Потакание злу. «Доброе зло» или добро в «упаковке» зла. Зло, которое стало злом не по своей вине и желанию
В мире «Гравити Фолз» помимо людей присутствуют монстры и разнородная нечисть. Изображение монстров и нечисти обычно (в норме) предназначено для олицетворения зла, плохой силы. Монстры и нечисть призваны пугать и наводить ужас на действующих персонажей картины. Всегда присутствует две противоборствующие стороны – монстры (зло) и какой-то светлый воин (олицетворяющий добро), назначение которого победить монстра.
Но что мы видим в этом мультсериале? Присутствует одна сторона – монстры (зло), и противоборствующая сторона – два двенадцатилетних ребёнка. По идее, они как бы и должны олицетворять добро, но они не наделены теми качествами, которые присущи настоящим героям (прежде всего, речь о внутренних качествах).
Единственное, на что способны дети в этом сериале – это повиноваться злу, мол «мы сделаем это, только больше не трогайте нас», либо всеми силами пытаться убежать. Побеждают злодеев они как бы вынужденно и по случайности (а иногда они с ними просто договариваются или приходят к компромиссу).
Увы, это заведомо неправильное действие по решению какой-либо проблемы. При решении любой проблемы важно определить причины её возникновения. В противном случае ты рискуешь опять и опять с ней столкнуться.
Например, в 5 серии первого сезона Диппер, Мэйбл, Вэнди и её друзья отправляются в заброшенный магазин, где обитают призраки. В этом магазине один из призраков вселяется в Мэйбл. Мэйбл, управляемая призраком, устраивает погром, тем самым наводя ужас, и берет друзей Вэнди в плен. Дипперу и Вэнди удаётся скрыться. Затем, становится известно, что призраками являются бывшие владельцы этого магазина. Чтобы освободить своих друзей и получить возможность покинуть это место, Дипперу пришлось выполнить странное требование призраков – станцевать танец в костюме барашка.
В итоге Дипперу удается «задобрить» призраков, те отпускают его друзей и дают возможность уйти. После исполненного танца призраки оказываются очень даже «добрыми и радушными», просто им скучно и одиноко, а путем захвата друзей Диппера в плен они лишь хотели выпросить у него танец. Данный сюжет как бы намекает, что злу и нечисти можно прислуживать и потакать, и в целом злодеи вроде как «неплохие ребята». Также этот танец можно расценить как акт унижения.
12 серия первого сезона. В Гравити Фолз есть праздник «Летоуин» (отсылка к празднику Хэллоуин, то есть все традиции аналогичны Хэллоуину). Монстр Летоуина говорит детям, чтобы они собрали за ночь 500 конфет, иначе он их съест.
Дети судорожно пытаются «наколядовать» конфет, но проваливают задание и монстр начинает охоту на них. Суса он съедает первым, но спустя несколько мгновений Сус вспарывает брюхо монстра изнутри и освобождается. В итоге мы узнаем, что этот монстр не из плоти и крови, а состоит из просроченных, выброшенных людьми конфет. Сус говорит, что ему без разницы какие конфеты кушать, он ест все конфеты без исключения. Услышанные слова осчастливили монстра, он обрадовался тому, что хоть кому-то он нравится и «ушел» с миром. Чуть дальше будет разъяснено, к чему был описан этот сюжет.
В шестой серии 2 сезона злая ведьма похищает кисти рук Стэнли. Когда герои приходят к ней в логово с целью вернуть кисти Стэнли, ведьма заставляет их выполнить её приказ. Она говорит, что ей в пещере очень одиноко, и просит детей сделать так, чтобы к ней кто-нибудь заходил в гости.
Главные герои решают навести порядок и сделать ремонт (поклеить обои, постелить ковры, поставить мебель), после чего ведьма растрогалась и вернула кисти дяде Стэнли. Другими словами – зло не замещается внутренним добром главных героев, а, наоборот, идёт выполнение приказаний злых персонажей. Вот, например, ведьма украла кисти рук не у одного десятка людей. Когда дети выполнили её «просьбу», она вернула руки только их дяде, а все остальные по-прежнему остались у неё. Здесь отсутствует какой-либо рост, преобразование характеров персонажей или исправление злодеев – просто один использовал других на взаимовыгодных условиях.
При воспитании детей на таком примере вырастут эгоисты, для которых не будет существовать понятий добра и зла, для них будут существовать «мои интересы» и «чужие интересы».
Также на основе этих трех сюжетов мы видим, как невзначай идёт навязывание идеи того, что зло может быть не таким уж и злым. У него есть чувства, и оно может быть приятным и доброжелательным. Капнув глубже и посмотрев на монстров с другой стороны, можно сделать следующий вывод. Призраки в первом сюжете – это бабушка с дедушкой, которые в прошлом очень не любили подростков, так как те относились к ним без уважения. Они были шокированы поведением современной молодёжи, их сердца не выдержали напряжения, и они умерли. Поэтому они и стали злыми призраками, которые издеваются над подростками. То есть причиной ненависти к подростам являются сами подростки. Проблема не в том, что бабушка с дедушкой не смогли с ними найти общий язык, а проблема в поведении подростков.
Конфетный монстр из второго сюжета – это следствие просроченных, невкусных конфет. И его злость к окружающим обусловлена тем, что большинство людей не любят вышедшие из срока годности конфеты. То есть проблема не в самом монстре, не в том, что он похищает и ест детей, а в том, что люди поступают неправильно, выбрасывая конфеты на свалку.
В третьем сюжете ведьма похищает кисти людей не потому, что она плохая, а потому что люди такие бессердечные и не заходят к ней в гости.
Во всех трех сюжетах чётко прослеживается идея «проблема (причина моей злости и агрессии) не во мне, а проблема в окружающих», «я плохой, потому что окружающие сделали меня таким». Подобные смыслы – это прямой путь к формированию эгоцентричного мировоззрения. Путем пропаганды таких идей, например, происходит внедрение и навязывание обществу толерантного отношения к порокам. Под похожими смысловыми посылами на Западе, да уже и в России, проходят парады извращенцев, которые выступают с лозунгами «мы такие, какие есть, и общество должно нас принять», «общество должно услужить нам, оно должно уважать нас и наши права».
И ещё один момент, связанный с конфетным монстром. Сус его как победил? Вспорол ему брюхо. Но точней будет сказать – он начал есть его изнутри. Другими словами – один персонаж начал есть другого персонажа. Подобный информационный подтекст имеется и в 10 серии второго сезона, где отец Пасифики говорит, что он со своей женой спрятался в бункере, еды и воздуха там хватит на многие месяцы вперед, а также они взяли с собой дворецкого. И самое главное в его словах: «Если еда закончится, то мы съедим дворецкого». Вот такой современный юмор сегодня звучит на детском телеканале «Дисней».