Появляется ли что-то сатанинское в мультфильме «Город героев»?
1) Пора наконец обратиться к противостоянию Каллагана и Крейя.
Полное имя Крея – Алистер Крей (Alistair Krei) и это ну очень недвусмысленная отсылка к реально жившему персонажу под именем Алистер Кроули (Aleister Crowley), известному черному магу и одному из идеологов оккультизма и сатанизма.
И в этом свете занятно, как разворачивается повествование в м/ф: герои сначала подозревают в злодеяниях именно его, околотёзку Кроули, поскольку его мотивы не до конца ясны, да и Каллаган назвал его человеком, отступившим от научных и других принципов, т.е. плохим. Но в финале оказывается, что ни в чем Крей не виноват, что он хороший и добрый парень, а девушка Абигейл совсем и не погибает из-за его ошибки, даже наоборот – рождается заново.
Символически Крей, раз он тёзка одного из самых известных сатанистов и герой в истории о трансгуманизме, который с сатанизмом связывают – представитель от дьявола, при этом втянутый в противостояние с другим героем, аналогичным по критериям пола, возраста и сферы занятости.
Если обратиться к реальности, то на другом конце оси сатанизма/поклонения дьяволу оказывается … вера в Бога (теперь вспомним об Абигейл = «любящая отца». Символизм Отец = Бог).
Каллаган, если и не символический Бог, то представитель от Бога… который в результате показанной истории теряет дочь (= теряет человечество как последователя).
И мы видим очень интересную постановку: Каллаган в мультфильме предполагается как Добро, но оказывается Злом(в него все верили (!) и все его уважали, но это именно он оказывается убийцей, вором и лжецом). Крей же ровно наоборот, предполагается как Зло, но оказывается Добром(все думают, что дьявол плохой, но… понятно, как дальше). Крей-Кроули как бы ничего плохого не хотел и в итоге и не сделал, только опосредованно (из-за мстящего ему Каллагана погибает Тадаши) – но в этом-то он тоже не виноват. Он просто радел за прогресс. При открытии своего комплекса он говорит: «Да, были ошибки, досадные неприятности, но они лишь укрепили нашу общую решимость прорваться сквозь тернии к звёздам», он не желал смерти Абигейл – «это был несчастный случай» и не простой, а во имя науки – более того, все вопросы как бы снимаются, раз девушка возрождается.
Также стоит обратить внимание, что из-за Каллагана человек (Тадаши) реально погибает, а из-за Крея – человек (Абигейл) не погибает, а перерождается.
Такая постановка тоже логично ложится на реальные сатанинские воззрения:
Некий злой бог-демиург создал земной мир, наполненный злом, сделал человека смертным и т.д., а сатанизм и его подуровень люциферианство хотят исправить эту несправедливость, переродить человека с помощью света знаний и технических достижений (Хиро + Бэймакс как символ слияния человека и машины, иначе трансгуманизма — это причина спасения Абигейл, человека, человечества).
Если же вернуться к сцене после конкурса, где разговаривают Хиро (=человек), Крей (=дъявол) и Каллаган (=Бог):
Крей говорит Хиро, что он готов выкупить его проект для своей корпорации и заплатить такие деньги, что в его возрасте никому и не снились, а Каллаган говорит, что изобретение действительно выдающееся и можно его дальше совершенствовать вместо того, чтобы продавать человеку, который руководствуется лишь соображениями выгоды и жертвовал научными и прочими принципами, чтобы всего достичь.
Хиро выдвигаются две возможности, и он выбирает и оказывает доверие Каллагану, а не Крейю. И что происходит спустя мгновение: Каллаган похищает изобретение Хиро и становится причиной гибели его брата! Каллаган обманывает Хиро. Крей же, выдвинувший свою возможность герою, НЕ обманывает его, он честен в отличие от Каллагана.
