И мультфильм в очень позитивной форме продвигает именно эту идею.
Обратимся еще раз к «зеркальным» моментам с Хиро и Тадаши / Хиро и Бэймаксом. Рядом с роботом статусность Хиро (герой смотрит на себя в зеркало, отчетливо оценивая) – масштабнее, выше и лучше, чем рядом с Тадаши, т.е. рядом с человеком, человеческим состоянием и бытием. С Бэймаксом это уже не мопед, трущобы и побег от полиции, это полет над городом, ощущение свободы и безграничности сил. Смысл этих сцен такой же, как и смысл плакатов, где каждый герой в обычном виде занимает 1/10 картинки, а супер-ипостась всё остальное пространство: трансгуманистический путь (человек в слиянии с машиной) – это круче, больше, выше, перспективнее, чем быть просто человеком.
Интересно обратить внимание и на пару других микро-моментов в мультфильме, поддерживающих идею такого «технологизирования» человека.
· Еле разборчиво героиня ГоуГоу говорит Хиро, когда тот волнуется перед выступлением на конкурсе: «Не дрейфь, НЕ БУДЬ мужиком» (не бойся = не испытывай эмоции, не будь мужиком = не будь человеком).
· В сцене тестового полета Хиро и Бэймакса, когда они набирают высоту параллельно небоскребу, слева в кадре на одном из зданий изображена вывеска с шестерёнками –
· т.е. параллельно изображению триумфа Хиро и робота, взлетающих ввысь, присутствует намек, сублиминальное указание на нечто техническое, рациональное, чем являются шестерёнки (по аналогии с «трансгуманизм – это квинтэссенция здравого смысла»). При этом тут же под плакатом находится и место для дерева, напоминающего сирень: снова технологическое и естественное плотно рядом, в рамках сообщения зрителю о пути достижения «величия».
· Еще интересный момент. Как уже было сказано, Бэймакс для Хиро, по сути, заменяет брата Тадаши. Обратим внимание, что Тадаши почти всегда изображен в кепке. Перед тем, как вбежать в горящее здание, он бросает её на землю, и позже она возникает как некий его характерный атрибут, напоминая о герое и том, что он умер.
· В сцене тестового полета Хиро и Бэймакса, как раз перед тем, как они взлетят параллельно небоскребу, герои сначала проносятся через некий темный туннель, где движется транспорт. И пара секунд акцентирует внимание зрителя на таком кадре:
Хиро в статусе триумфа, достигнутого через техническое преобразование себя и дружбу с машиной, смотрит назад на человека, видимо, машиниста транспорта, на котором кепка (!). Момент занимает пару секунд. И все это происходит в темном туннеле, после которого будет взлёт в вершины небес – «через тернии к звёздам». Это фиксация внимания на символическом прощании с Тадаши, который остается позади в «тёмном туннеле», и с подразумеваемыми под персонажем Тадаши смыслами.
Если переводить целостный трансгуманистический посыл мультфильма как некую схему или структуру, то получится примерно так:
Символизм достаточно глобальный, впрочем, как и планы трансгуманизма.
Тадаши, старший брат, представляет собой символ человечества на его текущем этапе(= человек обыкновенный). Человечество во многом прекрасно (= абсолютная положительность героя в его качествах) и занимается посильным усовершенствованием жизни (= изобретение полезного робота). Но у представителей человечества есть «недостаток» — смертность независимо ни от чего (= Тадаши гибнет, будучи прекрасным, нравственным человеком). Тадаши = смертное, несовершенное человечество как оно есть.
У Тадаши есть младший брат Хиро, символ следующего этапа человечества. Хиро осознает всю боль условия смертности — старший брат умирает, и вкупе с этим продолжает тему совершенствования жизни после Тадаши (братья заняты в одной и той же области).
