Тема занятия: читаем и показываем сказку

«Медведь и мужик»

Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звук [п], обучает малы­шей четкому произнесению согласного звука [м]; взрослый демонстрирует, как произносится звук [р] (повторять этот звук за взрослым разрешается только тем детям, у которых он звучит чисто); взрослый знакомит детей с бук­вами М и Р и соотносит их с соответствующими звуками; повторяются уже знакомые детям буквы П, Б, К, С и Л; взрослый учит детей выделять началь­ный согласный звук в словах «Паша», «Поля», «бант», «бинт», «кот», «кит», «сон», «сук», «лак», «лук»; дети под руководством взрослого изготавливают из плотной бумаги карточки с буквами (образец для изготовления на рис. 26, с. 55) и вырезают из цветной бумаги репу.

Цели занятия

Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во вре­мя письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсцени­ровки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, го­товить руку к письму; учить детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу; развивать дыхание, вырабатывая длительный направ­ленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове, коли­чество слогов в словах); познакомить детей с согласными буквами М и Р, повторить букву П.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную па­мять, умение проводить слоговой анализ слова, определять первый звук в слове.

-Оснащение:

—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис. 10,12);

— декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

— предметные картинки — пирог, одна репка, сноп, сложенные горкой репа,
ботва от репы, корешки от колосьев (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);

— карточки на плотной бумаге с буквами (рис. 26, с. 55);

— изображение колоса (см. с. 37, рис. 12);

— барабан и палочка к нему;

— настольная ширма;

— листы с индивидуальным графическим заданием «Репа и колос» (рис. 27,
с. 55);

— красные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку: ребенку, стоящему первым слева (укажите на него) следу­ет сказать: «Первый», следующему за ним—«второй» и так далее. Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спроси­те у малышей, какую сказку они показывали на прошлом занятии, и попросите девочек изобразить радостного мужика, а мальчиков сердитого медведя. После того как задание будет выполнено, предложите сесть за стол сначала девочкам, а потом мальчикам.

2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей и атрибуты сказки «Му­жик и медведь». Покажите каждую из фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя голосом первый звук в слове. Предложите детям назвать этот звук. Когда дети назовут его, предъявите им карточку с соответствующей бук­вой.

Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа или атрибут сказки, название которого начинается на этот звук. В результате на карточку с буквой М будет поставлено сразу две фигурки — медве­дя и мужика. Обратите внимание детей на то, что эти слова начинаются с одного и того же звука. Когда все фигурки и атрибуты будут поставлены на карточки с бук­вами, скажите детям, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки. Пред­ложите детям подуть вместе с вами (следите, чтобы дети делали длительный выдох

и не надували щек; если ребенок дует шумно, раздувает щеки, попросите его дуть потише и придерживать щеки ладошками). Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву. Дайте четверым детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку проговаривает вслух ее название и определяет первый звук в слове, а затем ставит на карточку с соответствующей буквой. Если у малышей будет желание, игру с вет­ром можно повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая чет­верка детей. ,

3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с буквами П и Р. Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки «Мужик и медведь», но вместо атрибутов в спектакле на этот раз будут использоваться карточки с первыми буквами слов «пшеница» и «репа». Распределите между детьми роли, выберите декоратора и бутафора. Выдайте артистам фигурки медведя и мужика; декоратору — изображение леса, дома, полей и лошадь с телегой; бутафору — карточки с буквами П и Р, а также атрибуты. (Пусть артистами станут дети, ко­торые на прошлом занятии были зрителями.)

Малыши, получившие роли, декоратор и бутафор занимают места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве режиссера и чтеца от имени автора.

4.Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием «Репа и ко­лос» (рис.27, с.55). Спросите, что изображено на рисунках и какие буквы под ними подписаны. Предложите детям назвать и обвести буквы под первыми дву­мя рисунками, а затем написать такие же буквы под следующими рисунками.

5. «Волшебный» барабанчик (подробное описание игры см. на с. 18). При про­изнесении слов «му-жик» и «мед-ведь», «по-ле», «ре-па» производится по два
удара в барабан; «пше-ни-ца» —три удара, «лес» —один удар.

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 5

Наши рекомендации