Начнём с образов второстепенных героев
1. Сразу обратим внимание на эпизод, в котором Линда и Тулио сидят в машине, а перед ними проходит праздничное шествие, одна из участниц которого привлекает внимание главных героев своим фривольным поведением и нарядом (смотрите видео с 04:02 до 04:18). Возможно, кто-то считает подобное поведение и появление таких сцен в мультике допустимыми, но если называть вещи своими именами, то указанный персонаж, который разгуливает по центру города в бикини, гораздо в большей степени символизирует образ женщины лёгкого поведения, чем танцовщицы, как её назвали в мультике.
В этом отношении уместно привести цитату одного комика: «Как-то я подошёл к одной «полураздетой» (одетой по-современному) девушке и предложил ей заняться сексом, на что она обиделась и ответила ему, что я Вам не какая-то проститутка. Ты знаешь, сказал он, когда мне нужна помощь полицейского, или помощь медсестры, или для того, чтобы понять, что передо мной стоит судья, мне не нужно спрашивать кто они, мне достаточно посмотреть на их одежду. Так вот, если ты не проститутка, то зачем носишь её «форму»?
2. Следующий персонаж – охранник Сильвио (смотри видео с 04:18 до 04:56). Сразу должно показаться, что у этого человека не все нормально с психикой. То он строгий и непоколебимый, то он пускается в пляс, срывая с себя одежду. Явные признаки инфантильности и недалёкого ума. Наличие такого персонажа в мультфильме для детей непозволительно, так как через фоновых персонажей во многом формируется общее отношение и восприятие окружающих тебя людей. Когда человек ведет себя как недоумок, это не смешно, это грустно, и обычно таких людей лечат в психбольницах. Кстати, одежду, в которой он танцует – золотистые топик и трусы – тоже нельзя назвать мужскими.
Образы персонажей первого плана
Параллельно с отношениями Голубчика и Жемчужинки, нам демонстрируются отношения между хозяйкой Голубчика Линдой и учёным-орнитологом Тулио.
Перейдем к моменту их первой встречи.
Однажды в штат Миннесоту к Линде приезжает бразильский орнитолог по имени Тулио Монтейро и сообщает, что она — хозяйка последнего оставшегося самца породы голубого ары, а у него в Бразилии есть последняя самка этой породы, и если от них не удастся получить потомство, то вид исчезнет совсем.
При знакомстве главных героев Линда показана скромной, доброй, милой, нежной и умной девушкой. Её поведение вполне соответствует указанному образу. После услышанной новости она сначала отказывает нашему учёному, потому что боится поехать в огромный и абсолютно незнакомый ей город. Боязнь перед чем-то новым и страх остаться одной или потеряться свойственны многим девушкам. Но благодаря своей рассудительности и учитывая ситуацию, наша героиня берет под контроль свои чувства и всё же соглашается на предложение Тулио отправиться в Рио-де-Жанейро. Поведение Линды в данной сцене и принятое ею решение служат хорошим примером для подражания. В определенных ситуациях ставить чужие интересы выше своих – правильно и вполне разумно.
Однако по мере развития сюжета Линда всё больше проявляет мужские качества, к этому её обычно подталкивает ситуация и инфантильность Тулио, который изначально показан рассеянным, слабохарактерным и весьма наивным. В нескольких сценах (вынесенных в видео) можно чётко увидеть превосходство Линды над Тулио в некоторых практических навыках, а также заметить её уверенность и целеустремленный взгляд, в то время как Тулио показан глупо (Смотрите видео с 04:57 до 06:40).
В одной из сцен Линда предстаёт перед зрителем в купальнике, при этом ей ещё и предлагают «трясти попкой» (дословно) перед публикой. Конечно, всё ради спасения попугаев – из благих намерений.
По этому поводу уместно процитировать одну восточную притчу:
«Один современный англичанин, приехав в Индию, обратил внимание на то, что женщины там очень сильно отличаются от европейских. Он заметил, что индуски покрывают свое тело – голову, руки, ноги и даже лицо.
И он спросил у одного брахмана (мудреца): почему так?
В ответ Брахман достал из кармана две конфеты: одна была в обертке, а другая — нет.
И сказал: выбирай. Англичанин взял ту, что в обертке.
— А почему ты взял именно эту? – спросил его брахман.
— Ну, как почему?! Она же чище!..»
Вернемся к нашей сцене, когда Линда появляется перед Тулио в карнавальном наряде, который представляет из себя купальник + перья. Картинкой и эмоциональным подтекстом режиссёры пытаются преподнести эту сцену как «момент влюбленности», или так называемую «любовь с первого взгляда». Вызывает сожаление то, что наш герой (ученый) «влюбился» в тот момент, когда увидел Линду полуобнаженной. Подобная подача информации может сформировать у девочек ложный поведенческий стереотип: для того, чтобы понравиться противоположному полу, нужно как можно больше обнажать своё тело.
Ничего положительного не несёт появление в мультфильме и следующих эпизодов:
1. Пропаганда пошлости: смотрите видео с 08:15 до 08:19
2. Пропаганда алкоголя: смотрите видео с 08:20 до 08:42.
3. Изображение боли, как повод посмеяться: смотрите видео с 08:43 до 09:08. Обратите внимание и на то, что в этом эпизоде Жемчужинка активно противостоит мартышкам, а Голубчик бездействует.
Подведём итог.
Наркотики
Пропаганда идеи культурного пития
Секс
Отсутствует.
Насилие
В мультфильме присутствует сцена драки между птицами и мартышками. В ней нет никакой злости и жестокости, обычная «озорная потасовка», но в одном моменте явно перегнули палку (удар по паху мартышке, данную сцену я упоминал выше). А также стоит отметить «избиение» попугаев детьми Рафаэля.
Мораль
Положительный контекст, в частности:
Когда Линда, совладав с собой, отправляется в Рио (пример умения владеть своими чувствами).
Когда Голубчик на свой страх и риск кидается спасать Жемчужинку, поборов свои страхи (пример «мужчины-героя»).
Параллельно происходит внедрение отрицательных идей в сознание зрителя:
Смещение социальных ролей по признаку пола: герои мужского пола ведут себя как женщины, а герои женского пола ведут себя по-мужски. Эти тенденции весьма заметно проявляются в отношениях между Голубчиком и Жемчужинкой, а также между Линдой и Тулио.
Навязывание женщинам моделей «легкого поведения», как приемлемой нормы.
Отдельные эпизоды, которые можно отнести к технологии 25 кадра (сознание большинства зрителей их даже не заметит), демонстрируют отрицательные модели поведения в качестве нормы: употребление алкоголя, боль как повод для юмора, подкаблучничество и т.д.
Ростислав Мога
«Рио 2»