Угнетаемый, ограничиваемый родителем ребёнок-идеал

Девушка Рапунцель, обладающая многометровыми волшебно-целительными волосами – это центральный позитивный персонаж мультфильма, с которым девочка-зритель в итоге будет себя соотносить. Какой изображена главная героиня?

В начале мультфильма, во время исполнения песни с красноречивым названием «Когда же начнется моя жизнь?» (с точки зрения сути песни, более честным названием было бы: «Моя мама держит меня в тюрьме»), демонстрируется, что героиня – настоящее золото. Рапунцель – разносторонняя, добрая, красивая девушка. Изображается, что она не только ответственно исполняет различную домашнюю работу в башне (подметает, готовит и т.д.), но и рисует, играет на гитаре, читает книги, шьёт, делает декоративные свечи и пр. – обладает множеством похвальных увлечений, дабы полезно проводить медленно тянущееся время сидения в четырёх стенах. Мы также видим, что, несмотря на контроль и ограничения, Рапунцель любит и уважает свою Матушку, слушается её, многое для неё делает, включая то, зачем, собственно, держится взаперти – ответственно продлевает ей молодость своими волшебными силами, заключёнными в волосах.

Также при этом Рапунцель без пяти минут совершеннолетняя, что вместе с её золотым характером и вместе с ответственным долголетним исполнением всех своих дочерних обязательств, недвусмысленно означает: настала пора естественного расширения прав и свободы – как раз-таки мотив по теме «Когда же начнётся моя жизнь?». Это представляется ситуацией с просьбой Рапунцель Матушке выйти из башни на свой восемнадцатый день рождения, чтобы посмотреть «летающие огоньки», появляющиеся на небе каждый год в её д/р (регулярная акция, проводимая в королевстве в честь пропавшей Рапунцель). И поскольку героиня становится дееспособной + она идеальная дочь + она идеал в принципе, она безоговорочно должна получить необходимое и заслуженное разрешение от материнской фигуры, Готель, но не получает по понятным сюжетным причинам, что становится стартовой точкой разрыва героинь, несущих образы дочери и матери.

Китайские фонарики (те самые летающие огоньки), запускаемые в небо по инициативе короля и королевы, горюющих о пропавшей дочери, что отмеряет годы Рапунцель – это своего рода зов её к той величественной жизни, которой она изначально, по праву была предназначена и которая тормозится материнской фигурой, Матушкой Готель. Таким образом, король и королева как семья-исток Рапунцель воплощают собой символ того, что ребёнок по праву обладает некими идеальными условиями жизни или же должен ими обладать, как важный урок к запоминанию зрителю. И в этом свете очень значимо, как эти идеальные условия главной героиней в итоге достигаются, о чём чуть позже. Также ещё будет сказано про второй немаловажный подтекст мечты Рапунцель об «огоньках», выявляемый из того, как конкретно эта мечта исполняется.

В целом, что касается персонажа Рапунцель, очень бросающаяся в глаза особенность её образа – это некая идеалистическая всесторонность. Помимо того, что у Рапунцель много разнообразнейших увлечений, она обладает и очень многогранным характером, делающим картину несколько неправдоподобной. В одних эпизодах она гиперактивна на грани патологии, в других – вкрадчиво романтична, с одной стороны, смиренно послушна, с другой – оказывается самородком по ведению агрессивных переговоров (= сделка с Флином), вроде бы она провела восемнадцать лет в башне наедине со стенами, но, выйдя в мир, она оказывается социально умелой и адаптированной (= сцена развлечений в королевстве). Редко встречающееся в реальности соседство качеств, поведенческих моделей, увлечений, талантов, из которых «составлена» Рапунцель, делает персонаж слишком уж идеальным. И судя по этому, и по её ангелоподобной внешности, можно сделать вывод, что создатели стремились создать некий гипертрофированно идеальный образ, а с точки зрения матерински-дочерних отношений как важного ядра мультфильма – образ абсолютно идеальной дочери, «золотка», идеального ребёнка, что предлагается девочкам-зрительницам для самоотождествления (установка своей идеальности).

Тем, что к образу идеального ребёнка контрастно приставлен образ матери-угнетателя, несправедливо подавляющей всё лучшее в этом ребёнке, зрительницам предлагается модель соответствующего отношения к матери. По факту, мы получаем здесь как некую данностьпротивостояние дочери и матери, словно это нечто само собой разумеющееся – тьма и свет, добро и зло, ангел и демон. Мать и дочь – противники друг для друга, где дочь – идеальный персонаж, предназначенный всему самому лучшему в жизни, а мать – неприятный персонаж, предназначенный… смерти.

Начало м/ф чётко дает понять, что Матушка Готель – человек, который находится одной ногой в могиле. Она старая женщина, отчаянно цепляющаяся за жизнь, и только её обман в отношении Рапунцель, персонажа-ребёнка, помогает ей держаться за жизнь. Не ребёнок здесь зависит от родителя, а родитель – от ребёнка. (Здравствуй, ювенальная юстиция.)

Есть также другая интересная особенность касательно образа Рапунцель, позволяющая ещё лучше понять замысел создателей м/ф. Главная героиня визуально выглядит не на 18 лет, как объявляется сюжетом, а, навскидку, лет на 12-13, а в некоторые моменты и на 6-7 (эпизоды «дурачеств» Рапунцель – прыжки, бег и пр.), что явно выявляет, к какому контингенту девочек обращаются создатели со своими деструктивными программами. Говоря, что Рапунцель – 18 лет, и что ей срочно нужно вырваться из-под крыла матушки-демона, но изображая её при этом в одни моменты 6-7-, а в другие 12-13-летней, создатели м/ф тем самым через главную героиню как объект для самоотождествления внушают маленьким зрительницам идею, что они уже взрослые: что они 18летние/совершеннолетние в свои 6 – 13 лет. Это помогает растормаживать в ребёнке-зрителе ощущение взрослости по примеру мульт-героини для последующей реализации воспринятых из м/ф программ.

Наши рекомендации