(Хиро на распутье: слева Крей, справа Каллаган)
Т.е. Хиро выбрал не того человека, не ту сторону, он ошибся – он должен был выбрать Крейя, а не Каллагана, чтобы его брат остался жив (Тадаши (человечество) умирает из-за своей веры в Каллагана (Бога), который истинный злодей в мультфильме, а не предполагаемый на эту роль Крей). Т.е. человек не должен выбирать веру в Бога, который ему лжёт, который сделал его смертным, несчастным и т.д. в соответствии с воззрениями сатанизма. Нужно выбрать сатанизм/дьявола /трансгуманизм, которые честны в своем стремлении не лишать человека неких блестящих возможностей.
Во время сцены, где Абигейл, вытащенную из портала, забирает скорая помощь, а Каллагана увозят полицейские, победивший в противостоянии Крей тоже стоит неподалеку, свободный и гордый и ни в чем не виноватый.
«Город героев» выводит очень специфические победы: вырезает позитивного героя-человека и ставит на его место робота и вырезает отца и профессора, отнимает у него дочь и ставит на его место героя с именем известного сатаниста, который жертвовал разными принципами, но оказался ни в чем невиновен и ничего плохого не совершил.
2) Теперь вспомним недавнюю «Малефисенту», где предпринята попытка расчистить, обелить символику зла и вызвать симпатии к образу падшего ангела Люцифера, традиционно отождествляемого с дьяволом, представляя его как незаслуженно обиженного – удивительным образом и здесь присутствуют мотивы, перекликающиеся с Люцифером.
Для сатанизма он имеет важное значение, поскольку их религиозные воззрения подразумевают, что Люцифер, это добро и сила, «несущая свет» и просвещение ради спасения людей, а Создатель мира, в котором мы пребываем – зло и мучитель человечества.
В «Городе героев» как и в «Малефисенте» появляется лик Люцифера, только в более ненавязчивой форме:
Что мы видим: преображенный Бэймакс – с крыльями, с рогами…
…купающийся в свете (люцифер = несущий свет) и несущий представителя человечества в высоты. Это ровно та же тематика, хоть и не такая явная, как в «Малефисенте».
В эпизоде купания Хиро и Бэймакса в свете появляются и моменты резких падений, что тоже поддерживает тематику Люцифера как падшего ангела.
Более того, вся разворачивающаяся история с точки восприятия Бэймакса – это просто «терапия» против депрессии Хиро, и, если обратиться к вере сатанизма, то здесь также есть сходство:
терапия/вызволение_Хиро/следующих поколений людей_из депрессии/из несовершенства и ущербности. С помощью:
- веры в то, что машина может быть равна человеку, а человек – машине (механизм, замещающий брата + философия «нам всем нужен апгрейд»),
- веры в Крейя, а не Каллагана (дьявол честен, а Бог лжец и убийца).
3) Возвращаясь к символическому отрыву человечества (Абигейл) от архаического отца (Каллаган — это символ веры в Бога, которая как бы была актуальна, но испортилась, и больше не годится)… Странноватое изображение Абигейл перед телепорт-скачком с «двухпальцевыми» жестами Бафомета навевает мысли, что она уже инициативно готова к разрыву с отцом (Богом) и своему перерождению, она и работает на Крейя (= вера в дьявола), и проводит соответствующую символику:
Тот же жест активно эксплуатируется в диснеевской «Малефисенте»:
4) И с ним же замечен идеолог сформированной команды героев Фред/Фредзилла (именно в его тематической супергеройской комнате принимается глобальное решение массового «апгрейда», а также в начале м/ф он рассказывает, как пытался вдохновить друзей на изобретения, которые им показались «антинаучными», но позже оказывается, что не так уж это и антинаучно):
P.S. Через Фреда также активно продвигается символика рептильного типа, которую, в прочем рассматривать здесь было бы излишне…
Замечания по трансгуманизму
Позволю себе добавить некоторые замечания по продвигаемому в «Городе героев» трансгуманистическому мировоззрению… Хоть отсылки к сатанизму в м/ф и присутствуют, но и вне религиозного контекста можно установить, что при всей прогрессивности и радении за счастье человечества трансгуманизм — по ряду причин не совсем здоровая философия: