Жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши

5. Проговаривание чистоговорки:

Ручеек спеШИт, беЖИт, Травка на ветру шурШИт.

От ветерка, едва дроЖА, Поют листки у камыША.»

Любят лето зайки, белки и еЖИ, Еще больше его любят малыШИ.

— Назовите, в каких словах чистоговорки встре­тился звук «Ж».

— А в каких словах — «Ш»?



 
  жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru

56

Рвать цветочки очень ЖАль, Напоминают они ШАль.

4. Повторение чистоговорки «Ручеек спеШИт, бе-ЖИт».

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

 
  жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru

ш-ж

{Четвертая неделя)



1. Проговаривание цепочек слогов за воспитателем:

ЖА - ША - ША - ЖА ШО-ЖО-ЖО-ШО ЖУ-ШУ-ЖУ-ШУ ЖИ-ШИ-ШИ-ЖИ

2. Педагог предлагает детям закончить слова:

камы... ШИ эта... ЖИ

поро... ШОк пиро... ЖОК
кало... ШИ гара... ЖИ

3. Игра «Шипит — жужжит».

Воспитатель бросает ребенку мяч и называет, на­пример слово Шипит, ребенок, поймав мяч, подбира­ет слово со звуком «Ш» и бросает мяч обратно. Если воспитатель называет, к примеру, слово ЖуЖЖит, то ребенок тоже подбирает слово со звуком «Ж».

5. Дошкольники составляют предложения со сло­вами Шаль, камыШ, еЖи, малыШи.

Итоговый вопрос:

— С какими звуками мы сегодня играли на заня­тии?


 
  жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru

жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru


МАРТ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ


С- Ш

(Первая неделя)


1. Дети рассматривают картинки, на которых изоб­ражены: Самолет, Шкаф, Слон, Шахматы, — называ­ют их, определяют первый звук в словах, затем со­ставляют предложение с каждым словом.

жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru

2. Уточнение артикуляции звуков «С» — «Ш». (При
произнесении звука «С» — губы в улыбке, а при про­изнесении звука «Ш» — губы округлены; звук «С» со­
провождает холодная воздушная струя, а звук «Ш» —
теплый воздух (словно греем руки), при произнесении
звука «С» — язык внизу, за нижними зубами, а при
произнесении звука «Ш» — язык широкий, вверху;
звук «С» — свистящий, звук «Ш» — шипящий.) Обра­щается внимание дошкольников на то, что при произ­несении данных звуков горло не дрожит.

3. Малыши вместе с воспитателем проговаривают
слоги со звуками «С» и «Ш»:

СА - ША ША - СО

ША - СА СУ - ШУ

СА-ШО СА-ШИ

СА - ША - ША - СА СО - ШО - ШО - СО СУ - ШУ - ШУ - СУ

4. Детям предлагаются загадки и вопросы:

Мягкие лапки, а в лапках царапки.

(Кошка)

— В каком месте слова коШка находится звук «Ш»?|

ГладиШь — лаСкаетСя, дразниШь — куСается.

(Собака)!

— В каком месте слова Собака находится звук «С»?

I

— Как можно одним словом назвать кошку и соба-]
ку? (Животные.)

— Какие это животные? (Домашние.)

— В каком месте слова домаШние слышим звук

5. Педагог называет имена детей, а малыши опре­деляют, в каком месте слова встречается звук «С»
или «Ш».

ПаШа, Соня, НатаШа, Света, МиШа, СаШа.

Итоговый вопрос.

— С какими звуками мы сегодня играли на заня­тии?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

С- Ш

{Вторая неделя)

1. Дети проговаривают слоги:

ША - СА СУ - ШУ

ША - СА - ША СУ - ШУ - СУ

ШО - СО СЫ - ШИ

ШО - СО - ШО СЫ - ШИ - СЫ

2. Игра на внимание «Какое слово „лишнее"?».
Воспитатель предлагает малышам повторить ряд

слов: Шуба, коШка, дом, ШиШка, Стакан, пылеСоС, рука, Самолет, каШа, Суп, комар — и назвать «лишнее» сло­во, то есть то, котором нет звуков «С» или «Ш».

3. Проговаривание и заучивание чистоговорки:

Мама хитрая лиСА

Обучает малыША:

— Жить не просто нам в леСУ, —

Объясняет малыШУ



— Врагов много у лиСЫ, Слушай маму, не спеШИ.

жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши - student2.ru

4. Вопросы детям по чистоговорке:

— Какие слова мы услышали со звуком «С»? (ЛиСа,
леС.)

