Жа - ша ши - жи жа - шо шу - жу шо - жо жи - ши
5. Проговаривание чистоговорки:
Ручеек спеШИт, беЖИт, Травка на ветру шурШИт.
От ветерка, едва дроЖА, Поют листки у камыША.»
Любят лето зайки, белки и еЖИ, Еще больше его любят малыШИ.
— Назовите, в каких словах чистоговорки встретился звук «Ж».
— А в каких словах — «Ш»?
56
Рвать цветочки очень ЖАль, Напоминают они ШАль.
4. Повторение чистоговорки «Ручеек спеШИт, бе-ЖИт».
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
ш-ж
{Четвертая неделя)
1. Проговаривание цепочек слогов за воспитателем:
ЖА - ША - ША - ЖА ШО-ЖО-ЖО-ШО ЖУ-ШУ-ЖУ-ШУ ЖИ-ШИ-ШИ-ЖИ
2. Педагог предлагает детям закончить слова:
камы... ШИ эта... ЖИ
поро... ШОк пиро... ЖОК
кало... ШИ гара... ЖИ
3. Игра «Шипит — жужжит».
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет, например слово Шипит, ребенок, поймав мяч, подбирает слово со звуком «Ш» и бросает мяч обратно. Если воспитатель называет, к примеру, слово ЖуЖЖит, то ребенок тоже подбирает слово со звуком «Ж».
5. Дошкольники составляют предложения со словами Шаль, камыШ, еЖи, малыШи.
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
|
МАРТ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
(Первая неделя)
1. Дети рассматривают картинки, на которых изображены: Самолет, Шкаф, Слон, Шахматы, — называют их, определяют первый звук в словах, затем составляют предложение с каждым словом.
2. Уточнение артикуляции звуков «С» — «Ш». (При
произнесении звука «С» — губы в улыбке, а при произнесении звука «Ш» — губы округлены; звук «С» со
провождает холодная воздушная струя, а звук «Ш» —
теплый воздух (словно греем руки), при произнесении
звука «С» — язык внизу, за нижними зубами, а при
произнесении звука «Ш» — язык широкий, вверху;
звук «С» — свистящий, звук «Ш» — шипящий.) Обращается внимание дошкольников на то, что при произнесении данных звуков горло не дрожит.
3. Малыши вместе с воспитателем проговаривают
слоги со звуками «С» и «Ш»:
СА - ША ША - СО
ША - СА СУ - ШУ
СА-ШО СА-ШИ
СА - ША - ША - СА СО - ШО - ШО - СО СУ - ШУ - ШУ - СУ
4. Детям предлагаются загадки и вопросы:
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
(Кошка)
— В каком месте слова коШка находится звук «Ш»?|
ГладиШь — лаСкаетСя, дразниШь — куСается.
(Собака)!
— В каком месте слова Собака находится звук «С»?
I
— Как можно одним словом назвать кошку и соба-]
ку? (Животные.)
— Какие это животные? (Домашние.)
— В каком месте слова домаШние слышим звук
5. Педагог называет имена детей, а малыши определяют, в каком месте слова встречается звук «С»
или «Ш».
ПаШа, Соня, НатаШа, Света, МиШа, СаШа.
Итоговый вопрос.
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
{Вторая неделя)
1. Дети проговаривают слоги:
ША - СА СУ - ШУ
ША - СА - ША СУ - ШУ - СУ
ШО - СО СЫ - ШИ
ШО - СО - ШО СЫ - ШИ - СЫ
2. Игра на внимание «Какое слово „лишнее"?».
Воспитатель предлагает малышам повторить ряд
слов: Шуба, коШка, дом, ШиШка, Стакан, пылеСоС, рука, Самолет, каШа, Суп, комар — и назвать «лишнее» слово, то есть то, котором нет звуков «С» или «Ш».
3. Проговаривание и заучивание чистоговорки:
Мама хитрая лиСА
Обучает малыША:
— Жить не просто нам в леСУ, —
Объясняет малыШУ
— Врагов много у лиСЫ, Слушай маму, не спеШИ.
4. Вопросы детям по чистоговорке:
— Какие слова мы услышали со звуком «С»? (ЛиСа,
леС.)
— Какие слова в чистоговорке были со звуком «Ш»?1
(МапыШ, спеШи.)