Хиро видит, что роботы и их полезность — это хорошо (Бэймакс как медицинский помощник), их дальнейшее усовершенствование — тоже хорошо (ряд «апгрейдов» Бэймакса), но обстоятельства складываются так, что и «нам» (человечеству) тоже «нужен апгрейд». И команда ребят «Города героев» (тоже последующие поколения вместе с Хиро) делает технологический шаг к супер-силе (от состояния слабеньких ботанов к супергероям, спасающим город) – они разрабатывают расширяющую их возможности машинную амуницию (как намек на модифицированное тело) и располагают машиной, Бэймаксом, в своей дружеской компании, стоящей на одной планке с ними.
Иначе, технологии и научные достижения человечества - это хорошо (= Тадаши), но нужен новый виток, новый уровень (постоянно упоминаемая ДРУГАЯ ПЕРСПЕКТИВА, которую надо найти для разрешения проблем) использования этих знаний для жизни, что видится в направлении по слиянию человека и машины(= прощание с Тадаши, Хиро + Бэймакс как замена человеческого брата + «апгрейд» команды друзей). Таким образом, следующий этап человечества, как показывает история Хиро — трансгуманистическое продвижение к постчеловеческому состоянию.
Профессор Каллаган — некий символический архаизм в этом мультфильме. Он БЫЛ «актуален» (в м/ф – автор принципов робототехники (автор = начинатель), а также глава прогрессивного ВУЗа, почтенный человек со сформированной хорошей репутацией), но в конце концов он спускается во зло, становится асоциальным, опасным. Хани-Лемон задается вопросом о нем: «Хороший был человек, что же с ним случилось?» — т.е., иначе говоря, бывший хороший человек больше непригоден. = Каллаган символизирует нечто, что раньше было актуально, а теперь больше не годится. При этом у профессора есть дочь с именем Абигейл (знач. имени «любящая отца»), которую он теряет из-за Крейя, после чего втягивается в противостояние с ним.
Символизм истории с Каллаганом, противостоящим Крейю, имеет особую специфику и требует отдельного рассмотрения, поэтому вернёмся к этому в следующей главе. А пока обратимся к Абигейл.
Она – это так же, как и Тадаши и Хиро, символ человечества, но с привязкой и последующим отрывом от чего-то, что символизирует Каллаган (значение ее имени «любящая отца» и символизм отец-ребенок).
Абигейл оказывается в очень странной ситуации, она из-за неудачного тестирования телепортов попадает в какое-то загадочное пространство, в статус недо-смерти и позже проводится мультфильмом к спасению:
В этом положении, в некоем пространстве вне мира, в бессознании, в яйцеобразном аппарате, она очень напоминает эмбрион человека, и навевает мысли о рождении, а поскольку она уже «рождена», то о «втором рождении» или «перерождении».
И за Абигейл (человечество) прибывают Хиро и Бэймакс (сплав человека и машины = трансгуманизм), благодаря чьим усилиям она выносится из портала.Т.е. символическое перерождение происходит благодаря трансгуманистическому пути = трансгуманизм готов переродить человечество.
Каллагана же, отца – того, с кем Абигейл была связана, забирает полиция, он «испорчен», будет сидеть в тюрьме, взаперти. Его сажают в полицейскую машину чётко на фоне спасенной дочери.
Зашифрованная идея трансгуманистического перерождения человека также поддерживается особенным изображением в пространстве портала Бэймакса и Хиро, стоящим на капсуле с Абигейл, по аналогии с фреской Микеланджело «Сотворение Адама»:
И тема веры, и тема человека и Бога, на место которого здесь поставлен механизм с претензией на искусственный интеллект, особенно интересны в рамках «Города героев»…
Отсылки к сатанизму
…поскольку в отношении христианской веры трансгуманистическое движение, продвигаемое мультфильмом, представляет собой одно из воплощений сатанизма.
Трансгуманизм стремится «переделать» человека на своё усмотрение, перекроить его, с точки же зрения христианства человеческое существо создано по образу и подобию Бога и представляет собой совершенство. Трансгуманисты, выказывая недовольство чем-либо, смертностью, эмоциональной нестабильностью, недостатком силы человека или другим и стремясь изменить человеческую природу подручными средствами, отрицают или частично отрицают веру в мудрость Создателя. Внесение технических корректив в образ человека — это внесение корректив в божественное создание, а значит, некое противодействие самому Богу или спор с Ним.