Речь. «Летают листья, кружатся»

Задачи.Вызывать у детей положительные эмоции при чтении потешек. Учить соотносить слово и выразительные движения, условные действия. Развивать речевой слух, артикуляционный

аппарат детей. Побуждать вступать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Материалы.Осенняя ветка, зонтик.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель вносит в группу осеннюю ветку, собирает вокруг себя детей в игровом уголке. Воспитатель: «Красивые листочки? Нравятся они вам? Послушайте, как шелестят листочки. Кто хочет пошелестеть листочками?» Вы­борочно дает детям веточку пошелестеть листочками, сопровождает действие словами: «Летают листья, кружатся, хороводом на землю ложатся»1. (Можно использовать текст «Падают, падают листья» М.Ивенсен.)

— Сейчас мы как будто гуляем по осенним дорожкам, топаем
ножками, — читает текст интонационно различительно:

...Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ. Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, топ. Топ, топ, топ, топ, топ2.

Воспитатель:

— Потопаем: топ-топ-топ (вместе с детьми 3-4 раза).

— Ой, как будто дождик пошел. Спрячемся все под зонтом.

Дожди к-дождик, Полно лить, Малых детушек Мочить!3

— А дождик: кап-кап-кап! (вместе с детьми).

— Прошел дождик. Пошли гулять детки: топ-топ-топ (вместе с детьми).

— Снова дождик пошел: кап-кап-кап (вместе с детьми). Дети прячутся под зонтом. (Повторить 2—3 раза.)

Развитие речи. «Мчится поезд»

Задачи.Вовлекать детей в диалог. Обогащать словарь точными наименованиями предметов, частей предметов, действий. Акти­визировать словарь наименованиями животных. В процессе зву­коподражаний развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материал.Игрушки: поезд, мишка, заяц, лиса, белка.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель вносит в группу игрушку — поезд. Рассматривает его вместе с детьми. Обща­ется с детьми: «Поезд приехал. Сигналит: ту-ту! Как поезд сигналит? (Вместе сдетьми: ту-ту.) Поезд ведет машинист. Он сидит в кабине. Апассажиры едут в вагонах. У поезда есть колеса. (Демонстрирует кабину, вагоны, колеса.) Колеса стучат: тук-тук. Как стучат колеса? (Вместе с детьми: тук-тук.) Что это у поезда? (Показывает колеса, вагоны, кабину машиниста.) Кто ведет поезд? (Машинист.) Как сигналит машинист? Как стучат колеса? (Ответы детей.)»

Воспитатель:

— Скажем вместе: «Поезд мчится. Тук-тук-тук!» — Звукоподра­жание повторяется несколько раз. Дети топают в такт звукоподра­жания.

Воспитатель: «Сейчас мы все будем как будто поезд. Я — па­ровоз, а вы — вагоны. Цепляйтесь, вагоны, друг за другом. Поезд подает сигнал: туу-туу! Колеса стучат: тук-тук-тук! (Повторить Зраза.) Приехали домой».

Затем воспитатель обращается к детям: «Наши игрушки тоже хотят покататься на поезде. Вот они сидят и ждут. (Сажает на стол игрушки: мишку, лисичку, зайку, белочку. Называет их

вместе с детьми.) Кто хочет покатать на поезде мишку? (Вы­звавшийся ребенок катает игрушку, сопровождает игру звукопо­дражаниями.) Акого ты хочешь покатать? (Обращается к кому-нибудь из детей. Игровые действия сопровождаются звукопо­дражаниями.)»

После того как дети покатают игрушки 6—7 раз, воспитатель читает стихотворение.

Чух-чух,

Чух-чух,

Мчится поезд

Во весь дух,

Паровоз

Пыхтит.

— Тороплюсь! — гудит, —

Тороплюсь,

Тороплюсь,

Тороплю-у-усь!

(Э. Мошковская «Мчится поезд»)1

Стихотворение читается дважды. При повторном чтении дети подговаривают слова: «тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь».

«А сейчас все звери поедут на поезде», — говорит воспитатель и в «поезд» сажает игрушки. Занятие переходит в свободную де­ятельность детей.

Развитие речи

«Кто что ест? »

Цель:расширение представления о пище, активизирова­ние в речи детей глаголов «лакать», «есть», «грызть»; обу­чение рисовать карандашами круги, ориентируясь на вне­шнюю опору в виде круглого листа бумаги.

Материал:демонстрационный - фигурки персонажей сказки «Репка»;раздаточный - зЗбуб.

Ход.Педагог читает сказку «Репка». По окончании чте­ния он спрашивает детей, что дед и баба сделали с репкой (вымыли, очистили и стали есть).

Педагог ставит фигурки людей на стол и говорит, что все едят репку и похваливают: «Очень-очень сладкая репка». Какая она?

Жучка, кошка и мышка глядят на деда, бабу и внучку, реп­ку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесет. Кошке -

кусочек колбаски: «Кушай, киска». Жучке - косточку: «Гры­зи, Жучка, косточку». Мышке - сыр: «Грызи, мышка, сыр». Дети повторяют, затем раскладывают еду возле персона­жей сказки на листах см. з36у5.

Физкультминутка Динамическое упражнение «У медведя дом большой»

Педагог читает рифмовку, дети выполняют соответству­ющие движения:

У медведя дом большой (дети разводят руки),

А у зайки - маленький (дети приседают).

Вот медведь идёт домой (дети идут, подражая медведю),

А за ним и заинька (дети прыгают на двух ногах).

Наши рекомендации