5. Воспитатель предлагает детям составить пред
ложения со словами леС, малыШ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
(Третья неделя)
1. Повторение чистоговорки «Мама хитрая лиса»,
заучивание ее и воспроизведение отдельными детьми
наизусть.
2. Игра «Кто больше?».
Воспитатель помогает детям распределиться на две команды. Одна команда называется «Смелые», вторая — «Шустрые». Затем педагог объясняет малышам суть игры:
— Какой первый звук в названии команды «Смелые»? А в названии «Шустрые»?
— Значит, «Смелые» подбирают слова со звуком
«С», а «Шустрые» — со звуком «Ш». Побеждает команда, назвавшая больше слов с заданным звуком.
3. Педагог произносит предложение и предлагает
малышам исправить в нем ошибку. Дети называют
слово, которое воспитатель употребил неправильно,
и повторяют предложение правильно.
Оля ела суп из миШки.
(миСки)
Строитель носит на голове каШку.
(каСку)
В подвале бегает крыША.
(крыСА)
У дедушки рыжие уШИ.
(уСы)
4. Называется слово со звуком «С», и предлагается
детям образовать слово или изменить его так, чтобы
в нем появился звук «Ш ».
куСАть — укуШУ
пиСАть — пиШУ
пляСАть — пляШУ
броСАть — броШУ
5. Итоговые вопросы и задания:
— С какими звуками мы сегодня играли?
— Назовите игрушки, в названиях которых есть
звук «С».
— А в названиях каких игрушек есть звук «Ш»?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
С- Ш |
(Четвертая неделя)
1. Повторение артикуляции звуков «С» — «Ш».
2. Проговаривание слогов со звуками «С» — «Ш»:
СА-ША-СА РЫ - ША - СЫ ШУ - СЫ - ШУ ШУ-СУ-ШУ ША - СО - ША
3. Воспитатель называет четыре слова. Три слова со
звуком «С», а одно — со звуком «Ш», или наоборот.
Дети должны выделить «липшее» в этом ряду слово.
Сова, лиСа, миШка, барСук. Шуба, Шапка, Сарафан, Шарф. Самокат, автобуС, СамоСвал, маШина.
Шахматы, ШаШки, Шары, Сутки.
$7
Педагог уточняет с малышами значение слова суТки. I
4. На столе или на полу находятся маленький сто-
лик и игрушки: миШка, маШина, Сова, мыШка, Само-
лет и т. д. Воспитатель манипулирует игрушками и
предлагает детям ответить на вопрос «Где игрушка?».
При ответе на вопрос они используют предлоги на,
под, за, в, над.
5. Называются пары слов, а дети подбирают к каж
дому из них подходящие по смыслу слова:
АПРЕЛЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
З — Ж (Первая неделя)
Сутки — | Шутки |
миСка — | миШка |
уСы — | уШи |
крыСа — | крыШа |
баСня — | баШня |
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы играли сегодня?
1. Воспитатель произносит, а дети повторяют слоги:
ЗА - ЖА ЖА - ЗА
ЖО-ЗО ЗУ-ЖУ
ЗЫ-ЖЫ ЖИ-ЗЫ
30 -ЖО ЖУ-ЗУ
2. Уточнение артикуляции звуков «3» и «Ж» производится так же, как это делалось со звуками «С» —
«Ш». Следует обратить внимание детей на то, что горло дрожит и в первом, и во втором случае.
3. Дети повторяют слова за педагогом и называют
первый звук в каждом слове.
Зонт, Жаба, Закат, Жираф. Зубы, Жук, ваЗы, лыЖи.
4. Дошкольникам предлагается составить предло-жения со словами Зуб, Жук, коЗа, луЖа, Забор, еЖи.
5. Игра с мячом.
Воспитатель бросает ребенку мяч и произносит слог! со звуком «3» (ЗА), малыш, поймав мяч, возвращает его воспитателю и при этом проговаривает — ЖА, то3 есть заменяет в слоге согласный звук. Берутся слоги: ( За, Зо, Зу, Зы, Жа, Жо, Жу, Жи.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
З — Ж(Вторая неделя)
Итоговый вопрос:
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
1. Воспитатель предлагает детям проговорить слоги, постепенно удлиняя цепочку: