Дискредитация образа взрослых
(время на видео 06:03-11:30)
Взрослые в мультфильме представлены тремя основными персонажами: Зус, дядя Стэнли и Стэнфорд, а также несколькими второстепенными.
Единственный положительные герой – это Стэнфорд. Но много написать про него не получится, так как в сериале он полноценно появляется лишь в 13 серии 2 сезона, а во всех последующих сериях выступает в роли персонажа второго плана. Он ученый, который любит своё дело, сутками находится в своей лаборатории и проводит исследования. Он обеспокоен судьбой Гравити Фолз, да и всей Земли в целом, так как через портал, из которого он вернулся, может вырваться страшный демон и устроить конец света. Стэнфорд до последнего пытается предотвратить катастрофу, но ему это не удается. В последних двух сериях, в которых идёт речь о конце света, он принимает активное участие в сюжетной линии, но ничем «выдающимся» не отличается. Ведет себя так, как подобает учёному.
Стэнли (видео 06:05-08:51)
Как разъясняется в описании сюжета, с детства был шалопаем, и в старости он таким же и остался. Он алчный, жадный, готов на всё ради наживы, часто врёт и относится сверх неуважительно к окружающим. Естественно, в мультфильме всё это показано с юмором, который и формирует положительное эмоциональное восприятие демонстрируемого абсурда. Из всех эпизодов с его участием стоит подробно рассказать о 14 серии первого сезона.
В этом выпуске детей достало постоянное вранье их дяди, и они решают отыскать в лесу «зубы правды». Это обычная вставная челюсть, вставив которую человек начинает говорить одну лишь правду. Но каковой оказалась правда? Он в открытую говорит, что не уважает окружающих, говорит полицейским, что он всё время обманывает, что он злостно уклоняется от налогов, что он не моет руки после туалета и т.д. Детям это не нравится, и они решают, что Стэнли, который врал, был лучше того, который всегда говорит правду. Они снимают с него зубы, и всё возвращается на круги своя. Какой вывод можно сделать из этого эпизода? Врать можно, а иногда даже необходимо!
Здесь не поднимается вопрос о воспитании человека. На заведомо плохом человеке, демонстрируется, что будет, если говорить всегда правду, и что будет, если оставаться двуличным. И по задумке сценаристов, второй вариант оказывается более предпочтительным!
Правильно было бы привести в пример (то есть в противовес Стэнли) какого-то «совестливого» человека, для создания контраста между честным, праведным и думающим о других человеком, и человеком циничным, лживым и думающим лишь о себе, тогда бы зритель не ошибся в своём выборе. Но создатели мультфильма поступили по-своему – они просто наделили антигероя умением создавать комичные ситуации и, тем самым, сформировали иллюзию допустимости такого поведения.
Сус (Видео 08:51-09:38)
Двадцати двух летний работник Хижины чудес, в обязанности которого входит уборка помещения и выполнение ремонтных работ. Сус – посмешище для зрителя. Он инфантилен, глуп, пуглив, почти всё время думает и говорит о еде. Его любимые занятия – это играть в компьютерные игры, проводить время в лазерном клубе или кушать.
В 8 серии второго сезона у него даже появилась возможность загадать исполнение любого желания, и знаете, что он загадывает? Такой запас пиццы, которого бы ему хватило до конца своей жизни. Ещё раз хочу сделать акцент, что по сценарию ему 22 года! В мультсериале непозволительно изображать подобный безальтернативный образ, потому что в подсознании детей обязательно отложится этот шаблон «молодого парня». К тому же он изображён положительным героем. Он всегда старается быть рядом с Дипером и Мэйбл и помогать им в решении их проблем. Никакого изменения характера Суса по ходу развития сюжета не происходит.
Один небольшой факт о Сусе. В различных озвучках его называют, или Сус, или Зус. Становиться не понятно, что это за имя вообще такое? Но в одной из серий мелькают его водительские права:
На кадре мы видим, что его имя «Jesus», что в переводе будет означать «Иисус». Это можно оценить как откровенную насмешку над традиционными конфессиями, особенно учитывая обилие сатанинских подтекстов в сериале (подробно об этом ниже).
Что насчет персонажей второго плана – самыми занимательными являются полицейские Блабс и Дурланд (на видео 09:39-11:30). Первый – шериф (невысокий, толстый, чернокожий), второй – его заместитель (высокий, тощий, белокожий). Какими же изображены стражи правопорядка, слуги народа и его защитники?
Они нерасторопны и неуклюжи настолько, что обычному мошеннику в лице дяди Стэнли постоянно удаётся их одурачивать. Порой их поведение вообще выходит за рамки каких-либо норм: то они устраивают соревнование между собой по скоростному поеданию блинов; то бегают вокруг поломанного гидранта, как маленькие дети, и радуются, что на них хлещет вода; то выливают друг на друга кофе. В некоторых эпизодах демонстрируется их чрезмерная близость в отношениях (на видео 11:15-11:30).
Дурланд вообще походит на дауна (недоразвитость в развитии). В одном из эпизодов он не может решить головоломку для детей от 5 до 8 лет, в другом эпизоде он визжит как девочка и говорит, что вечером будет плести браслеты. Демонстрация таких персонажей, олицетворяющих правоохранительные органы, в мультсериале для детей также недопустима. Иначе, посмотрев подобные мультики в детстве, о каком уважительном отношении к полиции во взрослой жизни может идти речь?
Вот таких действующих лиц представили юным зрителям режиссёры «Гравити Фолз». Каждый из главных персонажей несёт порочные поведенческие модели. Знаком «+» можно отметить лишь одного персонажа второго плана – Стэнфорда, который эпизодически присутствует только в последних 5-7 сериях.
И в завершении анализа образов персонажей сериала стоит также отметить их визуализацию. Очень часто лица героев изображены глупыми (а порой даже «больными»):
Или же грубыми и надменными: