Вопрос 24. Экономический механизм функционирования предприятий аудиовизуальной сферы.
Издержки предприятий: амортизация, оплата труда, коммунальные, расчеты с правообладателями, аренда техники, аренда помещения, транспорт, оформление документов, продвижение продукции, маркетинговые исследования, страхование оборудования. Источники доходов: прокат, продажа прав, продажа исключительных прав, права на показ, продукт плейсмент – размещение рекламы в видеоконтенте.
Привлечение инвестиций не составляет проблемы в случае потенциально успешного и обоснованного проекта. Основной проблемой до сих пор остается возврат вложенных средств.
Можно выделить 4 основных сегмента финансирования производства фильмов: частные инвестиции, государственная поддержка, реклама в фильмах (продактплейсмент), банковские кредиты.
Соотношение частных инвестиций и государственной поддержки в течение последних 5 лет кардинально изменилось. Если 5 лет назад средства государственной поддержки составляли до 90% от суммарных производственных бюджетов всех отечественных фильмов, произведенных за год, то в настоящее время соотношение средства государственной поддержки составляют в среднем около 50% бюджета.
Период случайных неконтролируемых частных инвестиций в России заканчивается. Они привели к перегреву рынка, и при этом инвесторы не готовы вкладывать средства в кино без оценки их возврата.
Банковское кредитование кинопроизводства пока не получило широкого применения по причине высоких рисков проектов. Однако несколько банков практикуют кредитование кинопроизводителей, а некоторые банки работают над созданием подобных программ.
В 2007 г. появилась новая схема финансирования кинопроектов, эффективно работающая в США и странах ЕС, - complitionbond. Она основана на договорных отношениях трех агентов: инвестор - компания, предоставляющая услугу completionbond, - продюсер, при которой посредническая компания берет на себя обязательства перед инвестором кинопроекта по контролю производственного процесса фильма и гарантирует получение конечного продукта - фильма, а продюсер-ской предоставляет средства инвестора при условии ежедневной отчетности по проделанной работе, а также гарантирует регулярные перечисления средств со стороны инвестора.
Некоторые эксперты сходятся во мнении, что дополнительное финансирование для развития киностудий можно получить в ходе приватизаций киностудий. Данный вопрос до сих пор вызывает много сомнений, так как приватизация может привести к потере производственных мощностей из-за плохого контроля над сохранением профиля приватизируемых объектов.
Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях.
Для решения указанных проблем оценки кино, в мире регулярно проводится множество кинофестивалей, разыгрывается множество кинопремий. Кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съёмочных групп. Кинопремии, в отличие от кинофестивалей, не сопровождаются публичными показами фильмов-номинантов, но их задачи те же. Конечно, никакой кинофестиваль не может претендовать на объективность оценок, оценки фильмов на кинофестивалях сугубо субъективны. Но фестивалей очень много, и у каждого фестиваля со временем складывается своя особая репутация, выделяются направления киноискусства особо поощряемые (или не поощряемые) данным кинофестивалем. Есть также жанровые кинофестивали. Таким образом, у любителя кино, имеющего свои жанровые или стилистические предпочтения, всегда есть возможность найти «свой» кинофестиваль — и по его итогам ориентироваться в фильмах текущего года.
Вопрос 25. Первичный и вторичный рынки сбыта аудиовизуальной продукции.
Первичный рынок – это кинотеатральный прокат (более половины бокс-офиса – сборы в первый уик-энд) для кинофильмов.
Вторичный рынок сбыта:
-показ на телевидении (федеральное ТВ, кабельные каналы, спутниковое ТВ)
- видеоиндустрия (ДВД, Блюрей)
-интернет (онлайн-кинотеатры)
-индустрия компьютерных игр
- новеллизация кинопродуктов
- использование саундтреков
- выпуск сувениров и сопутствующих товаров
На сегодняшний день значение вторичных рынков велико для развития кино- и телеиндустрии. Доходы вторичных рынков превышают зачастую доходы первичных.
Киноиндустрия - не самый стабильный рынок в России. Если рассматривать темпы роста кассовых сборов отечественных фильмов, в 2012 году они составили 3% при объеме рынка в 6,1 млрд рублей, в 2013 году - уже 36% при объеме рынка 8,2 млрд рублей, приводит цифры исполнительный директор независимого исследовательского проекта Movie Research Алексей Лужин. Во многом на росте этого показателя сказалось влияние успеха в широком прокате фильмов "Сталинград" и "Легенда N17". "В 2014 года мы ожидаем, что объемы рынка останутся такими же, как и в 2013-м, или будет чуть меньше, поскольку таких знакомых фильмов, как в прошлом году, пока не ожидается. Однако стоит отметить, что на рынке отечественного кино нет ярко выраженной динамики, и он все время колеблется в районе 4,5-8,5 миллиарда рублей", - говорит Лужин.