Помоги маме найти своих детенышей
Цель:закрепить словарь существительных, научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки детенышей, оставляя у себя изображения взрослых животных. Показывает ребенку картинку, например, собаки, и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови».
Ребенок ищет картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.
Назови ласково
Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: картинка с изображением домашнего животного и его детеныша.
Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корову), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (Хвост.) А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (Хвостик.)». Аналогично рассматривают другие части тела: голова — головушка; нога — ноженька; рога — рожки; копыто — копытце; ухо — ушко
Один — много
Ход игры см. на с. 15: кошка — кошки; собака — собаки; корова — коровы; лошадь — лошади; котенок — котята; щенок — щенки; теленок — телята; жеребенок — жеребята.
Кто где спрятался?
Цель: сформировать понимание предлогов, активизировать речь.
Оборудование: игрушечная кошка или собака.
Ход. Взрослый прячет кошку или собаку под стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. п. и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка? (Под стол.) Правильно. Собачка спряталась под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее и активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?».
Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое-либо место. После того, как он выполнит инструкцию, взрослый говорит ему, где игрушка, выделяя предлог голосом.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
Цели:
© расширить и активизировать словарь по теме, обобщить;
© продолжить упражняться в употреблении существительных с суффиксами -енок;
0 развитие мелкой и общей моторики, логического мышления.
Оборудование: предметные картинки с изображением петуха, курицы, цыпленка, гуся, гусенка, утки, утенка; кубики; игрушки «Курица», «Петух», «Цыпленок»; мяч, альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент
Ребенок по образцу взрослого строит из кубиков-кирпичиков забор — это птичий двор.
Дидактические игры
На птичьем дворе
Ребенку предлагается отгадать, кто живет на этом птичьем дворе. Для этого загадываются загадки:
Кто заливается поет
О том, что солнышко встает? (Петух.)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья
Собирает. (Курица.)
По мере отгадывания загадок взрослый выставляет на птичий двор игрушечных петуха, курицу и цыпленка (можно картинки).
Взрослый и ребенок уточняют, что все, кто живет на птичьем дворе — это домашние птицы, так как они живут рядом с человеком и человек заботится о них
Малыш отвечает на вопросы: «Кто еще живет на птичьем дворе? Каких домашних птиц ты еще знаешь? (Гуси, утки.)». Взрослый демонстрирует игрушки или картинки.
Назови птенцов
Взрослый бросает мяч ребенку и называет домашнюю птицу, ребенок называет ее птенца и возвращает мяч взрослому: курица — цыпленок; утка — утенок; гусь — гусенок.
Один — много
Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет слово во множественном числе и возвращает мяч взрослому: курица — курицы; утка — утки; цыпленок — цыплята; утенок — утята; петух — петухи; гусь — гуси; гусенок — гусята.
3. Динамическая пауза
Наши уточки с утра — (Идут по кругу вперевалочку,
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! как утки.)
Наши гуси у пруда — (Идут по кругу, вытянув шеи
Га-га-га! Га-га-га! вперед и отставивруки назад как крылья.)
Наши курочки в окно — (Останавливаются, встают лицом
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! в круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя-петушок (Поднимаются на цыпочки,
Рано-рано поутру вытягивают шею вверх.)
Нам споет: кукареку!