Вопрос 59. Киномонтаж, его основные функции и виды.
Киномонтаж — творческий и технический процесс в кинематографе, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. В 1917 г., Л.Кулешов провел ряд экспериментов, которые станут хрестоматийными объяснениями двух главных функций монтажа в кино . Первый эксперимент — «географический». При правильной организации действия актёров в соседних кадрах, после монтажа, действия героев будут восприняты зрителем, как продолжающиеся непрерывно в едином пространстве. Главный вывод — нужно уметь правильно организовать и направить действие актеров в соседних кадрах. тогда в сознании зрителя сложится впечатление единого пространства, а действия героев в этом пространстве будут восприняты как продолжающиеся непрерывно. Второй эксперимент — эффект Кулешова: один и тот же кадр получает разную трактовку в зависимости от содержания следующего за ним другого кадра.
1. Виды монтажа по линейности
Линейный монтаж происходит чаще в реальном времени. Видео из нескольких источников (проигрывателей, камер т. д.) поступает через коммутатор на приёмник (эфирный транслятор, записывающее устройство). В этом случае переключением источников сигнала занимается режиссёр линейного монтажа.
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты (предварительно видео может быть преобразовано в цифровую форму), после чего фрагменты записываются в нужной последовательности, в нужном формате на выбранный видеоноситель. При этом фрагменты могут быть урезаны, то есть не весь исходный материал попадает в целевую последовательность; подчас сокращения бывают очень масштабными.
2. Виды монтажа по логике построения видеоряда
Последовательный монтаж – эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий, выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является простым и интуитивно понятным зрителю, поэтому-то и находит самое широкое применение.
Параллельный монтаж – чередуя фрагменты сцен с одновременно происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь, сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте, тогда зритель будет ожидать продолжения с интересом и вниманием.
Строящийся монтаж – специально подобранным чередованием кадров можно натолкнуть зрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между событиями, возможно, независимыми на самом деле. Последовательность показанных действий влияет на вывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем по схеме: «после того — значит по причине того». Рассмотрим в качестве примера перестановки нескольких кадров.
Сравнительный монтаж применяют для придания сценам эмоциональной окрашенности, а всему фильму — определенного настроения. С его помощью можно подчеркнуть авторскую точку зрения на представленные события.
Ассоциативный монтаж – чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль о подобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Например, это могут быть метафоры: человек-монумент, человек-птица, человек-чайник. Такой монтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности событий и явлений, символичности происходящего на экране.
Интеллектуальный монтаж – целью является отображение мыслей, воспоминаний, устремлений человека. Часто сцену начинают и заканчивают наплывом кадров, отображающих реальные и мыслимые объекты. Можно воображаемое сделать полупрозрачным и наложить его на подложку с изображением реальности в течение всего времени показа (или наоборот), оба кадра не должны отображать динамичных объектов одновременно.
Вопрос 60. Профессия художника-постановщика: задачи, сфера ответственности и должностные обязанности. Основные функции и выразительные средства художника-декоратора, художника по костюмам, художника-гримера.
Художник-постановщик – участник творческой группы, работающей над фильмом, один из ключевых специалистов, отвечающих за визуальное решение фильма. Наряду с режиссером и оператором, один из главных создателей изобразительного решения фильма.
Основная задача художника постановщика — с помощью изобразительных экспликаций, эскизов и раскадровок перевести словесный ряд сценария в визуально-пластический ряд будущего фильма, одновременно адаптировав его к реальным условиям съемок, т. е. дав соответствующие указания и рекомендации для построения декорации, выбора натуры, реквизита, костюмов, композиции отдельного кадра и т. д. Как правило, в съемочной группе в обязанности художника-постановщика входит координировать и контролировать работу художник-декоратора, художника по костюмам, гриму, мебели, реквизиту,комбинированным съемкам и т. д.
Играя незаменимую роль в постановке любого фильма, художник-постановщик вносит особенно важный вклад в создание костюмно-исторических, батальных и фантастических картин,который с помощью изобразительных решений, эскизов и раскадровок трансформирует сценарий в визуально-пластический ряд будущего фильма. Все, что зритель видит на экране, за исключением игры актеров, создано при его участии (цветовое решение, декорации, локации, реквизит и т. д.).
На художника постановщика накладывается огромная ответственность. Художник отвечает за достоверность и соответствие. Декорации, реквизит, их расположение на съёмочной площадке – из всего этого складывается предметная реальность, в которой будет разворачиваться действие. От мастерства художника зависит эмоциональный строй фильма, а также доверие или недоверие зрителей.
Декоратор (художник-декоратор) – специалист по созданию внешнего образа и оформлению предметов, помещений и т.д. Сфера применения декораторского труда очень широка: от украшения отдельных предметов до создания интерьеров. В отличие от дизайнера, декораторы, как правило, не меняют геометрию декорируемого пространства или предмета.
Художник по костюмам- специалист по созданию костюмов. Занимается созданием эскизов одежды, продумывание деталей, выбором ткани, передачей швейному цеху на изготовление, контроль за процессом пошива, точностью исполнения замысла;процесс примерки - оценивает, насколько целостным получается образ, если нужно, вносит изменения;подбор костюмов для массовых сцен.
Художник по гриму - профессиональный мастер, владеющий всеми выше перечисленными профессиями: визажем, макияжем, искусство пастижа, а также умением изменять лицо, создавая портретные, характерные, фантазийные, пластические, объёмно-скульптурные и специальные гримы. Художник по гриму не просто создаёт определённый образ, он трансформирует лицо под определённый характер.