Занятия 25, 26, 27. Формулы правильной речи и уверенного поведения
Логопед. Вы научились говорить легко и красиво. Всегда и везде говорите так, как на занятиях. А чтобы каждый мог себе напомнить о правильной речи, я познакомлю вас с особыми командами, которые любит повторять Правитель Города красивой речи (сказка «Город красивой речи» на с. 186). Вы их услышите, когда наступит «Волшебный сон». Запомните их и чаще вспоминайте, чтобы всегда говорить только красиво. Примите позу покоя. Наступает «Волшебный сон» (рис. 22). (Начало и окончание сеанса релаксации см. на с. 43, 44.)
Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык!
Чуть громче, императивно:
Мы спокойны всегда! (Два раза.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо! (Два раза.)
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях! (Два раза.)
Рис. 22.
Каждый день — всегда, везде, На занятиях, в игре, Громко, четко говорим, Никогда мы не спешим!
После длительной паузы, более тихим голосом:
л |
„-*
— «Волшебный сон» закончился. Вы хорошо расслабились, отдохнули. Наши особые команды вы услышите на следующем занятии и еще лучше запомните их.
Задание на дом.
Провести сеанс внушения днем полностью, перед сном — без последних строк. Вечером сеанс должен заканчиваться словами: «Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем...» Во время релаксации дети должны лежать с закрытыми глазами.
м и п У а
Н(
к;
Рис. 23.
Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать! Голос звучит громко:
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы! (Рис. 23.
Занятия 28, 29, 30. Формулы правильной речи и уверенного поведения (продолжение)
Логопед. Примите позу покоя. Слушайте, запоминайте новые особые команды. Наступает «Волшебный сон»! (Начало и окончание сеанса релаксации см. на с. 43, 44.)
Напряженье улетело... И расслаблено все тело... Губы чуть приоткрываются... Все чудесно расслабляется... И послушный наш язык Быть расслабленным привык!
Чуть громче:
Мы спокойны всегда! (Два раза.)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим! (Два раза.)
Паузы мы соблюдаем! (Два раза.)
Звук ударныйвыделяем! (Два раза.)
И легко нам говорить! -
И не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Говорим — и всем понятно!
Длительная пауза. Более тихим голосом:
Хорошо нам отдыхать... Но пора уже вставать!
Громче:
Веселы, бодры мы снова И к занятиям готовы!
— Закончился «Волшебный сон». Вы хорошо отдохнули, расслабились.
Задание на дом.
Провести сеанс внушения (днем—лежа, полностью; перед сном — исключив последние строчки).
Подведение итогов
Логопед. Дети! Закончились наши занятия. Теперь вы знаете, как легко говорить, когда нет напряжения. Всегда говорите так же свободно, как на занятиях. А если вы поспешите и почувствуете, что не получается какое-то слово, не волнуйтесь, остановитесь, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить плавно, четко, ненапряженно... Всегда помните команды Правителя Города красивой речи! А теперь повторяйте их за мной:
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Ясно, четко говорим, Потому что не спешим!..
Затем логопед предлагает детям произнести те формулы правильной речи, которые они запомнили.
По окончании логопедических занятий логопед проводит заключительную беседу с родителями, в которой он подчеркивает, насколько эффективна бывает работа, если родители продолжают ее дома. Навыки у детей будут закрепляться, если дети будут повторять упражнения 2—3 раза в день. Тем детям, которые недостаточно прочно усвоили навыки расслабления, желательно проводить их по сокращенной формуле. Отдельные формулы релаксации можно использовать в течение дня, чтобы успокоить возбужденного ребенка и исправить его речь. День следует заканчивать «Волшебным сном».