— Какие слова в чистоговорке были со звуком «Ш»?1
(МапыШ, спеШи.)

5. Воспитатель предлагает детям составить пред­
ложения со словами леС, малыШ.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

С- Ш

(Третья неделя)

1. Повторение чистоговорки «Мама хитрая лиса»,
заучивание ее и воспроизведение отдельными детьми
наизусть.

2. Игра «Кто больше?».

Воспитатель помогает детям распределиться на две команды. Одна команда называется «Смелые», вто­рая — «Шустрые». Затем педагог объясняет малы­шам суть игры:

— Какой первый звук в названии команды «Сме­лые»? А в названии «Шустрые»?

— Значит, «Смелые» подбирают слова со звуком
«С», а «Шустрые» — со звуком «Ш». Побеждает ко­манда, назвавшая больше слов с заданным звуком.

3. Педагог произносит предложение и предлагает
малышам исправить в нем ошибку. Дети называют
слово, которое воспитатель употребил неправильно,
и повторяют предложение правильно.



Оля ела суп из миШки.

(миСки)

Строитель носит на голове каШку.

(каСку)

В подвале бегает крыША.

(крыСА)

У дедушки рыжие уШИ.

(уСы)

4. Называется слово со звуком «С», и предлагается
детям образовать слово или изменить его так, чтобы
в нем появился звук «Ш ».

куСАть — укуШУ

пиСАть — пиШУ

пляСАть — пляШУ

броСАть — броШУ

5. Итоговые вопросы и задания:

— С какими звуками мы сегодня играли?

— Назовите игрушки, в названиях которых есть
звук «С».

— А в названиях каких игрушек есть звук «Ш»?

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

С- Ш

(Четвертая неделя)

1. Повторение артикуляции звуков «С» — «Ш».

2. Проговаривание слогов со звуками «С» — «Ш»:

СА-ША-СА РЫ - ША - СЫ ШУ - СЫ - ШУ ШУ-СУ-ШУ ША - СО - ША

3. Воспитатель называет четыре слова. Три слова со
звуком «С», а одно — со звуком «Ш», или наоборот.
Дети должны выделить «липшее» в этом ряду слово.

Сова, лиСа, миШка, барСук. Шуба, Шапка, Сарафан, Шарф. Самокат, автобуС, СамоСвал, маШина.

Шахматы, ШаШки, Шары, Сутки.

$7

Педагог уточняет с малышами значение слова суТки. I

4. На столе или на полу находятся маленький сто-
лик и игрушки: миШка, маШина, Сова, мыШка, Само-
лет и т. д. Воспитатель манипулирует игрушками и
предлагает детям ответить на вопрос «Где игрушка?».
При ответе на вопрос они используют предлоги на,
под, за, в, над.

5. Называются пары слов, а дети подбирают к каж­
дому из них подходящие по смыслу слова:

АПРЕЛЬ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

З — Ж (Первая неделя)



Сутки — Шутки
миСка — миШка
уСы — уШи
крыСа — крыШа
баСня — баШня

Итоговый вопрос:

— С какими звуками мы играли сегодня?

1. Воспитатель произносит, а дети повторяют слоги:

ЗА - ЖА ЖА - ЗА

ЖО-ЗО ЗУ-ЖУ

ЗЫ-ЖЫ ЖИ-ЗЫ

30 -ЖО ЖУ-ЗУ

2. Уточнение артикуляции звуков «3» и «Ж» произ­водится так же, как это делалось со звуками «С» —
«Ш». Следует обратить внимание детей на то, что гор­ло дрожит и в первом, и во втором случае.

3. Дети повторяют слова за педагогом и называют
первый звук в каждом слове.

Зонт, Жаба, Закат, Жираф. Зубы, Жук, ваЗы, лыЖи.

4. Дошкольникам предлагается составить предло-жения со словами Зуб, Жук, коЗа, луЖа, Забор, еЖи.

5. Игра с мячом.

Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слог! со звуком «3» (ЗА), малыш, поймав мяч, возвращает его воспитателю и при этом проговаривает — ЖА, то3 есть заменяет в слоге согласный звук. Берутся слоги: ( За, Зо, Зу, Зы, Жа, Жо, Жу, Жи.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

З — Ж(Вторая неделя)



Итоговый вопрос:

— С какими звуками мы сегодня играли на заня­тии?

1. Воспитатель предлагает детям проговорить сло­ги, постепенно удлиняя цепочку:

Наши рекомендации