неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла.

Дети, чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она -неживая. Она — кукла.) Нина, кто ты? (Девочка.) Миша, кто ты? (Мальчик.) Все вы ... (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных. Это — живые существа. Если мы не знаем названия живот­ного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.

У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слы­шать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Выставляются картинки с изображением живых и неживых пред­метов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?»

Наши рекомендации