Приоритет Сунны над иджмой , не подкрепленной Писанием или Сунной.
Великий ученый и знаток хадисов Ибн Каййим аль-Джаузиййа, да смилуется над ним всевышний Аллах, в этой связи говорил так:
«Имамы Ислама едины в убеждении, что Писание имеет приоритет над Сунной, а Сунна имеет приоритет над иджмой . Таким образом, иджма находится на третьем месте. Аш-Шафи‘и говорил: Аргументами являются: Писание Аллаха, Сунна Его Посланника и консенсус имамов. В своем сочинении Китаб ихтиляф ма‘а Малик аш-Шафи‘и утверждал следующее:
«У знания есть три категории: первая – Писание, вторая – Сунна, а затем следует иджма , принимаемая в отношении всего, что не урегулировано Писанием и Сунной…».
Изучив источники фетв имама Ахмада, Ибн аль-Каййим также писал:
«Он (то есть имам Ахмад) не отдавал приоритет над достоверным хадисом ни поступку, ни чьему-либо мнению, ни решению по аналогии, ни сообщению асхаба, ни чему-то противному, название которого он сам не знает, но что многие люди называют не иначе, как иджмой , предпочитая ее достоверному хадису! Ахмад считал лжецами всех тех, кто руководствуется такой иджмой , так как сам никогда не отдавал ей старшинство перед неопровержимым хадисом. Так же поступал аш-Шафи‘и. <…> Хадисы Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, для имама Ахмада и всех остальных знатоков Сунны намного более весомы, чем измышления иджмы , все содержание которой основано на хадисе, никому неизвестном, который, якобы, устанавливает противное. Если бы обратное стало возможным, то Сунна оказалась бы не востребованной, и каждому, кто не знает хадис, устанавливающий норму по какому-либо вопросу, можно было бы установить приоритет собственного незнания над Сунной»[211].
Примечание автора: Необходимо отметить, что некоторые ученые так и делают, – то, что, по их мнению, является иджмой , пользуется у них преимуществом перед достоверными хадисами, приведенными нами выше. Однако по данному вопросу никакой иджмы нет – и вот почему.
Третье доказательство:существуют неопровержимые доказательства того, что иджма по рассматриваемому вопросу в принципе нелегитимна. Одно из таких свидетельств ‑ сообщение с надежным иснадом, передаваемое сразу несколькими авторам ‑Абд ар-Раззаком в аль-Мусаннаф
(11 / 70 / 19935), Ибн Са‘идом в Хадис (35 / 1 – переписано рукой знатока хадисов Ибн Асакира) и Ибн Хазмом (10 / 82) ‑ со слов Мухаммада ибн Сирина. Он слышал, как однажды Абу Хурайра обратился к дочери с такими словами:
“Не носи золота – боюсь, ты можешь угодить в Огонь”.
Передавая это же сообщение по двум другим иснадам, Ибн Асакир (19 / 124 / 2) рассказывает: «Однажды дочь Абу Хурайры заявила ему: Cоседки меня укоряют. Они говорят: Почему твой отец не украшает тебя золотом?! Абу Хурайра ответил на это так: Скажи им: Истинно, мой отец не украшает меня золотом, так как опасается, что я могу угодить в Огонь».
Абд ар-Раззак (19938) передает подобное сообщение – аль-Багви прокомментировал его в Шарх ас-Сунна (3 / 210 / 82). Исследуя вопрос о ношении золотого кольца женщинами, аль-Багви замечает, что многие считают дозволенным, чтобы женщины украшали себя золотом, однако сам он подчеркивает:
«Некоторые считают это нежелательным ( макрух )».
После этих слов аль-Багви цитирует хадис Асмы бинт Йазид – фрагмент хадиса приведен в основном тексте нашей работы (с. 236), а полный вариант сообщения дан в комментарии (с. 237).
Нежелательность поступка, о которой, ссылаясь на других ученых, говорит в своей работе аль-Багви, да смилуется над ним Аллах, фактически является осуждением, равносильным запрету ( харам ), поскольку известно, что именно таким образом следует понимать слова «нежелательность» и «нежелательный» в высказываниях наших праведных предшественников. Использование слов, образованных от корня к-р-х («быть ненавистным» или «не желать», «ненавидеть»), именно в таком значении восходит к специфике их употребления в ряде айатов Корана ‑ Всевышний, к примеру, говорил: «И сделал для вас ненавистным ( карраха ) неверие, распутство и неповиновение»[212].
Как именно следует понимать слова, образованные от корня к-р-х , я пояснил в своем исследовании «Предостережение правоверным о недопустимости поклонения могилам» ( Тахзир ас-саджид мин иттихаз аль-кубур масаджид ) (с. 48‑55), где я привожу ряд примеров. Желающие могут обратиться к этой книге.
У нас есть еще один аргумент – он имеет отношение к смежной теме. В исследованиях по вопросу об обручальном кольце говорится, что имамы Ахмад и Исхак ибн Рахавайх считали ношение золотого кольца мужчинами нежелательным или предосудительным. Предосудительность в этом случае равна запрету – об этом свидетельствуют хадисы, приведенные в нашей работе выше. То же можно утверждать в отношении запрета на ношение золотого кольца женщинами. Ученые, считавшие ношение золота нежелательным как для мужчин, так и для женщин, использовали слово «предосудительность» в качестве юридического термина, то есть понимали под этим запрет ‑ объективный подход к проблеме ведет нас именно к такому заключению.
Ибн Абд аль-Хакям в Сират Умар ибн Абд аль-Азиз (с. 163) рассказывал: «Как-то раз дочь Умара ибн Абд аль-Азиза прислала ему жемчужину и обратилась при этом с такой просьбой: Если сможешь, передай мне жемчужину для пары, чтобы я могла сделать себе серьги. Через некоторое время отец отправил ей два тлеющих угля и велел передать следующее: «Если
отважишься ‑ вдень их себе в уши, и тогда я отправлю тебе жемчужину для пары!» Из сообщения понятно, что жемчужина, о которой идет речь, имела золотую оправу, поскольку сама по себе не может быть вдета в ухо и обычно украшена оправой из золота. Этот вывод подтверждают слова «два тлеющих угля», использованные в сообщении, ‑ те же «тлеющие угли» можно найти в хадисах о запрете на ношение золота, которые приводились выше, ‑ например, в хадисе со слов Бинт Хубайры. Таким образом, ложность иджмы в рассматриваемом вопросе ‑ факт очевидный.