Превосходство женщины над мужчиной (феминофашизм) (-)
Хоть героиня Моаны во многом и хороша, что мы уже рассмотрели выше, но, к сожалению, через неё продвигается абсолютно нездоровая философия превосходства женщины над мужчиной.
Просто сильного женского персонажа недостаточно для продвижения феминофашизма, важно ещё, чтобы мужские персонажи были «никакие». И в «Моане» всё именно так:
– Отец главной героини – трусливый слабак, препятствующий счастью и самореализации дочери и загоняющий народ своего острова в бедственное положение. Пока он, взрослый, дееспособный мужчина, сидит на острове и боится воды, его 16-летняя дочь пересекает океан и спасает общество от гибели. В конце истории Моана выступает для отца наставником и учит его управлять кораблем;
– Компаньон героини, полубог Мауи, позиционирует себя как могущественного героя, однако по факту оказывается закомплексованным парнем родом из тяжелого детства, который чудеса совершал только благодаря волшебному девайсу. Поначалу концепция героя очень интересная и многообещающая, и визуально он выглядит довольно мужественным, однако реальной мужественностью этого героя не снабдили. Мауи на протяжении мультфильма терпит одно фиаско за другим, и, по сути, в приключении Моаны почти никакой роли не играет. Основные ключевые моменты и испытания героиня проходит сама. В конце концов оказывается, что это скорее Мауи нуждается в помощи Моаны, чем она – в его.
– Всё мужское окружение Моаны на острове несёт всё тот же смысл женского превосходства.
Для этого создаётся ряд соответствующих сцен: мальчики при страшном рассказе пугаются, а Моана – нет / Моана чинит хижину, а растерянный взрослый мужчина стоит рядом / мужчина хнычет, когда ему делают маленькую татуировку, и Моана уничижительно смотрит на него / и т.п.
В общем, очень подходящим и правдивым слоганом для мультфильма была бы фраза «Самец – твой враг». Абсолютно феминофашисткий мультфильм, превозносящий женщину и унижающий мужчину.
Отсылка к ЛГБТ (-)
К сожалению, вслед за «Холодным сердцем» и «Малефисентой» «Моана» содержит метафору истинной гомосексуальной любви, хоть и не столь явную, как в этих двух историях. Метафора формируется так:
Полубог Мауи забирает сердце богини Те Фити, и та разрушается и начинает нести вред. Это передаёт образ разрушивших женщину отношений с мужчиной, аналогичный которому мы уже видели в «Малефисенте». Там Стефан забрал у Малефисенты крылья, и та точно так же озлобилась и стала нести вред.
Далее проговаривается, что Мауи должен вернуть украденное сердце богине, чтобы воцарился мир. Моана находит Мауи, везёт его к богине, однако в итоге возвращает сердце не Мауи, а Моана. Сначала Моана успокаивает богиню, потом возвращает сердце, и та приходит в норму.
Вспоминаем метафоры в ЛГБТ-промоутинговых «Холодном сердце» и «Малефисенте» и соотносим с «Моаной». Во всех трёх продуктах одинаково ожидается, что мужской персонаж спасёт женского персонажа («ХС» – актом истинной любви / «Малефисента» – поцелуем / «Моана» – возвратом сердца, что также отчасти несёт любовный подтекст). В ключевой же момент раскрывается, что любит/целует/возвращает сердце женского персонажа – женский персонаж. –> Передаваемая идея понятна: некоторым женщинам для счастья нужна женщина, а мужчины им не подходят.
Также, что касается «Холодного сердца»: в «Моане» в конце появляется «копи-паст» сцена из «Холодного сердца».
«ХС»: Анна спасает Эльзу («актом истинной любви»). Эльза передаёт мужскому персонажу, Кристоффу, подарок за помощь в участии. После Анна и Эльза вместе катаются на коньках, а Кристофф находится поодаль.
«Моана»: Моана спасает богиню (возвратом сердца). Богиня также дарит мужскому персонажу, Мауи, подарок. Мауи исчезает, а богиня и Моана обнимаются.
Перекликающиеся эпизоды дают понять, что тема одна и та же.
В «Моане» ЛГБТ-посыл также поддерживается несколькими другими смысловыми «кодами»:
· Моана растерянно воспринимает флирт мужского персонажа (танцующего мальчика) и, в целом, холодно относится к мужчинам на острове;
· романтической линии у героини нет;
· богиню Моана два раза обнимает «голова к голове», что схоже по тональности с «актом истинной любви»:
· в конце Океан ободряюще подбрасывает героине ракушку, которая выглядит заметно двусмысленно, а Моана сентиментально всматривается вдаль, где находится богиня:
Напоминаем, что компания «Дисней» с 1991 г. открыто поддерживает ЛГБТ и в последних мультфильмах начала активно продвигать сексуальные извращения. Скрытые метафоры и двусмысленные сюжеты создают задел, чтобы в будущем представить откровенную, незавуалированную ЛГБТ-историю, что сейчас происходит с мультфильмом «Холодное сердце -2». На Западе при поддержке центральных СМИ развёрнута целая информационная кампания за то, чтобы Эльза во второй части мультфильма стала открытой лесбиянкой.
Страшные моменты (-)
В мультфильме также много страшных и неприятных моментов, абсолютно не вписывающихся в рейтинг «6+»:
– во время рассказа бабушки Моаны о демонах и грядущей смерти острова появляются жутковатые иллюстрации:
– пугающий образ лава-богини Те Ка:
– пугающий образ краба Таматоа и обитателей «мира демонов»:
Даже взрослому человеку неприятно видеть подобное, что и говорить о детях.
Обиженное зло (-)
Одна из других распространенных тем «Диснея» – это тема доброго/оправданного зла. Здесь это не столь сильно проявлено, но тем не менее.
В конце истории выясняется, что богиня-разрушительница Те Ка оказывается просто «вышедшей из строя», обиженной богиней-созидательницей Те Фити. С одной стороны, кажется, что такая подача темы зла реалистична – ведь у зла всегда есть причины. Однако с другой стороны, через такую постановку темы, что зло – это добро, которое обидели – зрителю неотъемлемо прививаются взгляды, что за совершенное человеком зло может нести ответственность его обидчик. Правда же состоит в том, что каждый несёт личную ответственность за все свои решения и поступки, и по-настоящему оправдания совершенному злу вне этой личной ответственности быть не может. Поэтому важно, чтобы зло в детских мультфильмах не оправдывалось и подавалось объективно.
Смешная инвалидность (-)
Выглядящий сумасшедшим петух Хей-Хей визуально напоминает смесь птички Беки и слабоумного тюленя из недавнего м/ф «В поисках Дори». Вслед за этим мультфильмом, «Моана» также предлагает посмеяться над персонажем с ограниченными возможностями.
Очевидно, что юмористическая подача персонажей-«инвалидов», ничему хорошему не учит.
Пошлость (-)
Другой негативный момент – это пошлые моменты, без которых диснеевская продукция на экраны не выпускается. Здесь их немного, но тем не менее.
В «Моане» присутствуют шутки о моче, «мягком месте», «пикап»-зарисовка.